Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:34, курсовая работа
проблема внимания в современной психологии.свойства и индивидуальные особенности внимания. дигностика свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста
внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием [7].
1.2 Свойства и индивидуальные особенности внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями, которые принято называть свойствами внимания. Между ними существует определенная взаимосвязь, в результате чего индивидуальное внимание человека приобретает достаточно сложную функциональную структуру.
Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К первичным относятся объем и устойчивость внимания, ко вторичным – переключаемость, концентрация и распределение внимания [13].
1.2.1 Первичные свойства внимания
Объем внимания — это такое его свойство, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
То есть это, то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени (в пределах 0,1 с).
Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемого материала, от умения субъекта его анализировать и систематизировать, устанавливать в нем логические связи. С возрастом по мере развития таких умений объем внимания расширяется.
Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальные исследования субъективных критериев внимания (например, балльных оценок для уровня субъективной уверенности в четком, быстром и точном ответе) позволило сделать вывод, что объем внимания определяется в среднем шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование (например, на основе двух-трех элементов: пара – линия, три – треугольник и т.д.).
Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные структуры, воспринимается столь же точно и отчетливо, как и ряд из одного–трех элементов. Явление структурирования было обнаружено при исследовании объема внимания для разных сенсорных анализаторов, в том числе для слухового. Объем слухового внимания, как оказалось, зависит также от частоты и темпа предъявления звуковых стимулов. Например, экспериментально было установлено, что всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объема слухового внимания[14].
Произвольность регуляции
Этот выбор из множества сигналов лишь некоторых из них и является ни чем иным, как избирательностью внимания. Поскольку человек не способен одновременно совершать действия со многими объектами, возникает необходимость дробить поступающую информацию на части адекватно возможностям психики как обрабатывающей системы. Это обусловлено ограниченными возможностями центральных механизмов переработки информации у человека. В частности, если они заняты обработкой информации об одном объекте, то появляющиеся в это время сигналы о другом объекте не обрабатываются до тех пор, пока центральные механизмы обработки не освободятся. Поэтому если некоторый сигнал появляется через короткое время после предыдущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем оно было бы при отсутствии первого.
Количественным параметром избирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным – точность выбора, то есть степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Комплексной характеристикой внимания является показатель его успешности. Он включает и количественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности.
Устойчивость внимания – это способность субъекта сохранять направленность и сосредоточенность психической активности на объекте внимания. Она определяется длительностью концентрации его на данном объекте. При этом концентрация предусматривает способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Устойчивость является временной характеристикой внимания. Ее показателем выступает высокая продуктивность деятельности человека в течение относительно длительного времени.
Устойчивость внимания зависит от таких особенностей объекта внимания, как изменчивость, подвижность, возможность совершения действия с ним, соответствие организации объекта оптимальному уровню сложности и т.п. Наряду с этим устойчивость зависит от наличия у человека интереса к данному объекту, осознания его значимости в плане реализации целей деятельности. Конкретным выражением такого отношения являются различные формы проявления активности человека. Так, его внешняя активность может проявляться в практических действиях с объектами внимания, а внутренняя – в решении разнообразных мыслительных и персептивных задач, связанных с целями деятельности[17].
Характеристика устойчивости внимания – это выражение таких динамических проявлений функционирования внимания, какими являются его колебания. Под колебаниями внимания понимаются его периодические кратковременные непроизвольные усиление и ослабление. Согласно современным данным, спонтанные колебания внимания рассматриваются как результат колебательного процесса, обусловленного самонастройкой сенсорных систем в процессе саморегулирования их «пропускной» способности, а также колебаниями ряда физиологических функций (сердечного ритма, дыхания, артериального давления и т.п.).
Колебания внимания происходят в микроинтервалах времени (2–3с). Численные значения волны внимания как периодического изменения его интенсивности или колебания сенсорной ясности еще в 1893 году установлены русским психологом Н.Н.Ланге. Так, для слуховых ощущений это значение равно 4 секундам, для зрительных ощущений – 3,2 секунды, для тактильных – 2,5 секунды[7].
Одним из проявлений колебания внимания является скольжение внимания, которое состоит в эпизодической смене фигуры и фона при рассматривании специальных двойственных изображений и выступает следствием «борьбы» двух полей зрения.
Устойчивость, как и всякое другое свойство внимания, не является автономным его проявлением. Поскольку внимание всегда включено в деятельность человека, его устойчивость в значительной степени зависит от этой деятельности: ее структуры, предмета, мотивов, целей и т.п.
В этой связи, очевидно, что изменения устойчивости внимания могут быть зафиксированы и в длительных временных интервалах. Так, можно выделить стадии сосредоточения внимания при выполнении длительной работы: первоначальное вхождение в работу связано с трудностью сосредоточения и недостаточной устойчивостью внимания; пик работоспособности сопряжен с максимальной сосредоточенностью внимания; нарастающее утомление приводит к снижению сосредоточенности. Эти динамические особенности функционирования внимания важно учитывать при организации деятельности.
1.2.2 Вторичные свойства внимания
Переключение внимания представляет собой преднамеренное перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой, это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость). Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Легкость или трудность переключения внимания обусловливаются также индивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервной системы. У лиц с подвижной нервной системой, для которой типичны быстрые переходы от возбуждения к торможению и обратно, переключение внимания осуществляется легче, чем у лиц с инертной нервной системой с типичным для нее «застреванием» возбуждения и торможения. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, в том числе такие, как активность и заинтересованность, уровень мотивации и т.п.
Преднамеренность переключения внимания может быть обусловлена требованиями деятельности или необходимостью включения в новую деятельность. Переключение внимания может быть полным, завершенным в том случае, если человек, приступив к выполнению новой работы, полностью отключился от предыдущей деятельности[13].
Если это условие не соблюдается, говорят о неполном, незавершенном переключении внимания. В этом случае не возникает сосредоточенность внимания того уровня, который необходим для эффективного выполнения новой деятельности. Эмпирическими показателями особенностей переключения внимания являются: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой; продуктивность работы; качество ее выполнения (наличие или отсутствие ошибок).
Условия успешности переключения внимания разнообразны. Прежде всего, это особенности последующей и предыдущей деятельности, отношение человека к прежней и новой деятельности, глубина сосредоточения на предыдущей, значимость новой деятельности и т.п. Повышение показателей переключения может быть достигнуто путем упражнений.
Распределение внимания свидетельствует о способности субъекта направлять и сосредоточивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. В эксперименте характеристиками распределения внимания являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения той же задачи совместно с другими (двумя и более) задачами[16].
Распределение внимания обусловлено рядом условий, вытекающих из характера выполняемой деятельности. Так, например, затрудняет распределение высокий уровень сложности выполняемых деятельностей, облегчает распределение внимания автоматизация одного из одновременно выполняемых видов деятельности. Способность к распределению внимания может быть сформирована у человека в результате специальных упражнений.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Согласно принципу доминанты А. А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга [12].
Все перечисленные выше характеристики внимания – первичные и вторичные – представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом. В настоящее время в рамках системного подхода к изучению внимания оно исследуется с помощью методик других наук, смежных с психологией[14].
1.3 Факторы, влияющие на индивидуальные различия внимания у детей
Внимание имеет некоторые особенности, которые у детей проявляются в преобладании тех или иных свойств внимания.
Развитие внимания
непосредственно зависит от
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.
Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым[15].
На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Подчеркнем, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Например, он использует особенности раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возраста: по очереди накрывает одного из них прозрачным платочком и, обращаясь к остальным, задает вопрос «Где Лена(Аня)?» А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем смысл этой игры? Поскольку педагог обеспечил прерывистость воздействия раздражителя, внимание ребенка привлекается к другим детям, возникает интерес к ним.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Воспитатель направляет движение малыша с помощью слова или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потрогай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию картинок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от одной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое превращается в произвольный опосредованный процесс. Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.