Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учет в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что современная педагогическая наука ставит задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное формирование личности, способной реализовать свой потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой связи важнейшей целью современного образования является создание условий для систематического развития заложенных в ребенке интеллектуальных возможностей, в том числе памяти, способностей к познанию, совершенствованию и реализации в деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учёт в процессе обучения.doc

— 482.50 Кб (Скачать файл)

4-7 баллов - средне развитая  опосредованная память.

2-3 балла - низко развитая  опосредованная слуховая память.

0-1 балл - слабо развитая  опосредованная слуховая память.

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования индивидуальных особенностей развития памяти младших школьников

 

На основе методик  оценки объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов» и «Диагностика опосредованной слуховой памяти» было проведено исследование. (Таблица 2.1)

 

 

Таблица 2.1

Результаты исследования по методике «10 слов»

Ф.И.О.

Кол-во единиц

Общий результат (балл)

Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти

1

2

3

4

5

1

А.С.

7

10

Очень высокий

2

И.В.

4

5

Средний

3

О.Г.

4

7

Средний

4

Н.С.

6

8

Высокий

5

Ю.И.

2

3

Низкий

6

С.Н.

4

5

Средний

 Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

7

Г.О.

5

9

Высокий

8

М.П.

2

3

Низкий

9

Т.Ф.

2

2

Низкий

10

П.Д.

4

7

Средний

11

Р.К.

7

10

Очень высокий

12

Л.Г.

4

5

Средний

13

С.И.

5

8

Высокий

14

В.Р.

4

7

Средний

15

Ж.М.

8

10

Очень высокий

16

И.В.

1

3

Низкий

17

Л.П.

6

9

Высокий

18

И.В.

5

8

Высокий

19

Д.Г.

7

10

Очень высокий

20

Д.И.

4

7

Средний

Средние показатели

4,55

6,8

 

Ответы на задания  по методике «10 слов», позволили отнести  испытуемых к соответствующим уровням объёма кратковременной слуховой памяти (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Результаты по методике «10 слов» учащихся 2 класса

 

Из таблицы видно, что  большая часть детей: 7 человек имеет средний уровень объёма кратковременной слуховой памяти, 5 человек имеют высокий уровень развития, 4 человека низкий уровень, 4 человека имеют очень высокий уровень объёма кратковременной слуховой памяти. (Таблица2.2)

Таблица 2.2

Результаты исследования по методике

«Диагностика опосредованной слуховой памяти»

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Об-

щий рез-ат (балл)

Уровень развития опосредованной слуховой памяти

1

А.С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

2

И.В.

1

0,5

1

0

1

0

0,5

0

0,5

0,5

5

Средний

3

О.Г.

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

1

8

Высокий

4

Н.С.

1

1

1

0

1

1

1

1

0,5

1

8,5

Высокий

5

Ю.И.

1

0,5

0,5

0

0,5

0

0,5

0,5

0

0

3,5

Низкий

6

С.Н.

1

0,5

1

0,5

1

0

0,5

0

0,5

0,5

5,5

Средний

7

Г.О.

1

1

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

8,5

Высокий

8

М.П.

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6

Средний

9

Т.Ф.

0,5

0,5

0,5

0

0,5

0

0

0,5

0

0

2,5

Низкий

10

П.Д.

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1

1

9

Высокий

11

Р.К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

12

Л.Г.

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6,5

Средний

13

С.И.

1

1

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

8

Высокий

14

В.Р.

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

0,5

8

Высокий

15

Ж.М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

16

И.В.

1

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

6,5

Средний

17

Л.П.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

18

И.В.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

19

Д.Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Очень высокий

20

Д.И.

1

0,5

1

0,5

1

1

1

0,5

0,5

1

8

Высокий

Средние показатели

0,98

0,78

0,95

0,55

0,90

0,68

0,80

0,65

0,68

0,73

7,68

 

 

Как видно из таблицы - 2.2 учащихся имеют высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 6 учащихся - очень высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 5 учащихся средний уровень опосредованной слуховой памяти и 2 учащихся имеют низкий уровень развития опосредованной слуховой памяти (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 - Результаты по методике «Диагностика опосредованной слуховой памяти» среди учащихся 2 класса.

На основе результатов  исследования был сделан анализ и  интерпретация результатов экспериментального исследования индивидуальных особенностей развития памяти младших школьников.

Сводные результаты исследования по методикам «10 слов» и «Диагностика опосредованной слуховой памяти» представлены в таблице 2.3, таблице 2.4.

Таблица 2.3

Ф.И.О.

Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти

Уровень развития опосредованной слуховой памяти

1

2

3

4

1

А.С.

Очень высокий

Очень высокий

2

И.В.

Средний

Средний

3

О.Г.

Средний

Высокий

4

Н.С.

Высокий

Высокий

5

Ю.И.

Низкий

Низкий

6

С.Н.

Средний

Средний

7

Г.О.

Высокий

Высокий

8

М.П.

Низкий

Средний

9

Т.Ф.

Низкий

Низкий

10

П.Д.

Средний

Высокий

 

Продолжение таблицы 2.3

1

2

3

4

11

Р.К.

Очень высокий

Очень высокий

12

Л.Г.

Средний

Средний

13

С.И.

Высокий

Высокий

14

В.Р.

Средний

Высокий

15

Ж.М.

Очень высокий

Очень высокий

16

И.В.

Низкий

Средний

17

Л.П.

Высокий

Очень высокий

18

И.В.

Высокий

Очень высокий

19

Д.Г.

Очень высокий

Очень высокий

20

Д.И.

Средний

Высокий




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4

Результаты взаимосвязи  двух используемых методик

 

%

 

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

      Уровень развития  кратковременной слуховой памяти

20%

25%

35%

20%

      Уровень развития  опосредованной слуховой памяти

30%

35%

25%

10%


 

В результате исследования, получено следующие процентное соотношение, подтверждающие взаимосвязь уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти и опосредованной слуховой памяти учащихся 2 класса. Как показывают результаты исследования, уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.

Выводы по второй главе

 

Во второй главе курсовой работы было выполнено следующее:

  • определен объект исследования - учащиеся 2 «А» класса в возрасте 8-9 лет в количестве 20 человек;
  • произведен выбор методик для определения у младших школьников уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти и опосредованной слуховой памяти;
  • проведено тестирование группы испытуемых по следующим  методикам: оценка объёма кратковременной слуховой памяти «10 слов»; «Диагностика опосредованной слуховой памяти»;
  • произведена обработка данных, полученных при тестировании;
  • проведен анализ и интерпретация результатов исследования.

В соответствии с полученными  результатами можно сделать вывод, что задачи психологического исследования выполнены и у учащихся начальных  классов уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

Проанализированная научно-педагогическая литература и  
проведенная экспериментальная работа подтвердили актуальность исследования. Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Работа показала, что память развивается в течение всей школьной жизни ребенка; с возрастом память становится более произвольной и более опосредствованной; развитию памяти способствует правильная организация учебного процесса.

В данной работе  были выявлены индивидуальные особенности  развития только слуховой памяти у  детей младшего школьного возраста. Для успешного обучения ребенка в школе необходимо продиагностировать все виды памяти. Это позволит составить эффективную программу для развития памяти учащегося с учетом всех индивидуальных особенностей.  В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 496 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Латикова И.И., М., Просвещение, 2009. - 210 с.
  3. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
  4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
  5. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2010. - 976 с.
  6. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 2009. - 224 с.
  7. Коваль И.Г. Учимся мыслить: Развивающие игры для детей 4-9 лет. – Белгород.: Клуб семейного досуга,2008. - 256 с.
  8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2008. - 378 с.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2007. - 464 с.
  10. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций. М.; Л.: Учпедгиз, 1931. - 280 с.
  11. Липатова Ю.М. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 2009. - 224с.
  12. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
  13. Нартова - Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 216 с.
  14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 608 с.
  15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 647с.
  16. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. - 320 с.
  17. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 2009. - 296 с.
  18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007. - 374 с.
  19. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 448 с.
  20. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 2008.-321с.
  21. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 2009. - 221 с.
  22. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа - пресс, 2007. - 383 с.
  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 672 с. 
    ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Индивидуальные особенности памяти младших школьников и их учет в процессе обучения