Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование влияния индивидуальных социально-психологических особенностей педагога на выбор стиля взаимодействия с учеником.
Объектом исследования являются преподаватели.
Предметом исследования является взаимосвязь темперамента и преобладающего стиля взаимодействия «учитель-ученик».
Положение, выносимое на защиту: оказывает ли влияние тип темперамента на выбор стиля общения учителя с учеником.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить социально-психологические особенности (понятие «темперамент»)
проанализировать основные теоретические подходы к исследованию взаимосвязи типа темперамента и преобладающего стиля взаимодействия;
подбор и изучение методик для исследования;
применение методик на практике;
Модель шестая. Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п.
Негативные последствия - педагог превращается в единственную движущую силу учебно - воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, а, следовательно, не формируется достаточно насыщенная мотивационно – потребностная сфера обучения и воспитания, теряется психологический смысл взаимодействия педагога и детей, учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя, снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.
Модель седьмая. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п.
Негативные последствия - педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение, учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.
Модель восьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.
Детей учат не наставления взрослого (педагога), а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.
Итак, исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:
1. Большое влияние на изучение стиля педагога оказали традиции психологической науки.
2. Существует три стиля педагогического общения.
3. Выделяют также 8 моделей общения учителя и учеников.
Целью курсовой работы является исследование влияния индивидуальных социально-психологических особенностей педагога на выбор стиля взаимодействия с учеником.
Объектом исследования является взаимосвязь темперамента и преобладающего стиля взаимодействия «учитель-ученик».
Предметом исследования является учитель.
Положение, выносимое на защиту: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, личности с определенными свойствами темперамента присущи преобладающие стили поведения в конфликте.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Для реализации, поставленной в работе цели и проверки рабочей гипотезы, было решено провести эмпирическое исследование, испытуемыми в котором выступили 27 преподавателей Зельвенской детской школы искусств.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап – выявление индивидуально-типологических особенностей личности;
2 этап –выявление стиля взаимодействия;
3 этап – анализ полученных результатов.
Диагностические исследования проводились по 2 методикам, определяющих темперамент личности и преобладающий стиль взаимодействия.
1. Методика определения преобладающего типа темперамента А.Белова.
Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Для преобладающего типа темперамента и выявления представленного в нем свойств других типов можно использовать метод идентификации, предложенный А. Беловым. Методика состоит из описания 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента ( Приложение 1).
Обработка результатов. Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16–20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11–15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6–10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
ФТ = ( |
Х АХ |
100%)+( |
С АС |
100%)+( |
Ф АФ |
100%)+( |
М АМ |
100%) |
А |
А |
А |
А |
где:
Фт – формула темперамента,
X – холерический темперамент,
С – сангвинический темперамент,
Ф – флегматический темперамент,
М – меланхолический темперамент,
А – общее число плюсов по всем типам,
Ах – число плюсов в «паспорте холерика»,
АФ – число плюсов в «паспорте флегматика»,
Ас – число плюсов в «паспорте сангвиника»,
Ам – число плюсов в «паспорте меланхолика».
В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:
ФТ = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М
Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21 % меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30–39 % – то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20–29 %, то качества данного типа выражены средне, если 10–19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
2. Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова.
В.П. Симонов рассматривает стиль общения не отдельно взятой личности, а стиль взаимодействия субъектов образования, то есть определяет и характеризует стиль межсубъектного взаимодействия, что, несомненно, является педагогическим подходом. Вместе с тем автор, как уже было отмечено, опирается на социальнопсихологическую теорию руководства. Он выделяет три стиля взаимодействия: автократический (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (непоследовательный, попустительский).
Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа(Приложение 2). Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов. Из каждого блока испытуемый должен выбрать тот вариант, который больше соответствует его поведению.
Обработка результатов, полученных в ходе выполнения методики, состоит из двух этапов. На первом этапе в соответствии с ключевой таблицей 2.1 подсчитывается количество сырых баллов по каждому стилю (авторитарному, демократическому, либеральному). На втором этапе числовые показатели выраженности стилей умножаются на два (при этом общий итоговый показатель числовых значений будет равен 100 баллам). Таким образом, результаты переводятся в процентное соотношение выраженности стилей.
Таблица 2.1- Ключ к методике В.Л.Симонова
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
а) |
Л |
Д |
Л |
А |
Д |
Л |
Д |
А |
Л |
Д |
Л |
Д |
Л |
Л |
А |
Д |
А |
6) |
д |
А |
Д |
Л |
А |
А |
Л |
Д |
А |
л |
А |
Л |
Д |
Д |
Д |
А |
Д |
в) |
А |
Л |
А |
Д |
Л |
Д |
А |
л |
Д |
А |
Д |
А |
А |
А |
Л |
Л |
Л |
№ |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
а) |
Д |
Л |
Д |
Д |
А |
А |
Д |
А |
Д |
Д |
А |
Л |
Л |
Л |
А |
А |
А |
6) |
А |
Д |
А |
Л |
Д |
Л |
Л |
Л |
Л |
Л |
Д |
д |
А |
А |
Л |
Л |
Л |
в) |
Л |
А |
Л |
А |
Л |
д |
А |
Д |
А |
А |
Л |
А |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
№ |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
а) |
Л |
А |
Л |
А |
Д |
А |
Л |
Л |
Д |
Д |
Л |
А |
Л |
Д |
Д |
Д |
|
6) |
Д |
Д |
А |
Л |
А |
Л |
Д |
Д |
Л |
А |
А |
Д |
А |
А |
А |
л |
|
в) |
А |
Л |
Д |
Д |
Л |
Д |
А |
А |
А |
Л |
Д |
Л |
Д |
Л |
Л |
А |
|
При этом, учитывая влияние фактора социальной желательности, стиль взаимодействия будет восприниматься как авторитарный или либеральный при их степени выраженности более 30%, как демократический — более 60%
Исследование по методике А.Белова было проведено среди 27 преподавателей Зельвенской детской школы искусств. В результате исследования были получены результаты, представленные на таблице 2.2. Количество учителей с определённым темпераментом представлено на таблице 2.3.
Таблица 2.2 – результаты по методике А.Белова
Испытуемый № |
Тип темперамента |
1. |
Сангвиник 1 |
2. |
Флегматик 1 |
3. |
Сангвиник 2 |
4. |
Меланхолик 1 |
5. |
Сангвиник 3 |
6. |
Флегматик 2 |
7. |
Сангвиник 4 |
8. |
Флегматик 3 |
9. |
Сангвиник 5 |
10. |
Меланхолик 2 |
11. |
Флегматик 4 |
12. |
Меланхолик 3 |
13. |
Сангвиник 6 |
14. |
Сангвиник 7 |
15. |
Сангвиник 8 |
16. |
Холерик 1 |
17. |
Флегматик 5 |
18. |
Меланхолик 4 |
19. |
Сангвиник 9 |
20. |
Холерик 2 |
21. |
Флегматик 6 |
22. |
Сангвиник 10 |
23. |
Сангвиник 11 |
24. |
Сангвиник 12 |
25. |
Меланхолик 5 |
26. |
Сангвиник 13 |
27. |
Холерик 3 |
28. |
Сангвиник 14 |