Изучение эмоционально – волевой сферы дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:54, контрольная работа

Краткое описание

Изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста сегодня весьма актуальна, психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Восприятие, память, мышление — познавательные психические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические процессы: эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика эмоционально-волевой сферы человека как основы психических состояний.
1.1 Эмоционально-волевая сфера
Глава 2. Особенности формирования воли и развития положительных эмоций в дошкольном возрасте.
2.1 Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника.
Глава 3.Описание диагностического материала по изучению эмоций и воли в дошкольном возрасте.
Глава 4.Исследование эмоций и воелвых проявлений в дошкольном возрасте.
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

по психологии контрольная работа.docx

— 739.39 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

Заочное отделение

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Дисциплина: « Психология»

Тема: «Изучение эмоционально – волевой  сферы дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент группы В-36

_Шульц М.А__                                                          

Проверила:  

преподаватель

_Сингур Л.В___

 

 

Соликамск,  2014

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика эмоционально-волевой сферы человека как основы психических состояний.

1.1 Эмоционально-волевая сфера

Глава 2. Особенности формирования воли и развития положительных эмоций в дошкольном возрасте.

2.1 Развитие эмоционально  волевой сферы дошкольника.

Глава 3.Описание диагностического материала по изучению эмоций и воли в дошкольном возрасте.

Глава 4.Исследование эмоций и воелвых проявлений в дошкольном возрасте.

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

Введение

 

Изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста сегодня весьма актуальна, психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Восприятие, память, мышление — познавательные психические процессы. С их помощью человек отражает объективный мир. Другие же психические процессы: эмоции, воля, внимание — обеспечивают активность человека по преобразованию внешнего мира и регуляции своего поведения. Эмоции, или переживание личностью ее связей с миром, необходимая предпосылка человеческой активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются ее мотивами. Эмоции определяют качественную и количественную характеристику поведения. Эмоции отличаются от познавательных и волевых процессов. Эмоциональные реакции субъективны в том смысле, что «заканчиваются» в «теле человека», а волевые способны проявляться в действиях, в практическом отношении к объекту. Эмоций столько, сколько различных ситуаций, в которых находится личность.

Центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития эмоций - нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера, должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.

Целью данной контрольной работы является рассмотреть вопросы развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Задачи: изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста; выявить особенности эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста; рассмотреть способы развития эмоционально-волевых нарушений у старшей группы дошкольного возраста.

Решение поставленных задач обеспечивались следующими методами: теоретический анализ литературы по проблеме; наблюдение, методы статистической обработки данных; реализация специальной программы для детей дошкольного возраста.

 

 

Глава 1. Характеристика эмоционально-волевой сферы человека как основы психических состояний.

    1. Эмоционально-волевая сфера

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека, характеризующее  содержание, количество и динамику его эмоций и чувств. Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления  и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связано со стержневыми особенностями личности, её нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением.

«Чувства» - это сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства возникают и проявляются только по отношение к определённым объектам: людям, предметам, событиям и.т.д.

«Настроение» – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое возбужденное или подавленное и.т.д. Настроение могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: от темперамента, от характера человека, от возраста человека. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может, как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека.

«Эмоция» и «Чувство»- употребляют как синонимы. В более узком значении эмоция - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астеническими эмоции (характеризуются пассивностью, или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека).

«Аффект» - эмоциональные процессы, быстро обладающие человеком и бурно протекающие. Аффекты называют кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно проявляющиеся в поведении человека и имеющие яркое выражение в его жестах,  мимике, пантомимике, модуляциях голоса. В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает быстро и сравнительно быстро проходит.

«Стресс» – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Особую форму переживанию чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния: давления, напряжение, или эмоциональный стресс.

«Страсть» – страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление человека. Страсть избирательна и всегда предметна. Страсть, захватывая все мысли человека, часто ею нельзя управлять, она сама начинает управлять человеком.

«Фрустрация»-психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями. Фрустрация сопровождается гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Уровень фрустрацией зависит от состояния человека, попавшего в стрессовую ситуацию, или жизненные трудности.

«Воля» – сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции. Аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции своей деятельности и различных психических процессов. Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности  с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата.

«Умение» и «Навык» – умение способность человека успешно выполнять определенные действия, деятельности с высоким качеством результата. Навык – полностью автоматизированное движение человека, протекающих быстро, точно, без сознательного контроля со стороны человека и всегда приводящих к определенному результату. В навыке потребности, мотивы и цели слиты воедино. Сознательная регуляция деятельности проявляется в системе волевых психических состояний.

Глава 2.Особенности формирования воли и развития положительных эмоций в дошкольном возрасте.

. 2.1 Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника

Развитие эмоционально – волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. С точки зрения формирования ребёнка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относиться к возрасту три – четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляциии, а третья относиться к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств. Развитие эмоционально – волевой сферы личности  соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода. Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно – психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды. В каждом из них проявляются эмоциональные, поведенческие особенности, тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состояние дискомфорта у ребёнка проявляется в общей  вегетативной  эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст) доминирует психомоторный тип реагирования. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Эмоции определяют эффективность обучения и воспитания ребёнка, а волевое усилие оказывает влияние психического развитие ребёнка. В целом для дошкольного детства характерна спокойная эмоциональность, отсутствие вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Стабильный эмоциональный фон представлений ребёнка определяет динамика. Динамика образных представлений – более свободна и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве.

Аффект (эмоциональный образ) первое звено в поведении ребёнка. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, например: сочувствие, сопереживание. Самым важным личностным механизмом считается соподчинением мотивов. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. В младшем дошкольном возрасте ребенок, может принять решение. Наиболее сильный мотив для дошкольника – это поощрение, награды. А наиболее слабый – наказание.

Жизнь дошкольника более разнообразна, чем в раннем возрасте. В дошкольном возрасте появляется новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием. Разнообразные мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов обладающих разной силой у ребенка выделяются доминирующие мотивы. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать свое поведение, начинает соблюдать элементарные этические нормы поведения. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.

Еще одна линия развития самосознание – осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного возраста ребенок не осознает свои переживания, только в конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях, может выразить словами « я рад», или « я недоволен» или «я сердит». Для того периода характерна и половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играет не во все игры, у них появляются специфические игры только для мальчиков  и только для девочек.

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Самооценка, усложнения и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально – потребностей сферы – вот несколько особенностей, характерны для личностного развития ребенка.

Глава 3. Описание диагностического материала  по изучению эмоций и воли в дошкольном возрасте.

Опыт работы в детском саду подсказывает, что нельзя упустить благоприятный период в развитии и становлении эмоционально - волевой сферы ребёнка. Следовательно, необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка.

Для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.

С этой целью в старшей группе №6 Детского сада №77 в г. Березники, было проведено изучение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

При проведении обследования использовались следующие методики:

Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Воспитатель  поясняет ребенку: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Информация о работе Изучение эмоционально – волевой сферы дошкольного возраста