Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 16:16, реферат
В конце XIX в. психологию проникают и быстро завоевывают популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий.
При исследовании процесса мышления наименее критичными оказались эксперименты, в которых сопоставляли результаты мыслительных операций людей с высоким и низким интеллектом.
Введение……………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.
I. Кратко об истории возникновения понятия интеллекта в психологии………………………………..4
II. Подходы к изучению интеллекта………………………………………………………………………..6
III. Коэффициент интеллекта (IQ) ………………………………………………………………………..18
IV. Креативность и ее связь с интеллектом……………………………………………………….……...21
Глава 2.
V. Методики исследования интеллекта….………………………………………………………………..23
1. Тесты Стенфорд-Бинэ …………………………………………………………………………………..23
2. Тест Векслера……………………………………………………………………………………………24
3. Тест Айзенка……………………………………………………………………………………………..25
4. Прогрессивные матрицы Равена……………………………………………………………………….26
5. Тест Кеттела/Культурно-свободный тест интеллекта (CFIT)……………………………………..…28
6. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)……………………………………………………...29
7. Методика исследования социального интеллекта…………………………………………………….30
8. Методика « Интеллектуальная лабильность» ………………………………………………………...35
9. Корректурная таблица Бентона………………………………………………………………………...36
10. Краткий отборочный тест ( КОТ) на интеллект (под редакцией Бузина Н.В.)……………………39
11. Краткий ориентировочный тест (КОТ-2) (адаптация Пахомовым теста Вандерлинка)…………. 44
VI. Вывод…………………………………………………………………………………………………...46
Список литературы ……..…………………………………………………………………………………4
Тест может быть использован не только для оценки интеллекта, но и мотивации испытуемых, которая является важнейшим фактором профессиональной успешности.
Существует несколько вариантов теста КОТ, в том числе и компьютеризированных, обладающих рядом достоинств и недостатков. К их недостаткам следует отнести в первую очередь малую проработанность тестового материала (проверка тестового материала по методу шагового снижения уровня репрезентативности оценочной группы показала в частности плохую лицевую валидность многих индикаторов), принципиально разную надежность и дифференцирующую способность разных шкал теста, что связано с разным числом индикаторов по шкалам.
Кроме того, существующие компьютеризированные варианты КОТ (как впрочем и основная масса других компьютеризированных тестов) к сожалению пренебрегают большими возможностями компьютеризации и не закладывают в программы регистрации переменных, обработки и интерпретации такую важную переменную как время выполнения задания.
Пример одного из компьютерных вариантов КОТ, продающийся на дисках:
Краткий отборочный тест КОТ тест на интеллект,
(Краткий ориентировочный тест) В.Н.Бузина
предназначен для определения интегрального
уровня интеллектуальной продуктивности.
Тест предусматривает диагностику следующих
параметров интеллекта: способность к
обобщению и анализу, гибкость мышления,
скорость и точность восприятия материала,
грамотность, выбор оптимальной стратегии
и т.д. Краткий отборочный тест КОТ тест
на интеллект используется при предварительном
отборе, профориентационной работе, диагностике
обучаемости и деловых качеств личности.
Технические характеристики: OC WINDOWS 9X-XP, возможность сохранения и распечатки результатов тестирования. Интерпретация: Психографический профиль, полная текстовая интерпретация результатов тестирования и числовые показатели
Результаты стандартизации теста КОТ
Результаты стандартизации теста опубликовала
в 2004 году педагог-психолог отдела профилактикисоциально-
Краткий ориентировочный (отборочный) тест является российской адаптацией (ВН Бузин 1992г) теста Вандерлика. В настоящее время тест достаточно широко используется в научных (в частности В.В. Дружининым и его учениками) и практических целях и пользуется признанием специалистов.
Тест, несомненно, имеет ряд достоинств, таких как простота в применении, высокая концептуальная и содержательная валидность, доказанная надежность.
Однако до сих пор статистически достоверная стандартизация КОТ в России не проводилась. Так ни одна из выборок стандартизации автора адаптации не достигает 100 человек при этом наиболее многочисленная группа стандартизации – ученики 6 классов (n 65 человек), также существует вариант для взрослых имеющих высшее образование (n 21человек).
Таким образом, практически не существует групповых норм для корректной интерпретации результатов - психологи вынуждены полагаться в большей мере на свои интуитивные представления. Исходя из этого, представляется крайне актуальным проведение стандартизации на статистически значимой выборке старшеклассников, что позволит иметь нормы - ориентиры и для взрослых и для учащихся.
В исследовании Щербаковой Е.В. общая выборка стандартизации составила 257 человек (учащиеся десятых классов, средний возраст 16 лет)
Результаты стандартизации (см. Табл. 1)
Различия между мальчиками и девочками незначимы. Данные подчиняются нормальному распределению. Стандартная ошибка не велика что позволяет перенести результаты на генеральную совокупность.
Полигон распределения
0 низкий 14 средний 26 высокий 32 очень высокий балл по тесту
соответственно до 14 баллов низкий уровень интеллекта
14 – 26 средний
26 – 32 высокий
больше 32 очень высокий
Результаты стандартизации (Таблица 1)
Общая выборка |
Девочки (129 человек) |
Мальчики (102 человека) | |
Среднее |
20,29452 |
20,15079 |
20,45109 |
Стандартная ошибка |
0,431623 |
0,607369 |
0,605115 |
Медиана |
20 |
19,25 |
20,25 |
Мода |
16 |
17 |
16 |
Стандартное отклонение |
6,387435 |
6,817703 |
5,804063 |
Дисперсия выборки |
40,79933 |
46,48108 |
33,68714 |
Эксцесс |
-0,25695 |
-0,10351 |
-0,76918 |
Асимметричность |
0,234341 |
0,36499 |
-0,00128 |
Максимум |
37 |
37 |
31 |
11. "Краткий ориентировочный тест -2"
(адаптация А.Пахомовым теста Вандерлинка)
Еще одним очень популярным и часто используемым у нас тестом на общую осведомленность, сообразительность является тест Вандерлинка или КОТ(краткий ориентировочный тест). Он удобен, невелик по объему и быстр в обработке. Поэтому хорошо подходит для тех случаев, когда из большого потока соискателей нужно сделать первичный отбор и определить, насколько заявленные данные кандидатов соответствуют действительности. Это тест на интеллектуальные способности с расшифровками по профессиям (сколько баллов должен набрать администратор, сколько программист и т.д.), но все эти требования не адаптированы к нашим условиям, поэтому жестко следовать им не стоит. В целом же этот тест неплохо, как говорят психологи, выявляет общий уровень интеллекта.
Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов, предназначенных для диагностики интеллекта.
Произведенный в процессе оценки работоспособности и корректировки стимульного материала факторный анализ позволил выделить следующие субфакторы, оцениваемые при помощи КОТ:
1. Способность
к установлению семантической
оппозиции;
2. Способность к абстрагированию и обобщению;
3. Способность устанавливать смысловые
отношения;
4. Способность к семантической дифференциации;
5. Уровень развития практического математического
мышления;
6. Способность осваивать закономерности;
7. Пространственное воображение, комбинаторные
способности;
8. Способность сосредоточить внимание;
9. Уровень оcведомленности;
10. Синтаксическая грамотность;
11. Понимание метафор;
12. Индуктивное мышление.
Интеллект согласно Штерну, одному из основоположников теории и практики оценки умственных способностей, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт - решение жизненной задачи с помощью интеллекта - осуществляется посредством действия с ментальным эквивалентом объекта. Благодаря этому решение проблемы может быть осуществлено без внешних поведенческих проб.
Первым тестом был "Самоприменяемый тест Отиса", который показал в большинстве случаев применения хорошую экологическую валидность при оценке представителей таких профессий как делопроизводитель, оператор ЭВМ, рабочий, мастер производства и т.д.
Как модификацию теста Отиса можно рассматривать тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Показано, что надежность этого небольшого по объёму теста вполне удовлетворительна.
На основе теста Вандерлика был создан тест "Краткий Ориентировочный Тест" (КОТ). Теоретическим основанием для его разработки служила модель, предложенная Верноном.
При использовании этого варианта оценка интеллекта испытуемого происходит с использованием 48 заданий по 12 шкалам с регистрацией времени выполнения задания. Оценка по каждой шкале получается на основании качества (правильность, время) выполнения каждого из 4 заданий шкалы.
Очевидно, что при использовании данного варианта появляются возможности для формирования более полного представления об особенностях структуры интеллектуальных способностей испытуемых и эта возможность в сочетании с возможностью анализа времени выполнения заданий по шкалам позволяет говорить о существенном вкладе в разработку компактного инструментария для оценки умственных способностей.
ВЫВОД.
В данной работе я рассмотрела теории изучающие само понятие Интеллект, а также привела ряд методик по измерению Коэффициента интеллекта.
Хочется добавить, что интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.
Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу.
Сегодня в развитых странах исследование интеллекта проводится почти на всех самых важных этапах жизни и деятельности человека. Обязательно проводится тестирование уровня интеллектуального развития при приеме детей в сады и школы, проверяется уровень развития интеллекта в процессе их обучения, и, конечно, очень широко применяется при профориентации и профотборе.
.
Литература:
Айзенк Г.Ю. (1996) Проверьте свои способности. М., Лань.
Анастази А. “Психологическое тестирование”: кн. 1; пер с анг./ под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубоковского. – М, Педагогика, 1982-336 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.И. Словарь справочник по психодиагностике ; 2-ое издание - СП.б, ПитерКом, 1999-528с.
Анастази А., Урбина С. (2001). Психологическое тестирование. СПб., Питер.
Бузин В.Н. (1992, 1998) Краткий отборочный тест. М., Смысл (Психодиагностическая серия, выпуск. 4)
Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. М. СПб, PerSe, ИМАТОН.
Дружинин В.Д. Психология общих способностей. – М, Лантера: Вита , 1995-150с.
Холодная М.А. “Психология интеллекта”: парадоксы исследования , 1997-392с.
Карпов Д.В. Общая психология. Учебник. М.:Гардарики, 2002.
Еникеев М.Н. Общая психология. Учебник для ВУЗов. М.: Приор,2000
Немов Р.С. Психология –М.:ГИЦ Владос, 2003
«Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии» под редакцией А.А. Кралова, С,А, Маничева. –С-П, Питер, 2004
Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (1996). Стандартные прогрессивные матрицы. М., Когито
Щербакова Е.В. Результаты стандартизации теста КОТ (Краткий ориентировочный тест) // Психология.Пермь. - 2004. - №3. с 4.
А так же использованы следующие сайты сети Интернет:
http://www.psylist.net/slovar/
http://psi.webzone.ru/test/
http://azps.ru/tests/pozn/
http://lib.1september.ru/2003/
http://psylib.org.ua/books/
http://psyjournal.ru/j3p/pap.
Информация о работе Интеллект. Методики исследования интеллекта