Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:36, курсовая работа
В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.
Введение ..................................................................................................... 3
ГЛАВА № 1: Методология исследования в психосоциальной
сфере ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА № 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми.
2.1. Объект исследования ......................................................................... 13
2.2. Использованные методики и процедура исследования ................... 14
2.3. Обработка полученных данных ............................................................17
2.4. Результаты количественного анализа ................................................ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 23
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................…24
Рис.1.2. Столбиковая гистограмма: Процентные показатели уровня развития эмпатии (в сравнении с групповой нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми
На рисунке 1.1 представлены результаты уровня развития эмпатических способностей. По отраженным данным можно говорить, что у 40% испытуемых данное качество в сравнении с возрастной нормой находятся на среднем уровне развития, у 57% оно занижено, а у 3% характеризуется очень низкой степенью развития. По внутригрупповым показателям в область нормы результаты входят у 53% респондентов, у 43% испытуемых данное личностное качество характеризуется интенсивностью развития, ниже групповой нормы данный признак развит у 4% респондентов (рис.1.2.).
Рис. 2. Столбиковая гистограмма: Процентные количественные показатели направленности личности у педагогов, работающих с девиантными детьми
43% педагогического состава имеют направленность на дело, т.е. ориентированы на выполнение работы как можно лучше; 53% при взаимодействии ориентированы на общение, на установление эмоциональных контактов; удовлетворенность безотносительно работы и сотрудников получают лишь 7% испытуемых.
Рис.3.1. Столбиковая гистограмма: Процентное соотношение показателей успешности социально-психологической адаптации (в сравнении с возрастной нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми.
Рис.3.2. Столбиковая гистограмма: Процентное соотношение показателей успешности социально-психологической адаптации (в сравнении с групповой нормой) у педагогов, работающих с девиантными детьми.
Процентные отношения высчитывались для следующих параметров:
1-адаптивность, 2-приятие других, 3- самоприятие,4- эмоциональный комфорт, 5- стремление к доминированию, 6- внутренний контроль, 7-эскапизм. На рисунке 3.1 представлены данные, отражающие количественные соотношения полученных результатов с возрастной нормой. Внутригрупповые показатели отображены на рис.3.2.
По полученным данным можно увидеть, что у 53% педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, уровень развития эмпатии входит в групповую норму, а по возрастной норме данное число приближается к 57%; низким, по внутригрупповым нормам, данный параметр является у 4% испытуемых, у 3% реципиентов он занижен в сравнении с возрастной нормой; у 40% уровень эмпатии превышает границы возрастной нормы, по групповым показателям это часть педагогов составляет 43%.
У 27% работающего персонала доминирует направленность на себя, они стремятся к личному благополучию и выгоде; 50% испытуемых в мотивационной сфере более выражена направленность на общение; наиболее продуктивны в работе (направленность на дело) 43% педагогов. Часть испытуемых обладают возможностью и способностью к удачной адаптации (по возрастной норме - 66% респондентов, а по групповой – 67%), у 23%, по данным групповой нормы, и у 34%, по данным возрастной нормы, социально-психологическая адаптация нарушена. 66% (по возрастной норме) и 56% по групповой норме способны к конструктивному взаимодействию с другими; 9% реципиентов - замкнуты, если сравнивать с возрастной нормой, по групповой норме данная цифра составляет 14% , 35% респондентов (возрастная норма), 20% (внутригрупповая область нормы) - очень активны и способны вызвать негативную реакцию своей настойчивостью при взаимодействии. По возрастной норме 65% испытуемых обладают довольно адекватной самооценкой, в область групповой нормы входят 77% педагогов, характеризующихся нормальным развитием данного качества, у 35% по отношению к возрастной норме, и соответственно, у 33% по отношению к групповой, она деформирована. Эмоциональный комфорт испытывают 77% испытуемых (в сравнение с возрастной нормой), по внутригрупповой норме - 54% испытуемых. Если сравнивать с возрастной нормой, то ведомыми себя чувствуют 3% педагогов и 14%, если сравнивать с групповой нормой; стремятся доминировать (по возрастной норме) 54%, а (по групповой норме) 77% реципиентов. На внутренний контроль опираются 97% (возрастная норма), по внутригрупповой норме внешний контроль преобладает над внутренним у 66%. Уход от проблем характерен для 83%, если сравнивать с возрастной нормой; по групповому распределению данный признак (эскапизм) у себя отмечают 73% педагогов.
Заключение:
Рассмотрение эмпатии,
направленности личности и
С-Пб.,2000, 350с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, выбрав «да» или «нет».