Индивидуальный стиль трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 01:15, реферат

Краткое описание

Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ХАРАКТЕР ТРУДА ЧЕЛОВЕКА
ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

реферат псих труда.docx

— 34.08 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Гуманитарный Университет

имени М. А. Шолохова.

 

 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

 

 

Реферат по Психологии труда  на тему:

«Индивидуальный стиль трудовой деятельности»

 

 

Выполнил(а):

Студент(ка )5 курса;

вечернего отделения

группа:  № 1

Ф.И.О.:

Филимонова С. Ю.

 

Научный руководитель:

Степень

Ф.И.О.

 

 

Москва 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ХАРАКТЕР ТРУДА ЧЕЛОВЕКА

ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  СТИЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  СТИЛЬ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 60-х годах XX века широкое  распространение в советской  психологии получили исследование, связанные  с индивидуальным стилем деятельности. Данный интерес был вызван деятельностным подходом, основателем которого был А. Н. Леонтьев. Очевидно, что основным предметом изучения в стилевой характеристике стал индивидуальный стиль деятельности.

Над исследованиями в области  индивидуального стиля деятельности работали такие специалисты в  области психологии труда, как Мерлин В.С. и Климов Е.А.

Именно Климов Е.А ввел понятие «индивидуального стиля  деятельности». Под индивидуальным стилем деятельности Климов понимал  “индивидуальную систему приемов  и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности”.

Индивидуальный стиль  деятельности позволяет людям с  различными особенностями нервной  системы, с разным характером и темпераментом  добиваться одинаковой эффективности  при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля  деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики  и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.

 

Характер труда  человека

Существует несколько  критериев, влияющих на понимание необходимости  трудовой деятельности работником, которые  характеризуют трудовые процессы на производстве:

1) целенаправленный характер  работы;

2) соответствие работы  субъективным требованиям и потребностям  работника;

3) осязаемый результат  работы;

4) надежное подкрепление (материальное, моральное, психологическое);

5) оптимальная нагрузка, сложность и интенсивность труда;

6) завершенность работы.

Трудовая деятельность может  быть оценена по нескольким критериям  — эффективности, скорости производства, вовлеченности и заинтересованности работника, психологическому соответствию, индивидуальным характеристикам работника, трудовой мотивации каждого индивида. Стимулирование работника — необходимый  шаг в развитии производства, роста  его престижа и соответствия современным  требованиям рынка.

Вложенный труд — психологический  феномен, состоящий в особо бережном отношении субъекта труда к моральному, физическому и материальному  вкладу в трудовой процесс и потребности  признания вклада значимым со стороны других субъектов труда. При отсутствии признания или недостаточной оценке вложенного труда у личности падает производительность труда, пропадает мотивация и заинтересованность в продолжении деятельности на определенном уровне, творческая активность. На протяжении рабочей деятельности в коллективе или профессиональной группе можно проследить несколько этапов группового взаимодействия — групповую динамику: стадия интеграции, стадия конфронтации, стадия ассимиляции. Приходя в новый коллектив, человек начинает формировать новое социальное окружение, в том числе и изменять существующее на новом рабочем месте. На стадии интеграции в новое общество человек пытается проявить лучшие качества и присматривается к каждому члену рабочего коллектива, анализирует основные характеристики рабочего места и коллектива. Производя изменения на рабочем месте, человек неизменно приобретает некоторое количество отрицательных оценок и тем самым провоцирует некий конфронтационный круг. Спустя некоторое время этот круг может распадаться сам собой либо перерасти в стойкое неприятие, если новому работнику неприемлемы нормы, правила и ценности данного круга. Если же спустя определенный период времени человек примет ценности трудового общества либо сможет корректировать их в соответствии со своими нормами и ценностями, группы могут прийти к консенсусу, и человек благополучно ассимилирует в рабочий коллектив на равных с остальными правах.

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЯ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Формирование мотивов  профессиональной деятельности  предполагает прежде всего сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А. Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности. Важным для формирования профессиональной мотивации является «принятие» человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности. В результате формирования профессиональной мотивации образуется целостное поведение работника.

Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение  и учет следующих моментов. Центральным  моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность —  это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных). Сама цель рассматривается  как идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться. Также цель профессиональной деятельности выступает как образ  результата; производственная задача, заданная в определенных условиях. Основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).

  Формирование представления  о программе деятельности предполагает: 1) формирование представления о  компонентах (о структуре) деятельности; 2) формирование представления о  способах выполнения деятельности; 3) формирование представления о  программе деятельности (как последовательности  адекватных действий и способов).

  Формирование информационной  основы деятельности (ИОД) предполагает  выделение и рассмотрение следующих  моментов. Уровни формирования ИОД  включают: сенсорно-перцептивный уровень  (восприятие информации); когнитивный  уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка  информации и построение информационных  образов). Особенности формирования  ИОД, информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость  информации вызывает необходимость  быстрого переключения с одного  вида информации на другой. В  целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном  плане (способность воспринимать  и обрабатывать реальные сигналы,  несущие информацию); формирование  ИОД в идеальном плане (способность  строить информационные образы  и значения по получаемым сигналам).

  Формирование блока  принятия решений основано на  учете следующего. Само решение  рассматривается как выбор одной  альтернативы из нескольких. Общая  схема принятия решений: а) осознание проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработку) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). Выделяются два основных типа решений: детерминированные (основанные на строгой логике); вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).

  Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.

 

Индивидуальный  стиль трудовой деятельности

Понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного  человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие  имеет статус междисциплинарной  категории, которая используется для  фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной  школы, архитектурный стиль и  т.д.). В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается  с 1950-х гг., в частности в работах  В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим  звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека. Основываясь на идеях Б.Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических  различиях и в рамках концепции  интегральной индивидуальности выделил  три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические  свойства индивидуальности человека характеризуются  уникальными для каждого организма  особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами. Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких – левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слухового анализатора, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половиной носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойств представлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека. Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования. Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме, т.е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).

Уровень социально-психологических  свойств индивидуальности отражает специфику личностного и социального  статуса человека, понимаемую как  совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень  индивидуальности Мерлин обозначает также  термином метаин-дивидуальность, ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. Мерлин полагает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека – сложно опосредованная, непрямая. Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности, под влиянием вышележащих иерархических уровней происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней индивидуальности.

Информация о работе Индивидуальный стиль трудовой деятельности