Индивидуальность и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество.

Содержание

1. Индивидуальность и личность
1.1. Понятие «личность» и «индивидуальность»…………………… 3
1.2. Проявление индивидуальности личности ……………………… 7
1.3. Соотношение индивидуального и типичного в личности ……. 14
2. Ответы на тестовые задания …………………………………………… 21
Список использованных источников………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная, Психология - копия.docx

— 54.76 Кб (Скачать файл)

2. Это путь наименьшего  сопротивления при познании личности, так, как, по сути, отнесение  человека к какому-нибудь определенному  типу избавляет нас от необходимости  познавать его дальше. Если мы, допустим, определяем человека как  хулигана или вундеркинда, уже  нет необходимости проникать  в него глубже и познавать,  чем один хулиган отличается  от другого хулигана. Если мы  двух людей назвали хулиганами, то различия между ними нас  уже мало интересуют. И дальше, действуя как-то по отношению  к этим людям, мы уже ориентируемся  не на самого человека, а на  тот типологический ярлык, который  мы уже дали.

Облегчая нам жизнь, типологическое мышление оказывает нам медвежью услугу. В чем она выражается?

Как уже было сказано, типологическое мышление останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает нам знание не о самой личности, а о соответствии ее нашей типологии. Мы не можем узнать о человеке ничего сверх того, что заложено в саму типологию.

Подводя человека под определенный тип, мы делаем его равным самому себе. Изменение не возможно. Непонятно, как  хулиган может стать не хулиганом, экстермист не экстермистом, а невротик - здоровым. Тем самым мы консервируем человека, помещаем его в заранее  определенную ячейку.

Типологические обозначения  почти всегда категоричны. Человек  оказывается либо хулиганом, либо не хулиганом, либо левым, либо правым, либо коллективистом, либо нет. Промежуточные  стадии и градации невозможны в рамках типологического подхода – нельзя быть немножко хулиганом или слегка правым.

Не всем, но большинству  типологических характеристик присуща  положительная или отрицательная  оценка. Отличительная особенность  к личности, в отличие, например от традиционного педагогического  заключается в его безоценочности. Это не значит, что оценка отсутствует  вообще, или разные формы поведения  оцениваются одинаково. Речь идет о  том, что оценка формируется уже  после восприятия человека, сначала  воспринимается объективно человек  и то, что он делает, и уже после  этого, отдельно, в случае необходимости  дается оценка. Традиционная же педагогика по своему замыслу, по определению исходит  из необходимости сформировать определенные идеальные типы, качества и всегда смотрит на конкретного человека через призму этого идеала, что  мешает видеть человека самого по себе. Типологический подход к личности по нагруженности оценочными характеристиками близок традиционному педагогическому  подходу. Нет нужды добавлять, что  сегодня достаточную силу приобрела  творческая струя в педагогике, смыкающаяся  с психологическим подходом, однако традиционная педагогика еще отнюдь не отошла в историю.

Некоторая искусственность. Это связано с тем, что каждый тип оказывается на каком-то одном  качестве личности, которое абстрагируется и раздувается до таких размеров, чтобы охарактеризовать человека в  целом. По сути, тип на этом строится, т.е. одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого  типа. Все типологии, по словам одного из основоположников психологии личности Г. Олпорта, устанавливают границы  там, где нет границ. И любая  типология определяется задачами, которые  мы ставим. Отнесение человека к  определенному типу является, по мнению Д. Леонтьева, является не познанием  человека как такового, а познанием  того, как он соотносится с какими-то нашими задачами.

Итак, отнесение человека к какому-то определенному типу не является познанием человека. Но было бы неверным сказать, что это вредно, не нужно и т.д. Оно дает ответ  на какие-то конкретные практические вопросы. Например в ситуации профориентации, где стоит совершенно конкретная проблема сопоставление склонностей конкретных людей и различных типов профессий, типология играет конкретную практическую роль.

В другой ситуации – возьмем  ту же нозология в психиатрии –  тоже стоит практическая задача найти  формы лечения, определить режим  и т.д. Здесь тоже в соответствии с определенной практической целью  типология работает. И те политические ярлыки, которые уже упоминались, тоже работают в конкретной практической ситуации. То есть все типологии  работают в рамках решения конкретных практических задач, но вне этих задач, сами по себе какой-то познавательной ценности они не несут.

Второй вывод – если типология и ярлыки абстрагируют какой-то отдельный сегмент личности, то противоположный путь, ведущий  ближе к истинному познанию –  это путь познания личности в разных гранях, разных аспектах и проявлениях, не сводя ее к какому то одному обозначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ответы на  тесовые задания.

 

1- 1.3

11- 11.2

21- 21.1

31- 31.2

41- 41.1

51- 51.2

61- 61.3

71-

81- 81.3

91- 91.3

2- 2.1

12- 12.2

22- 22.3

32- 32.3

42- 42.2

52- 52.3

62- 62.1

72-

82- 82.3

92- 92.1

3- 3.2

13- 13.1

23- 23.2

33- 33.3

43- 43.2

53- 53.2

63- 63.1

73-

83- 83.3

93- 93.1

4- 4.2

14- 14.1

24-24.2

34- 34.2

44- 44.1

54- 54.2

64- 64.1

74- 74.1

84- 84.2

94- 94.2

5- 5.3

15- 15.2

25- 25.3

35- 35.1

45- 45.2

55- 55.3

65- 65.1

75- 75.3

85- 85.2

95- 95.1

6- 6.2

16- 16.2

26- 26.1

36- 36.1

46- 46.2

56- 56.2

66- 66.2

76- 76.2

86- 86.2

96- 96.1

7- 7.2

17- 17.1

27- 27.3

37- 37.1

47- 47.3

57- 57.1

67- 67.1

77- 77.3

87- 87.3

97- 97.1

8- 8.3

18- 18.2

28- 28.2

38- 38.3

48- 48.2

58- 58.3

68- 68.1

78- 78.2

88- 88.3

98- 98.1

9- 9.2

19- 19.1

29- 29.2

39- 39.3

49- 49.2

59- 59.1

69- 69.2

79- 79.3

89- 89.2

99- 99.2

10- 10.1

20- 20.3

30- 30.1

40- 40.1

50- 50.1

60- 60.1

70- 70.1

80- 80.2

90- 90.3

100- 100.3


 

1. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие  объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

1.1) экспериментом; 1.2) беседой; 1.3) наблюдением.

2. К числу недостатков метода наблюдения можно отнести:

2.1) субъективизм; 2.2) многообразие информации; 2.3) естественную обстановку.

3. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

3.1) беседы; 3.2) эксперимента; 3.3) наблюдения.

4. Предметом изучения современной психологии является:

4.1) поведение; 4.2) сознание; 4.3) механизмы психики.

5. Интроспекция – разновидность метода:

5.1) эксперимента; 5.2) беседы; 5.3) наблюдения.

6. Направленность исследования на выявление причинно-следственных отношений событий или фактов представлено общенаучным принципом:

6.1) развития; 6.2) детерминации; 6.3) системности.

7. Научная работа с подтверждающими материалами, доступными для повторения другими исследователями, выполнена с опорой на принцип:

7.1) объективности; 7.2) развития; 7.3) системности.

8. Прочитайте  строки из  стихотворения А.С. Пушкина:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли  вновь

И божество, и  вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В них  отражены:

8.1) психические процессы; 8.2) психические свойства; 8.3) состояния психики.

9. Рефлексия невозможна (затруднена):

9.1) во время деятельности; 9.2) во время сна; 9.3) во время бодрствования.

10. Агрессивное поведение испуганного подростка вызвано защитным механизмом:

10.1) смещение; 10.2) регрессия; 10.3) реактивное образование.

11. Проблемой бессознательного в психологии занимался:

     11.1) А. Маслоу;   11.2) З. Фрейд;   11.3) Л.С. Выготский.

12. Инстинкты поведения относятся к сфере:

12.1) сознания; 12.2) бессознательного; 12.3) подсознания.

13. Осмысленность собственного существования в объективном мире представлена:

13.1) самосознанием; 13.2) бессознательным; 13.3) сознанием.

14. К микроструктуре деятельности относят:

14.1) операцию; 14.2) мотив;    14.3) деятельность.

15. В процессе выполнения деятельности личность представлена как:

15.1)  объект;   15.2)  субъект; 15.3) предмет.

16. Основной деятельностью для подростков считается:

16.1) интимно-личностная; 16.2) учебная; 16.3) эмоционально-экспрессивная.

17. Деятельность не предполагает отношение человека к жизни:

17.1) созерцательное; 17.2) активное; 17.3) преобразующее.

18. Интерференцией называют:

18.1) положительное влияние  навыков; 18.2) отрицательное влияние навыков;

18.3) индифферентное влияние  навыков.

19. Человека как индивида характеризует:

19.1) темперамент; 19.2) креативность; 19.3) система ценностей.

20. К «безличностным» характеристикам относят:

      20.1) активность; 20.2) пассивность; 20.3) индивидуальность.

21. З. Фрейд считал ответственным за усвоение социальных норм и правил

инстанцию:

  21.1) «Сверх-Я»; 21.2) «Я»; 21.3) «Оно».

22. Автором  трансактного анализа является:

22.1)  Б. Скиннер; 22.2) А. Адлер; 22.3) Э. Берн.

23. Мотив характеризует:

       23.1)  акт поведения; 23.2) причину поступка; 23.3) скорость действия.

24. Иерархия мотивов характеризуется как:

24.1)  полимотивированность; 24.2) соподчинение;

26.3) доминирование социальных  мотивов.

25. Взаимодействие между людьми представлено в общении как:

       25.1) интеракция; 25.2) перцепция; 25.3) коммуникация.

26. Резко негативное отношение к человеку с первого взгляда без видимых на то причин, это:

       26.1) эффект «свежести»; 26.2) эффект Ореола; 26.3) хало-эффект.

27. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле:

       27.1) либеральном; 27.2) авторитарном; 27.3) демократическом.

28. Привлекательность образа одного человека для другого называют:

       28.1) аффилиация; 28.2) аттракция; 28.3) аффект.

29. Публичная зона общения расположена на расстоянии:

       29.1) 1 –  2 метра;    29.2) 3 – 4 метра; 29.3)  7 – 8 метров.

30. К свойствам восприятия относят:

     30.1) константность;      30.2) сосредоточенность; 30.3) интенсивность.

31. В словах Татьяны Лариной: «... Лишь ты вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала, и в мыслях молвила – вот он!» – отражено свойство

восприятия:

31.1) целостность; 31.2) избирательность; 31.3) структурность.

32. Два противоположных явления в памяти связывает ассоциация:

32.1) по смежности; 32.2) по  смыслу; 32.3) по контрасту.

33. Форма мышления, отражающая связи между предметами  или явлениями и утверждающая  или отрицающая что-либо, называется:

      33.1) понятием; 33.2) рассуждением; 33.3) суждением.

34. Синонимом термина «репродуктивное» является термин:

34.1)  эмпирическое; 34.2) воспроизводящее; 34.3) теоретическое.

35. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики –это:

35.1) анализ; 35.2) классификация; 35.3) абстракция.

36. Произвольное внимание не обусловлено:

36.1) осознанием  долга и обязанности; 36.2) наличием мотивов, побуждений;

36.3) контрастностью внешних  воздействий.

37. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, называется мышлением:

37.1) наглядно-действенным;  37.2) наглядно-образным; 37.3) абстрактным.

38. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

38.1) новизна раздражителя;  38.2) усталость человека; 38.3) долг.

39. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

39.1) с комплексом превосходства; 39.2) с самоуважением; 39.3) со способностью любить.

40. Мотивация является ведущим показателем личности в работах:

40.1) З.Фрейда; 40.2) Л. Божович; 40.3)  Д.Б. Эльконина.

41. Использование на занятиях интересного наглядного материала является

стимулом развития учебной мотивации:

41.1) непосредственно  побуждающей;

41.2) перспективно-побуждающей;

41.3) познавательно-побуждающей.

42. Потребность в самоактуализации в теории А.Маслоу является:

42.1) низшей; 42.2) высшей; 42.3) промежуточной.

43. Ускоренное  физическое и отчасти психическое  развитие человека называется:

43.1)  акмэ; 43.2) акселерация; 43.3) ретардация.

44. Образование в России базируется на принципах:

44.1) демократичности; 44.2)  авторитарности;   44.3) монархичности.

45. Когнитивное развитие личности характеризует её:

45.1) нравственную сферу;  45.2) интеллектуальную сферу; 45.3) сферу социализации.

46. К социальным механизмам не относят:

46.1) подражание; 46.2)  восприятие; 46.3) фацилитацию.

47. Осмысление собственных побуждений возможно, используя метод:

47.1) эксперимента; 47.2) теста; 47.3) интроспекции.

48. Для маскулинного поведения человека свойственно проявление:

48.1) слабости, пассивности; 48.2)  силы, мужества; 48.3) нежности, чувственности.

49. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия называется:

Информация о работе Индивидуальность и личность