Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:16, реферат
Эмоциональные особенности (формальные показатели рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п.
В
промежутке от шести до двенадцати
лет хорошо приспособленные респонденты
все более и более вовлекаются в процесс
овладения новыми умениями и в то, что
соответствует нравам их школьных товарищей
и друзей. Рисунки респондентов периода
скрытой сексуальности, в которых пенис
или вульва изображаются откровенно, очень
редки. Причины этого необычного дополнения
надо искать в случаях, которые предполагают
развитых не по годам респондентов, осведомленных
о высокой эмоциональной ценности, вложенной
в половые органы. Операция на грыжу или
обрезание после младенчества может вызвать
страх кастрации. Соблазнение старшими
детьми или взрослыми или более тонкие
маневры могут возбудить респондента
в течение периода скрытой сексуальности,
особенно смышленого, чувствительного
респондента. Какова бы ни была причина
тех редких случаев открытого изображения
гениталий, - а в большинстве случаев это
были нарушения поведения того или иного
рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало
детям, достигая юношеского возраста,
развиваться и хорошо приспосабливаться.
Расположение и размер рисунка
Поскольку
нарисованная фигура считается тесно
связанной с автором рисунка
и определенным образом характеризует
его, интерпретация должна охватить
максимум особенностей рисунка. Такие
аспекты рисунка человека, как размер
фигуры, ее поза и расположение на листе,
качество линий (нажим, твердость, продолжительность
или прерывистость), последовательность
изображения деталей, использование фона
или фоновых эффектов, а также посторонних
объектов, представляют собой значимые
аспекты представления респондента о
самом себе и также подвергаются анализу.
Учитываются пропорции частей тела фигуры,
наличие незавершенных элементов рисунка,
уровень прорисованности деталей, присутствие
сильного нажима и его локализация, стирания,
внесение изменений в рисунок, выраженные
на лице человека и в его позе эмоции.
Размер и расположение
Испытывающие чувство незащищенности, тревожные респонденты склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные респонденты с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.
Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.
Фигура, смещенная на листе вправо , говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если респондент занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.
Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.
Если
респондент рисует линию земли и располагает
человека высоко от нее, так что тот кажется
парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует
оторванность от реальности, склонность
к фантазии и играм воображения, слабый
контакт с действительностью.
Перспектива
Мальчики
(редко - девочки) подросткового возраста
иногда изображают человека телом анфас
и головой в профиль. Такое неестественное
положение фигуры обычно считается признаком
социальной напряженности. Кроме того,
это может служить признаком определенного
чувства вины, связанного со сферой общения.
Если такое положение - голова в профиль,
туловище анфас - усугубляется изображением
ног в профиль, то в таком случае можно
говорить о низком умственном развитии
и нарушении пространственного воображения.
Другие особенности изображения
Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).
Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.
В
более старшем возрасте это может
иметь уже негативное значение, поскольку
прозрачность деталей противоречит реальности.
Речь может идти как о небольшой задержке
развития, так и о более серьезных нарушениях,
таких, как дезорганизация личности или
умственная отсталость. В "мягком"
варианте прозрачность может также свидетельствовать
о том, что респондент чувствует себя лишенным
поддержки и защиты. Негативное значение
прозрачности оценивается по количеству
прозрачных элементов и по размеру прозрачной
детали (второй случай, по-видимому, более
показателен).
Необязательные детали
Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках респондентов старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.
Разрозненные части тела
Подобные
случаи несомненно свидетельствуют
об отклонении, поскольку подавляющее
большинство респондентов, даже с самых
ранних своих попыток изобразить человека,
рисуют интегрированную фигуру. Рисунок
человека, в котором части рассеяны безотносительно
друг к другу - явное отклонение от нормы.
Этот отказ создать целостный рисунок
отмечался у респондентов с серьезными
нарушениями и является показателем их
личностной дезорганизации.
Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки
Ограниченные,
стереотипные фигуры рисуют эмоционально
незрелые респонденты. Данное нарушение
может принимать разные формы, но наиболее
типичная для большинства респондентов
- это расхождение между способностями
и успеваемостью в школе. Многие из них
довольно способные, но слабо восприимчивы
к академическим занятиям. Часто истоки
проблемы могут быть прослежены в семейной
ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.
Чрезмерная штриховка
Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных респондентов. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную,
энергичную штриховку, иногда направленную
на область гениталий, можно наблюдать
в рисунках подавленных, чрезмерно
контролируемых младших школьников,
в возрасте, близкому к периоду
скрытой сексуальности. Для респондентов,
прошедших этот этап, то есть старше 13
лет, достигших возраста, когда респондент
склонен к самоанализу и испытывает беспокойство
относительно своих способностей, подобные
реакции нетипичны. Случаи штриховки в
рисунках могут быть показателями эмоционального
расстройства.
Рисунки без людей
Отказ
рисовать человека и изображение
неодушевленных объектов необходимо рассматривать
как необычный, возможно, девиантный
поступок, предполагающий трудности
в межличностных отношениях, аномальное
равнодушие, эмоциональную отчужденность,
аутизм.
Темные облака и заштрихованное солнце
Много хорошо приспособленных респондентов могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для респондентов, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных респондентов.
Стирания
Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.