Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что современная педагогическая наука ставит задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечивают эффективное формирование личности, способной реализовать свой потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой связи важнейшей целью современного образования является создание условий для систематического развития заложенных в ребенке интеллектуальных возможностей, в том числе памяти, способностей к познанию, совершенствованию и реализации в деятельности.
4-7 баллов - средне развитая опосредованная память.
2-3 балла - низко развитая
опосредованная слуховая
0-1 балл - слабо развитая
опосредованная слуховая
На основе методик оценки объёма кратковременной слуховой памяти: «10 слов» и «Диагностика опосредованной слуховой памяти» было проведено исследование. (Таблица 2.1)
Таблица 2.1
Результаты исследования по методике «10 слов»
№ |
Ф.И.О. |
Кол-во единиц |
Общий результат (балл) |
Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
А.С. |
7 |
10 |
Очень высокий |
2 |
И.В. |
4 |
5 |
Средний |
3 |
О.Г. |
4 |
7 |
Средний |
4 |
Н.С. |
6 |
8 |
Высокий |
5 |
Ю.И. |
2 |
3 |
Низкий |
6 |
С.Н. |
4 |
5 |
Средний |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Г.О. |
5 |
9 |
Высокий |
8 |
М.П. |
2 |
3 |
Низкий |
9 |
Т.Ф. |
2 |
2 |
Низкий |
10 |
П.Д. |
4 |
7 |
Средний |
11 |
Р.К. |
7 |
10 |
Очень высокий |
12 |
Л.Г. |
4 |
5 |
Средний |
13 |
С.И. |
5 |
8 |
Высокий |
14 |
В.Р. |
4 |
7 |
Средний |
15 |
Ж.М. |
8 |
10 |
Очень высокий |
16 |
И.В. |
1 |
3 |
Низкий |
17 |
Л.П. |
6 |
9 |
Высокий |
18 |
И.В. |
5 |
8 |
Высокий |
19 |
Д.Г. |
7 |
10 |
Очень высокий |
20 |
Д.И. |
4 |
7 |
Средний |
Средние показатели |
4,55 |
6,8 |
Ответы на задания по методике «10 слов», позволили отнести испытуемых к соответствующим уровням объёма кратковременной слуховой памяти (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Результаты по методике «10 слов» учащихся 2 класса
Из таблицы видно, что большая часть детей: 7 человек имеет средний уровень объёма кратковременной слуховой памяти, 5 человек имеют высокий уровень развития, 4 человека низкий уровень, 4 человека имеют очень высокий уровень объёма кратковременной слуховой памяти. (Таблица2.2)
Таблица 2.2
Результаты исследования по методике
«Диагностика опосредованной слуховой памяти»
№ |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Об- щий рез-ат (балл) |
Уровень развития опосредованной слуховой памяти |
1 |
А.С. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень высокий |
2 |
И.В. |
1 |
0,5 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Средний |
3 |
О.Г. |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Высокий |
4 |
Н.С. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
8,5 |
Высокий |
5 |
Ю.И. |
1 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0 |
3,5 |
Низкий |
6 |
С.Н. |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0,5 |
5,5 |
Средний |
7 |
Г.О. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
8,5 |
Высокий |
8 |
М.П. |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Средний |
9 |
Т.Ф. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
0,5 |
0 |
0 |
2,5 |
Низкий |
10 |
П.Д. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
9 |
Высокий |
11 |
Р.К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень высокий |
12 |
Л.Г. |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6,5 |
Средний |
13 |
С.И. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Высокий |
14 |
В.Р. |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Высокий |
15 |
Ж.М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень высокий |
16 |
И.В. |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
0,5 |
6,5 |
Средний |
17 |
Л.П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень высокий |
18 |
И.В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень высокий |
19 |
Д.Г. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Очень высокий |
20 |
Д.И. |
1 |
0,5 |
1 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Высокий |
Средние показатели |
0,98 |
0,78 |
0,95 |
0,55 |
0,90 |
0,68 |
0,80 |
0,65 |
0,68 |
0,73 |
7,68 |
Как видно из таблицы - 2.2 учащихся имеют высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 6 учащихся - очень высокий уровень развития опосредованной слуховой памяти, 5 учащихся средний уровень опосредованной слуховой памяти и 2 учащихся имеют низкий уровень развития опосредованной слуховой памяти (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 - Результаты по методике «Диагностика опосредованной слуховой памяти» среди учащихся 2 класса.
На основе результатов исследования был сделан анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования индивидуальных особенностей развития памяти младших школьников.
Сводные результаты исследования по методикам «10 слов» и «Диагностика опосредованной слуховой памяти» представлены в таблице 2.3, таблице 2.4.
Таблица 2.3
№ |
Ф.И.О. |
Уровень развития объёма кратковременной слуховой памяти |
Уровень развития опосредованной слуховой памяти |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
А.С. |
Очень высокий |
Очень высокий |
2 |
И.В. |
Средний |
Средний |
3 |
О.Г. |
Средний |
Высокий |
4 |
Н.С. |
Высокий |
Высокий |
5 |
Ю.И. |
Низкий |
Низкий |
6 |
С.Н. |
Средний |
Средний |
7 |
Г.О. |
Высокий |
Высокий |
8 |
М.П. |
Низкий |
Средний |
9 |
Т.Ф. |
Низкий |
Низкий |
10 |
П.Д. |
Средний |
Высокий |
Продолжение таблицы 2.3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Р.К. |
Очень высокий |
Очень высокий |
12 |
Л.Г. |
Средний |
Средний |
13 |
С.И. |
Высокий |
Высокий |
14 |
В.Р. |
Средний |
Высокий |
15 |
Ж.М. |
Очень высокий |
Очень высокий |
16 |
И.В. |
Низкий |
Средний |
17 |
Л.П. |
Высокий |
Очень высокий |
18 |
И.В. |
Высокий |
Очень высокий |
19 |
Д.Г. |
Очень высокий |
Очень высокий |
20 |
Д.И. |
Средний |
Высокий |
Таблица 2.4
Результаты взаимосвязи двух используемых методик
% |
|
|
|
|
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Уровень развития
кратковременной слуховой |
20% |
25% |
35% |
20% |
Уровень развития опосредованной слуховой памяти |
30% |
35% |
25% |
10% |
В результате исследования, получено следующие процентное соотношение, подтверждающие взаимосвязь уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти и опосредованной слуховой памяти учащихся 2 класса. Как показывают результаты исследования, уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.
Во второй главе курсовой работы было выполнено следующее:
В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод, что задачи психологического исследования выполнены и у учащихся начальных классов уровень опосредованной слуховой памяти у испытуемых выше уровня развития объёма кратковременной слуховой памяти.
Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Проанализированная научно-
проведенная экспериментальная работа подтвердили
актуальность исследования. Роль памяти
в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем
мире и о самом себе, овладевает нормами
поведения, приобретает различные умения
и навыки. Работа показала, что память
развивается в течение всей школьной жизни
ребенка; с возрастом память становится
более произвольной и более опосредствованной;
развитию памяти способствует правильная
организация учебного процесса.
В данной работе были
выявлены индивидуальные особенности
развития только слуховой памяти у
детей младшего школьного возраста.
Для успешного обучения ребенка в школе необходимо
продиагностировать все виды памяти. Это
позволит составить эффективную программу
для развития памяти учащегося с учетом
всех индивидуальных особенностей. В заключение
подчеркнем, что только глубокое изучение
и знание особенностей развития каждого
школьника создает условия для успешного
учета этих особенностей в процессе обучения
и воспитания.