Исследование брачно-семейнных отношений в рамках культурно-исторической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Так еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты преобразования. В настоящее же время в современной психологии рассматривают такие аспекты брачно-семейных отношений как: эмоциональные отношения в браке, готовность к браку и семейной жизни, психологический климат семьи, особенности и функции современной семьи и т д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БРАК В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 5
1.1 ПОНЯТИЕ БРАКА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.2 БРАК В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 8
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ. 12
2.1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ 12
2.2 ВИДЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 14
2.3 СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ 17
ВЫВОДЫ: 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

1.2 Брак  в контексте культурно-исторической  теории

 

Форма брака изменчива и семья эволюционирует в своем развитии. Эволюция брака заключалась в постепенном ограничении половой жизни, т.е. переход к моногамии.

Брак рассматривают как исторически меняющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, с помощью которых общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, а также устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Л.С. Выготский говорил о том, что у человека есть 2 линии развития:

- натуральная;

- культурная (историческая).

 Натуральная линия развития (НПФ) - это физическое, естественное  развитие ребенка с момента  рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, мышление, непроизвольная память. ВПФ – культурные - есть результат исторического развития: абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Человек овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Брак — это средство формирования  семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества, данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т.д.

Брак выступает как средство управлением своим поведением и поведением других людей. Выгосткий Л.С. говорил о том, что знак – это орудие психической деятельности. В данном случае, одним из таких орудий в браке выступает обручальное кольцо. Кольцо можно рассматривать как специфически психический регулятор. Кольцо это символ верности и любви, данных друг другу в момент бракосочетания. Обручальные кольца это своеобразное воплощение наших семейных оков. Знак, в нашем случае кольцо, как средство возникло в культуре.

История эволюции брака включает и трансформацию отношения к обручальному кольцу. Но во все времена обручальное кольцо рассматривали как символ брака. Люди присваивают себе все то, что было выработано человеком в процессе развития. Круглая форма кольца, цельная и неразрывная означает замкнутый круг брачных уз. Круг – это всегда что-то цельное. У круга, по определению, не может быть ни начала, ни конца. Так и браки - они не имеют начала и, что ещё важнее, не должны иметь конца. В этом тоже есть свой символизм. По этой причине наши предки считали, что круг - это идеально подходящее символичное обозначение бесконечности любви.

В философском плане Выготский опирается на мысль,  о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Появление человека ознаменовано началом иного, противоположного процесса: человек начал действовать на природу и видоизменять ее.

Изменения в психике человека выступают одновременно и как следствие его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. Овладение природой и овладение собственным поведением - параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

По аналогии с вышесказанным, между понятиями  «человек – брак», вероятно,  существует такая же двусторонняя взаимосвязь. То есть, с одной стороны, человек, вступивший в брак, тем самым признает определенный кодекс и морально-этические ценности и нормы поведения. С другой же стороны, каждая супружеская пара есть индивидуальная ячейка общества, которая в процессе совместной жизни привносит свой личностный жизненный опыт в копилку понятия «брак». Брак, будучи продуктом общественного развития несет на себе отпечаток культуры того социума, в котором формируется. В частности, в нашем XXI веке, мы можем наблюдать на примере отдельных стран различные альтернативные формы брака, которые официально считаются узаконенными.

 Далее, по мысли Выготского, в психических процессах человека следует различать два уровня: первый - это разум, «предоставленный самому себе»; второй - это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем «натуральных», а второй уровень - уровнем «культурных» психических процессов. «Культурный» процесс - это «натуральный» процесс, опосредованный своеобразными психическими орудиями и вспомогательными средствами.

Применительно к супружеству, можно сказать, что жизнь человека приблизительно делится на два периода – добрачный, или другими словами, «предоставленный самому себе» и собственно – период брака или более высокий, организованный, психический процесс. Иначе говоря, человек, предоставленный сам себе, особо не связан нормами и правилами поведения, которые присущи супружеским отношениям. И напротив, человек, связавший себя узами брака, тем самым признает для себя основополагающими нормы и правила, кодекс поведения в браке.

Таким образом, брачно-семейных отношений являются одновременно и культурным и историческим образованием. В разных культурах в разные временные периоды у человека были разные представления о браке и семье. С развитием общества

происходят различные трансформационные процессы брачно-семейных отношений, которые в свою очередь, влияют на культурные представления человека о браке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Семья как социальный институт: функции, виды, семейные роли и структура семьи.

 

2.1. Понятие семьи

 

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Это самый главный институт человеческого общества, который включает в себя множество частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт ответственности и другие. Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, это растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов. Таким образом, семья как совокупность институтов - это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми[3].

А.И. Антонов [13] утверждает, что семью создает отношение родители — дети.  Также он обращает внимание на пространственную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

А.И. Антонов [13] определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства - родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества — родительства — родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж — жена; муж — дети; жена — дети; дети — родители; дети — дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.

А.Г. Харчев [13] рассматривает семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание».

По мнению А.Г. Харчева [13], семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Согласно общепринятому определению: «Семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»[13].

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья — это сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

  1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества;
  2. Семья — важнейшая форма организации личного быта;
  3. Семья — супружеский союз;
  4. Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство [7].

Р. Хилл выделяет следующие признаки семьи[6]:

  • члены ее находятся в постоянной взаимозависимости, так что любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных;
  • семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу;
  • семья - приспосабливающаяся организация, стремящаяся к поддержанию равновесия со своей социальной средой;
  • семья является единицей, выполняющей те или иные задачи, связанные как с внешними факторами, так и с удовлетворением потребностей ее членов.

Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, что, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.

По мнению, Л.Б. Шнайдера, семья — это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

2.2 Виды и функции семьи

 

Американский психолог и психотерапевт К. Витакер выделяет следующие виды семей [12]:

Биопсихосоциальная семья. Сюда относятся естественные семьи, которые состоят из двух пар старшего поколения, пары родителей и детей. В такой семье сильны сходства и совпадения между прародителями, родителями и детьми.

Психосоциальная семья - семья, в которой нет кровного родства, но есть родство душевное, эмоционально-психологическая близость. Члены семьи близки между собой по психолого-социальным характеристикам и являются социальными родственниками (супруги и приемные дети). Брак в такой семье можно определить как решение, принятое одной целостной личностью, связать себя с другой целостной личностью с гарантией неразрывности этой связи, хотя возможность разрыва не исключается. Если такой разрыв и произойдет, то его удастся ликвидировать и, семья становится еще крепче.

Социальная семья - семья, в которой между партнерами существует взаимосвязь, обусловленная либо профессиональной деятельностью, либо необходимостью поддержания контактов на уровне делового партнерства. Эмоциональной привязанности в такой семье может не быть. Отношения в такой семье неизбежно имеют конец, который оформляется на основе мирной договоренности с использованием уже существующих принципов общественного урегулирования подобных ситуаций. Внутри такой семьи может возникать отрицательная динамика, но она, как правило, не переходит в войну, так как на первом месте в такой семье стоят корпоративные интересы.

Функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.

Нельзя разделять функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главные. Однако среди функций семьи необходимо выделять те, которые позволяют отличить семью от других институтов. Поэтому различают специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву [11], специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной определенных исторических обстоятельств.

К специфическим функциям семьи относят:

Репродуктивная функция семьи - эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения.

Информация о работе Исследование брачно-семейнных отношений в рамках культурно-исторической теории