Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.
1. Индивидуальность и личность
1.1. Понятие «личность» и «индивидуальность»…………………… 3
1.2. Проявление индивидуальности личности ……………………… 7
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности ……. 14
2. Ответы на тестовые задания …………………………………………… 21
Список использованных источников………………………………… 31
Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, т. е. человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше социально интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность (Р. Мэй). Характер как интеграт личности по отношению к индивидуальности есть баланс функции сохранения, «обеспечения безопасности индивидуальности» за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).
Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъектные характеристики, специфические для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.
Сфера бытия индивидуальности
– «мой» мир, внутренний мир, который
как изначальная данность сформировался
в ходе развития личности. По мере того
как индивидуум личностно относится
к окружающему внешнему и социальному,
«нашему» миру, они становятся частью
«моего» мира, мира внутреннего, «втягиваются»
в него, становятся «событийными»
миру внутреннему. Таким образом, «мой»,
внутренний мир приобретает
Развитие личности означает экспансию, расширение «моего» мира во временном, пространственном и социальном измерении, это означает, что индивидуальность обретает свое бытие. Таким образом, становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности. Если использовать аналогию с темпераментом, личность как общественный, социализированный индивид является формально-динамической характеристикой по отношению к индивидуальности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет только границы и возможности расширения «моего» мира, за счет этого – разнообразие его содержания, но не ту работу, которую индивидуальность с этим содержанием выполняет.
Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интериндивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъективное. В этом новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящим отцом, мне недостаточно усвоить нормы отцовского поведения, обязанности отца по отношению к ребенку как объекту ролевого поведения. Отцом можно стать, только понимая ребенка и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира.
Социальное поведение
и межличностное общение как
нормативно регулируемые действия в
интериндивидуальном общении
В пространственном измерении профессиональная предметная деятельность и сформированный интеллект становятся поводом и возможностью творчества. Для индивидуальности обязательные, предписанные и контролируемые требуемым результатом или кем-то способы действий подобны стенам тюрьмы, ограничивающим пространство ее существования.
Если деятельность и интеллект
позволяют, предметная деятельность как
творчество становится увлекательной
и свободной игрой с природой,
которой можно задавать вопросы,
экспериментировать, изменять способ
действий и ждать ответных реакций.
Учитывая, что природа не злонамеренна,
это игра с партнером, а не покорение.
Природа как предмет
Природа творческой активности человека иллюстрируется хорошо известными феноменами эффекта неразрешенной задачи, когда люди упорно возвращаются к ней в мыслях, даже если в этом нет утилитарной необходимости, феноменом сдвига мотива на цель, когда цель деятельности становится ее мотивом.
Таким образом, основной единицей творческой предметной деятельности становится не решение задач установленными способами, а решение проблем или поиск решений поставленных задач, а основным отношением – субъект-субъектное.
В том случае, если личность не реализовалась в социальном поведении и профессиональной деятельности как форме предметной деятельности, она может реализоваться в других, исторически выработанных видах деятельности.
Способом экспансии «моего» мира во внешний мир, пространственного расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествия как способ познавать природу и экспериментировать с ней, видеть ее изменения за счет простого перемещения в пространстве.
Если в социальном поведении нет поводов и возможностей для полноценного интериндивидуального общения, расширения «моего» мира в его социальном измерении, человек может дополнить его религиозными и философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в «заочное» общение с другими индивидуальностями, благодаря тому, что существуют философия, религия и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего мира (и понимания мира внешнего и социального) другим людям. Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека диалогична по своей сущности.
Основной функцией индивидуальности
как интеграта является сохранение
и изменение своей
Основное содержание индивидуальности – внутренний мир личности, основная форма деятельности – интеграция этого мира и как следствие – личности.
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности.
Элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Только в словаре С.И. Ожегова, содержится 51333 слова, и около 1500 из них означают свойства личности. Но все это трудновообразимое число свойств личности, психологи пытаются условно уложить в некоторое число подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает
в себя индивидуальные особенности
психологических процессов
Далее уровнем личности является также ее социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умение, привычки.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая желания, интересы склонности, идеалы, мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Различия людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.
Черты личности объединяют
группы тесно связанных
1. уверенность в себе - покорность.
2. интеллектуальность – ограниченность
3. зрелость ума –
При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимых к комбинации отдельных личностных факторов. Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат, по крайней мере, четырех факторов личности, не сводящийся ни к одному из них – доминантности.
Издавна делались попытки
свести практически бесконечное
множество индивидуальностей к
небольшому количеству типичных портретов.
В структуру индивидуально-
Выделяют общую и частную конституцию человека. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных в наследственности и определяющих специфику всех реакций организма на воздействие среды.
Иными словами, общая конституция – это общая характеристика организма. Можно предположить, что в основе общей конституции человека лежит генотип человека.
В структуре частных конституций выделяют два основных класса: класс морфологических конституций и класс функциональных.
Поскольку телосложение в
сравнении с другими видами конституции
– это легко наблюдаемая
Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.
Немецкий ученый Э. Кречмер в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» пытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характерологические) особенности.
Кречмер описал 4 типа телосложения и соответствующие типы темперамента:
Типы телосложения Типы темперамента
Астенический (лептосомный) Шизотимный
Атлетический Искотимный
Пикнический
Диспластический Циклотимный
Например, Астенический тип
– это люди, как правило, высокого
роста, с хрупким телосложением,
плоской грудной клеткой. Астеники
имеют шизотимный темперамент. К
более распространенным характеристикам
следует отнести
В основе варианта У. Шелдона
лежат системы
Чем же так привлекательно типологическое мыщление? По мнению Д. Леонтьева:
1. Универсальностью. Наклеивание
«ярлыков» срабатывает всегда. Нет
человека, которого с первого
взгляда нельзя было бы