Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работаю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.

Содержание

Введение ..................................................................................................... 3

ГЛАВА № 1: Методология исследования в психосоциальной
сфере ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА № 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.
2.1. Объект исследования ......................................................................... 13
2.2. Использованные методики и процедура исследования ................... 14
2.3. Обработка полученных данных ............................................................17
2.4. Результаты количественного анализа ................................................ 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 23
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................…24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая магистратура.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2. Столбиковая гистограмма: Процентные показатели уровня развития эмпатии (в  сравнении  с групповой нормой) у педагогов, работающих с девиантными  детьми

 

  На рисунке  1.1 представлены результаты уровня развития эмпатических способностей. По отраженным данным можно говорить, что у 40% испытуемых данное качество в сравнении с возрастной нормой находятся на среднем уровне развития, у 57% оно занижено, а у 3% характеризуется очень низкой степенью развития. По внутригрупповым показателям в  область нормы результаты входят у 53% респондентов, у 43% испытуемых данное личностное качество характеризуется интенсивностью развития, ниже групповой нормы данный признак развит у 4% респондентов (рис.1.2.).

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Столбиковая гистограмма: Процентные количественные показатели направленности личности у педагогов, работающих с  девиантными детьми

 

  43% педагогического  состава имеют направленность  на дело, т.е. ориентированы на  выполнение работы как можно лучше; 53% при взаимодействии ориентированы на общение, на установление эмоциональных контактов; удовлетворенность безотносительно работы и сотрудников получают лишь 7% испытуемых.


 

 

 

 

 

 

 

 

        Рис.3.1. Столбиковая гистограмма: Процентное соотношение показателей успешности социально-психологической адаптации (в сравнении с возрастной нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми.

 

 

 

       

 

Рис.3.2. Столбиковая гистограмма: Процентное соотношение показателей успешности социально-психологической адаптации (в сравнении с  групповой нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми.

 

Процентные  отношения высчитывались для  следующих параметров:

1-адаптивность, 2-приятие других, 3- самоприятие,4- эмоциональный комфорт, 5- стремление к доминированию, 6- внутренний контроль, 7-эскапизм. На рисунке 3.1 представлены данные, отражающие количественные соотношения полученных результатов с возрастной нормой. Внутригрупповые показатели отображены на рис.3.2.

    1. Результаты количественного анализа

 

По полученным данным можно увидеть, что у 53% педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, уровень развития эмпатии  входит в групповую норму, а по возрастной норме данное число приближается к 57%; низким, по внутригрупповым нормам, данный параметр является у 4% испытуемых, у 3% реципиентов он занижен в сравнении с возрастной нормой; у 40% уровень эмпатии превышает границы возрастной нормы, по групповым показателям это часть педагогов составляет 43%.

  У 27% работающего персонала доминирует направленность на себя, они стремятся к личному благополучию и выгоде; 50% испытуемых в мотивационной сфере более выражена направленность на общение; наиболее продуктивны в работе (направленность на дело) 43% педагогов.    Часть испытуемых обладают возможностью и способностью к удачной адаптации (по возрастной норме -  66% респондентов, а по групповой – 67%), у 23%, по данным групповой нормы, и у 34%, по данным возрастной нормы, социально-психологическая адаптация нарушена.  66% (по возрастной норме) и 56% по групповой норме способны к конструктивному взаимодействию с другими; 9% реципиентов  - замкнуты, если сравнивать с возрастной нормой, по групповой норме данная цифра составляет 14% , 35% респондентов  (возрастная норма), 20% (внутригрупповая область нормы) - очень активны и способны вызвать негативную реакцию своей настойчивостью при взаимодействии. По возрастной норме 65%  испытуемых обладают довольно адекватной самооценкой, в область групповой нормы входят 77% педагогов, характеризующихся нормальным развитием данного качества, у 35% по отношению к  возрастной норме, и соответственно,  у 33%  по отношению к групповой, она деформирована. Эмоциональный комфорт испытывают 77% испытуемых (в сравнение с возрастной нормой), по внутригрупповой норме -  54% испытуемых. Если сравнивать с возрастной нормой, то ведомыми себя чувствуют 3% педагогов и 14%, если сравнивать с групповой нормой;   стремятся доминировать (по возрастной норме) 54%, а (по групповой норме) 77% реципиентов. На внутренний контроль опираются 97% (возрастная норма), по внутригрупповой норме внешний контроль преобладает над внутренним у 66%. Уход от проблем характерен для 83%, если сравнивать с возрастной нормой; по групповому распределению данный признак (эскапизм) у себя отмечают 73% педагогов.

Заключение:

 

    Рассмотрение эмпатии,  направленности личности и социально-психологичекой  адаптации у педагогов, работающих  с детьми, имеющими отклонения  в  поведении, позволило выявить:

  1. Развитие эмпатических способностей, доминирование определенной направленности личности в мотивационной сфере и степень адаптации  педагогов, работающих  в приюте.
  2. Такое качество как эмпатия ярко выражено у большинства испытуемых, приблизительно у 50% оно значительно превышает возрастные и внутригрупповые нормы.
  3. У педагогов, преобладающей в мотивационной структуре, является направленность на общение; далее следует личностная направленность на дело и минимальное количество – направленность на себя.
  1. Реципиенты показали высокие возможности для адаптации в изменяющихся условиях, у них доминирует опора на внутренний контроль, они чувствуютсебя эмоционально комфортно в рамках данной деятельности. 
    Литература

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 375 с.
  2. Бойко В.В., Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.1999. 528 с.
  4. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999. 460 с
  5. Лишенные родительского попечительства. / Хрестоматия.; редактор-составитель - Мухина В.С., М., 1991. 222 с.   
  6. Морозова И.О. Влияние общих способностей  на эффективность решения  криативных  задач  в деятельности  банковских  служащих.  Диссертация . - Тверь , 1996
  7. Налчаджян А.А., Социально-психологическая адаптация личности., Ереван, 1988.
  8. Немов Р.С. Психология. М., 1998г. 687с.
  9. Практикум по психологии менеджмента./ под редакцией – Никифорова Г.С. Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. С-Пб.,2001 444с
  10. Практическая психодиагностика. / редактор-составитель – Райгородский Д.Я., М., 2000. 668 с.
  11. Радина Н.К. Изучение самоприятия у детей, воспитывающихся в закрытых семьях. // Вопросы психологии. 2000г. №3
  12. Раттер М., Помощь  трудным детям. М., 1995. 419 с.
  13. Рогов  Е.И.  Настольная книга  практического психолога.  М .,1998. 383с.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб, 1999
  15. Руденский Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации. //Мир психологии. 1998г. №3
  16. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии.

С-Пб.,2000, 350с.

  1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986. т.1, 406 с.
  2. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: пособие для сотрудников центров / под редакцией – Иващенко Г.М., М.,1999,192с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, выбрав «да» или «нет».

  1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.  Да\Нет
  2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным. Да\Нет
  3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции. Да\Нет
  4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев. Да\Нет
  5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется. Да\Нет
  6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке. Да\Нет
  7. Я  из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете. Да\Нет
  8. Я теряю  душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены. Да\Нет
  9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт. Да\Нет
  10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно. Да\Нет
  11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая этого. Да\Нет
  12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния. Да\Нет
  13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение. Да\Нет
  14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей. Да\Нет
  15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются. Да\Нет
  16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном. Да\Нет
  17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним. Да\Нет
  18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им. Да\Нет
  19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.  Да\Нет
  20. Чужой смех обычно заражает меня. Да\Нет
  21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку. Да\Нет
  22. Плакать от счастья глупо. Да\Нет
  23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем. Да\Нет
  24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов. Да\Нет
  25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей. Да\Нет
  26. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня волнуются. Да\Нет
  27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, разложив по полочкам. Да\Нет
  28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются  у кого-либо из членов семьи. Да\Нет
  29. Мне было бы трудно  задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком. Да\Нет
  30. У меня творческая натура  - поэтическая, художественная, артистическая. Да\Нет
  31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых. Да\Нет
  32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека. Да\Нет
  33. Мое мышление больше о<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; t

Информация о работе Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работаю