Интерпретация теста рисунок человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:16, реферат

Краткое описание

Эмоциональные особенности (формальные показатели рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Интерпретация теста рисунок человека.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

     В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные респонденты все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей. Рисунки респондентов периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам респондентов, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить респондента в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного респондента. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться. 

     Расположение  и размер рисунка 

     Поскольку нарисованная фигура считается тесно  связанной с автором рисунка  и определенным образом характеризует  его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие  аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления респондента о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.  

     Размер  и расположение

     Испытывающие  чувство незащищенности, тревожные  респонденты склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные респонденты с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

     Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

     Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

     Фигура, смещенная на листе вправо , говорит  об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если респондент занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

     Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

     Если  респондент рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.  

     Перспектива

     Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.  

     Другие  особенности изображения

     Эффект  прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую).

     Наличие прозрачных элементов в рисунке  может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

     В более старшем возрасте это может  иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что респондент чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).  

     Необязательные  детали

     Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках респондентов старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

     Разрозненные  части тела

     Подобные  случаи несомненно свидетельствуют  об отклонении, поскольку подавляющее  большинство респондентов, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у респондентов с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.  

     Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки

Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые респонденты. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства респондентов - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.  

     Чрезмерная  штриховка

     Акцентирование  на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать  в рисунках тревожных респондентов. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.

     Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать  в рисунках подавленных, чрезмерно  контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду  скрытой сексуальности. Для респондентов, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда респондент склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.  

     Рисунки без людей

     Отказ рисовать человека и изображение  неодушевленных объектов необходимо рассматривать  как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности  в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.  

     Темные  облака и заштрихованное солнце

     Много хорошо приспособленных респондентов могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.

Необычно  для респондентов, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных респондентов.

     Стирания

     Факты стирания считаются выражением тревоги  и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а  не к улучшению рисунка, подтверждая  тем самым, что служат выражением конфликта.

Информация о работе Интерпретация теста рисунок человека