Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:09, реферат
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту –общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности
Введение.........................................................................................................
1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности
2. Мотивационно-потребностная сфера личности
3. Направленность личности
4. Самосознание личности
Общий вывод: детерминация развития
индивида имеет системный характер
и отличается высокой динамичностью.
Она необходимо включает как социальные,
так и биологические
Еще более многообразны и многоплановы отношения психического к социальному. Все это создает очень большие трудности в изучении триады биологическое – психическое – социальное Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях. Вернемся к вопросу о понимании психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность, именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось не простой задачей. И решение этого вопроса имеет свою историю. Рассмотрим, как развивалось представление о том, что такое личность в отечественной психологии.
В истории отечественной
психологии представление о
Уже в 60-е годы психологи
осознали неудовлетворенность
К концу 70- годов, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода. В этой связи особый интерес представляет обращение к идеям А.Н. Леонтьева, чьи представления о личности подробно изложены в одной из его последних работ. Следуя этим представлениям, А.Н .Леонтьев решал такие фундаментальные проблемы, как формирование и основы типологии личности, образующие личности и др. Однако потенциальные возможности нового понимания личности значительно превосходят те реализации, которые успел осуществить сам автор.
Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н. Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. Интересно отметить те особенности, которые А.Н .Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипический обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека. Понятие индивид, по А.Н .Леонтьеву , отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования. Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В.Петровского дается следующее определение личности:»Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми советскими психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид не тождественны; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, по всей совокупности его отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» Надо уточнить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственно чувственной форме? Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчлененное, сложное) качество. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Такую задачу психология может решать только в контексте с другими общественными науками.
Можно ли прямым образом, непосредственно
вывести психологические
Понятие личность относится
к определенным свойствам, принадлежащим
индивиду, причем имеется в виду
и своеобразие, уникальность индивида,
т.е. индивидуальность. Однако понятия
индивид, личность и индивидуальность
не тождественны по содержанию: каждое
из них раскрывает специфический
аспект индивидуального бытия
Межличностные связи, формирующие
личность в коллективе, внешне выступают
в форме общения или субъект-
В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект – объект –субъектных и субъект – субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.
Личность каждого человека
наделена только ей присущим сочетанием
черт и особенностей, образующих ее
индивидуальность – сочетание психологических
особенностей человека, составляющих
его своеобразие, его отличие
от других людей. Индивидуальность проявляется
в чертах характера, темперамента, привычках,
преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов, в способностях,
индивидуальном стиле деятельности.
Подобно тому, как понятия индивид
и личность не тождественны, личность
и индивидуальность в свою очередь
образуют единство, но не тождество. Если
черты индивидуальности не представлены
в системе межличностных
Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности А.В Петровским В.А. Петровским, необходимо остановиться еще на одном аспекте – таком понимании ими структуры личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют 3 типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или 3 аспекта трактовки личности. ) Первый аспект рассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту, личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой ее определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».Третий аспект рассмотрения – метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения : ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности – в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность, субъекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях – не статичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях.
Продолжаясь в других людях,
со смертью индивида личность, полностью
не умирает. Индивид как носитель
личности уходит из жизни, но персонализированный
в других людях, продолжает жить. В
словах «он живет в нас и
после смерти» нет ни мистики,
ни чистой метафоричности, это констатация
факта идеальной
Разумеется, личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.
2. Мотивационно-потребностная сфера личности
Известно, что потребности
человека являются исходными побуждениями
к деятельности. У человека, обладающего
высшими формами отражения
В психологии сложилось следующее
определение мотива: мотив – это
то, что отражаясь в сознании человека,
побуждает его к деятельности,
направляя ее на удовлетворение определенной
потребности. В общем виде мотив
есть отражение потребности, которая
действует как объективная
По мнению одного из наиболее
известных в отечественной
Итак, в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, тогда, завершив ее, личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Между развитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычно возникают рассогласования. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда – напротив – отстает – и то и другое сказывается на ее результате.
Все сказанное позволяет
заключить, что мотив является не
просто одной из составляющих деятельности,
а выступает в качестве компонента
сложной системы - мотивационной
сферы личности. Под мотивационной
сферой личности понимается вся совокупность
ее мотивов, которые формируются
и развиваются в течение ее
жизни. В целом эта сфера динамична
и развивается в зависимости
от обстоятельств. Но некоторые мотивы
относительно устойчивы и, доминируя,
образуют как бы стержень всей сферы
(в них проявляется
Информация о работе Индивид, личность, индивидуальность – категории психологии