Индивидуальные стили принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:43, реферат

Краткое описание

Грамотное профессиональное управление реагирует в виде управленческих решений, прежде всего на появление нового, на особенные ситуации в экономической, политической, социально-психологической сферах. Необходимость в управленческом решении возникает там, где складывается противоречивая ситуация. Управленческое решение зависит от многих факторов: от положения дел в управляемой сфере, от состояния трудового коллектива, от кадрового обеспечения и т.д. Кроме того, управление предъявляет особые требования к личностным качествам руководителя, к его умственным способностям, к его умениям прогнозировать и анализировать складывающиеся управленческие ситуации. Сам процесс принятия управленческого решения с большим трудом поддается изучению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Психологическая теория принятия управленческих решений…………..4
1.1. Психологические аспекты принятия управленческих решений……...4
1.2. Методы принятия управленческих решений…………………………..6
2. Личность руководителя как важный фактор принятия управленческих решений………………………………………………………………………10
2.1. Индивидуальный стиль деятельности руководителя………………....10
2.2.Эмоционально-волевые качества и мотивация власти руководителя..12
2.3. Линии поведения руководителя как критерии принятия управленческих решений……………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Психология упр(курсовик)Кристина.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

      Важно учитывать и полимотивационный характер рисковых отношений, и один из наиболее трудно уловимых на уровне научного анализа мотив: стремление к риску ради риска, но с креативным и продуктивным исходом.

      Определяют различные степени категоричности передачи решений. Наиболее категоричной формой передачи решений является приказ. В приказе обычно четко определяются задачи и способы их реализации. Приказ обязывает точное исполнение предписания. Приказ обычно или что-то требует, или запрещает.

      Меньшая степень регламентации проявляется  в распоряжениях. В них ставятся цели, а исполнителям предоставляется свобода действий в выборе сроков и способов решения вопроса.

      Наименее  регламентированным является совет. В этом случае окончательное решение остается за исполнителями.

      Характер  передачи решения зависит от многих обстоятельств, и в особенности  от уровня развития коллектива и сознательности его членов, опытности и инициативности сотрудников, сложившейся обстановки, характера самой проблемы или трудности, которую необходимо преодолеть.

            Делая выводы из всего  вышеизложенного, отметим:

      - Принятие решений является профессиональной, специальной деятельностью. Она может быть рассмотрена в рамках теории деятельности;

      - Важнейшими психологическими аспектами принятия управленческих решений являются: мотивация руководителей и подчиненных; ответственность, с которой сопряжены принятие решений; индивидуальный стиль деятельности руководителя;

      - Социально-психологическими аспектами принятия решений являются: протекание принятия решений в общении и взаимодействии начальников и подчиненных; на принятие решения влияют статусы, ролевые ожидания, атрибуция, рефлексия и др.;

      - Принятие решения алгоритмизировано;

      - Существуют специальные научные, интернаучные и частные методы принятия управленческих решений; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ЛИЧНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР  ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 

2.1.Индивидуальный  стиль деятельности  руководителя

В настоящий  момент вопрос об индивидуальном стиле  деятельности человека, который кажется  таким простым в житейском  смысле, представляется сложным и  мало проработанным – в научном. Под индивидуальным стилем деятельности  психологи понимают и когнитивные стили, и аффективные стили, и регулятивные стили, и управленческие стили, и специальные познавательные стили... Такое обилие терминов не проясняет вопрос, а еще больше его запутывает. Пожалуй, большинство исследователей в одном все же сходятся: индивидуальный стиль деятельности – понятие более широкое, чем когнитивный или аффективный стиль.

А.Н.Занковский отмечает, что индивидуальный стиль  деятельности возникает как регулирование  темпераментальных свойств личности. Он необходим для успешного протекания деятельности, так как помогает использовать сильные стороны темперамента для осуществления данной деятельности и нейтрализовывать слабые. «Совокупность успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение индивидуального стиля не изменяет самого темперамента, так как индивидуальный стиль – это совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте». 

Климов Е.А. отмечал  приспособительный эффект индивидуального стиля, который «включается» быстро и естественно под влиянием внешней среды. Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля деятельности всегда имеются две группы:

  1. особенности, благоприятствующие успеху в данной ситуации;
  2. особенности, препятствующие успеху.   

Если индивидуальный стиль руководителя не соответствует  выполняемой деятельности, то рано или поздно, он обрастает компенсаторными элементами, которые тоже можно рассматривать в рамках индивидуального стиля деятельности.

Когнитивный стиль  личности, включающийся в индивидуальный стиль представляет собой актуализацию познавательной структуры личности – ее подсистемы, и опосредует  процессы оперирования информацией. «В этом смысле когнитивный стиль – определенная «проекция» личности на познавательную сферу»

Когнитивный стиль  руководителя представляет собой индивидуальные способы обработки информации в  соответствии с собственной личностью, а также профессиональными мотивами и управленческими задачами. Первоочередному рассмотрению и отреагированию в виде управленческого решения, будет подлежать информация о противоречиях в управляемой социальной системе, так как будет являться показателем проблем. Само понимание наличия-отсутствия проблемы может зависеть от когнитивного стиля руководителя: там, где один будет спокоен, другой уже озаботится принятием соответствующих мер. Выделяют также аффективный стиль, основная функция которого – регулятивная. Считается, что когнитивным стилем представлена познавательная функция («отражать постоянное в изменяющемся мире»), а аффективным стилем – регуляция («Быть в соответствии с изменяющимся миром»). Но в общем и целом, когнитивный и аффективный стили трудно отделить друг от друга.   

«Т. Арроба выделила шесть стилей принятия решения:

1. бездумный – при принятии решения не рассуждается или рассуждается мало;

2. уступчивый – пассивное принятие решения, поддается предыдущему принятию решения, другой личности или ожиданиям от самого себя;

3. логический – объективная оценка альтернатив;

4. эмоциональный – лицо, принимающее решение основывается на чувствах, хотя может быть в какой-то степени оценка и сравнение альтернатив.

5. Интуитивный – «Я не знаю, почему делаю так, но чувствую, что это правильно»;

    6.Нерешительный – испытывает трудности в финальном выборе альтернативы. Излишнее внимание уделяет деталям» 

Таким образом, по литературным материалам прослеживается представление о том, что не только когнитивные, но и регулятивные процессы, связанные с работой аппарата принятия решения, характеризуются  индивидуально-стилевыми различиями. 
 
 
 
 
 

2.2.Эмоционально-волевые  качества и мотивация  власти руководителя 

Как и любой  человек, руководитель, ежедневно принимающий  решения, обладает собственной  живой  эмоциональностью, представляющей собой  наиболее типичные способы эмоционального реагирования, эмоциональную окраску личности. Подчиненные привыкают к ней и учитывают ее в построении управленческих отношений.

Гораздо большую  проблему для самого руководителя и  трудового коллектива может составлять эмоциональная уравновешенность руководителя. В силу постоянных стрессов, способность руководителя регулировать свое эмоциональное состояние может резко снизиться, «расшататься». Генов Ф. Описывает экспериментальное исследование болгарских руководителей от 22 до 55 лет и сопоставление полученных данных со средними по стране. Индикатором эмоциональной неуравновешенности в эксперименте выступало число ошибок. Выяснилось, что число допускаемых руководителями ошибок в молодом и пожилом возрасте примерно в 2 раза выше, а в средних возрастах – в 3-4 раза выше, чем в среднем по стране. Это говорит о том, что эмоциональная уравновешенность руководителей ниже, чем у остального населения  в среднем. Кроме того, в эксперименте были получены данные, говорящие о том, что чем ниже ранг руководителя, тем он уравновешеннее. 

К факторам, оказывающим  положительное воздействие на эмоциональное  состояние руководителя следует  отнести:

- здоровье и физическое состояние;

- успешное выполнение важных задач предыдущего дня, готовность доложить об исполнении задачи;

- хорошая погода, спокойная обстановка во время рабочего дня;

- предстоящее принятие самостоятельного и важного решения;

- факторы личного и семейного характера.

К факторам, оказывающим  отрицательное воздействие, следует  отнести:

- нарушение рабочего плана, внезапная постановка новых задач, в общем, нарушение организации и распорядка рабочего дня;

- взаимоотношения с вышестоящими руководителями;

- состояние здоровья и плохое физическое состояние;

- плохое состояние коллег или их плохое отношение;

Рассматривая  структуру качеств личности руководителя, Ф.Генов выделяет следующую классификацию:

1) качества, характеризующие профессиональную подготовку руководителя;

2) организационно-административные качества и умения;

3) волевые качества

4) качества умения устанавливать и поддерживать оптимальные отношения с людьми;

    5)идейно-политические качества. 

«Управленческая деятельность – это сознательная деятельность. Она связана с преодоление  большого числа самых разнообразных  трудностей на пути достижения целей. В преодолении  этих трудностей проявляется воля коллектива и воля руководителя. Поэтому руководитель должен быть личностью волевой, наделенной определенными волевыми качествами. Управленческая деятельность направлена, прежде всего, на изменение действительности. А это невозможно без наличия самой широкой гаммы волевых качеств, проявляемых со стороны руководителя».

Е.Е.Вендров рассматривает  деятельность руководителя в зависимости  от особенностей его эмоционально-волевой  сферы и выделяет четыре типа руководителей:

1) Руководители – командиры. Свои требования не мотивируют, строги и придирчивы;

2) Руководители с сильной волей и добрым сердцем. Они не прочь мотивировать свой приказ. Строги и требовательны,  но при необходимости снисходительны и мягки;

3) Руководители внешне как бы со слабой волей, мягкие, но умеют приказывать; их распоряжения скорее напоминают разъяснения, советы, пожелания. Но они требовательны и настойчивы;

    4)Слабовольные и бесхарактерные. Идут на поводу у коллектива и у лидеров. 

      Уманским  Л.И. и Вендровым Е.Е. в результате исследований вычленены требования, предъявляемые к психике руководителя.

      Восприятие. Руководителю важно обладать аналитико-синтетическим типом восприятия, при котором имеет место наблюдение, описание фактов и их объяснение. Наблюдательность должна выступать как планомерное, целенаправленное восприятие объектов.

      Внимание. Должно быть произвольным, большой концентрации и устойчивости, особенно в пределах управленческой задачи. В то же время тебуется уметь быстро переключаться.

      Память. Руководителю должно быть свойственно произвольное запоминание, главным образом осмысленное, важна память на лица и фамилии. Память должна быть быстрая, долго удерживать факты и события. Предъявляются требования к точности воспроизведения, оперативности и большому объему памяти управленца.

      Воображение. Руководителю необходимо, главным образом, воссоздающее воображение. Но довольно часто возникает необходимость и в творческом воображении. Необходимо умение мечтать.

      Мышление. Целесообразность и эффективность деятельности руководителя прямо пропорциональна тонкости и точности анализа и правильности и безошибочности синтеза. Большая ценность именно практического мышления, так как именно с ним связано быстрое преобразование реальности по ясным, практичным, хорошо продуманным планам.

      Лебедев В.М. описал группу свойств личности, обеспечивающих эмоционально-волевую  воздейственность:

  1. Общественная энергичность. Это способность заражать энергией других людей, используя разнообразные средства – от улыбки до приказа;
  2. Требовательность. Она характеризуется постоянством или гибкостью проявления в связи со сложившейся ситуацией;
  3. Критичность. Она выражается в виде способности анализировать деятельность и поведение других людей правильно, аргументированно и доброжелательно.

    Составляющими организаторского чутья, Лебедев В.М. называет своеобразный сплав психологической  избирательности, практически-психологического ума и психологического такта.

      В русском языке понятия «воля» и «власть» во многом сливаются. Проявить свою волю означает направить властный процесс.  «Это понятие не просто имеет непосредственное отношение к психической жизни людей, но является фактором, оказывающим определяющее влияние на их поведение и деятельность». Прежде всего, власть проявляется в межличностном взаимодействии, и, конечно же, в управленческих отношениях. Наиболее распространенной модель власти описывает основу власти как асимметрию отношений, связанную с принудительным изменением поведения, выступающей некой силой, вызывающей поведение, невозможное в ее отсутствии. «Наиболее непосредственной формой удовлетворения потребности во власти является возможность распоряжаться ресурсами и руководить людьми, влияя на их чувства, отношения и поведение. Как правило, именно властолюбивая личность стремится взять инициативу в свои руки.Такой человек постоянно ищет пути к занятию к занятию руководящих постов в организации, на которых он может постоянно реализовывать свое влияние». Как правило, люди с высокой потребностью во власти проявляют авторитаризм и макиавеллизм в отношениях с подчиненными. А мужчины-руководители еще и к агрессивному поведению и нарушению социальных норм, чего не встречается у женщин с высокой потребностью во власти. Правильно социализированная потребность во власти позволяет осуществлять ее в формах высокой заботы о людях и деле, ответственности, понимании людей, их желания быть руководимыми и направляемыми.

Информация о работе Индивидуальные стили принятия управленческих решений