Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что современная педагогическая наука ставит задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное формирование личности, способной реализовать свой потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой связи важнейшей целью современного образования является создание условий для систематического развития заложенных в ребенке интеллектуальных возможностей, в том числе памяти, способностей к познанию, совершенствованию и реализации в деятельности.
Образовательный консорциум Среднерусский университет
кУРСОВАЯ работа
Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учет в процессе обучения
Выполнил: студент II курса, группа ПМ-22-10
Кончакова Марина Александровна
Проверил: Володин А.А.
Актуальность работы обусловлена тем, что современная педагогическая наука ставит задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное формирование личности, способной реализовать свой потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой связи важнейшей целью современного образования является создание условий для систематического развития заложенных в ребенке интеллектуальных возможностей, в том числе памяти, способностей к познанию, совершенствованию и реализации в деятельности.
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
По своей природе память разнообразна:
- произвольная и непроизвольная;
- образная,
- словесно-логическая,
- кратковременная, долговременная,
- оперативная и смысловая.
Память детей во многом отличается от памяти взрослых. На сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.
Тема исследования важна именно сегодня, так как развитие памяти у младших школьников показывает, что теоретические основы освещены недостаточно широко и подробно, а практическая сторона вопроса требует дальнейших разработок.
Объект работы: память.
Предмет работы: индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учёт в процессе обучения.
Цель работы выявить индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения.
В соответствии с целью работы нами были поставлены следующие задачи:
Методологической основой исследования послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов: «Ассоциативная теория памяти» (Г. Эббингауз , Г. Мюллер, А. Пильцеккер), «Психология запоминания» (А.А. Смирнов), «Проблема непроизвольного запоминания» (П.И. Зинченко), «Развитие памяти» (А.Н. Леонтьев).
Методы исследования:
- эксперимент;
- интерпретационные методы.
База исследования: МОУ СОШ № 22 г. Подольска Московской области. Младшие школьники в количестве 20 человек, в возрасте от 8 до 9 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложения.
Память - одна из самых популярных психических особенностей человека. Древние греки считали богиню памяти матерью девяти муз, которые покровительствовали всем неизвестным в то время наукам и искусствам [8, с. 38].
Имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение «мнемическая направленность личности, мнемическая задача, мнемические действия».
Каждый день мы узнаем что-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено в кладовых его мозга.
Наш мозг обладает важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает её.
Образцы предметов и
явлений, которые возникают в
мозге в результате воздействия
их на анализатор, не исчезают бесследно
после прекращения этого воздей
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности. Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, вечно находился бы (по мнению И.М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами [21, с. 119].
Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки без чего немыслимо ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Память, как и все психические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления, которые имеют для его деятельности особо важное значение. Все, что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связанно. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо.
Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти за последнее время сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблемы памяти в значительной степени зависит процесс различных областей (в первую очередь «техники») [5, с. 9].
В исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема её механизмов. Представления о механизмах запоминания составляет основу различных теорий памяти.
В психологии нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук. За последнее время сформировались и продолжают формироваться различные подходы к изучению памяти.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы. Но все эти науки вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, дополняют друг друга, позволяют заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии. Психологическое учение о памяти на много старше медицинского, генетического, биохимического исследований.
В начале 20 века возникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. Другая теория, молекулярная теория памяти считает, что под влиянием биотоков в работе нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых и «записывается» поступающая в мозг информация. Ученые пробуют извлечь из мозга умершего животного «молекулы памяти».
С началом развития кибернетики, с появлением вычислительной техники и развитием программирования начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации. За несколько последних десятилетий в подобных исследованиях был накоплен богатейший материал.
Исследование механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, обогащают друг друга.
Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. Недаром существует мнение, что в период раннего детства, а также в дошкольном возрасте человек приобретает не меньше знаний (в количественном отношении), чем за всю последующую жизнь. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
- по характеру психической
активности, память делят на двигательную,
эмоциональную, образную и
- по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
- по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную [11, с. 84].
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. По М.М. Иванову, запоминание и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, мы говорим о произвольной памяти.
Существует также деление
памяти на кратковременную сверхкратковре
Рассмотрим классификацию основных видов памяти (рисунок 1.1) [П.П.Блонский].
Рисунок 1.1 - Основные виды памяти
По определению, данному в большом энциклопедическом словаре, запоминание – это главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации.
В зависимости от способа
и характера осуществления
Л.Д. Столяренко рассматривает сохранение как процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и изменяется мало, а статическое - в долговременной памяти обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации и об ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти - узнаванию и воспроизведению [22, с. 48].