Исследование брачно-семейнных отношений в рамках культурно-исторической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 04:36, курсовая работа

Краткое описание

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Так еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты преобразования. В настоящее же время в современной психологии рассматривают такие аспекты брачно-семейных отношений как: эмоциональные отношения в браке, готовность к браку и семейной жизни, психологический климат семьи, особенности и функции современной семьи и т д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БРАК В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 5
1.1 ПОНЯТИЕ БРАКА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.2 БРАК В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 8
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ. 12
2.1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ 12
2.2 ВИДЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ 14
2.3 СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ 17
ВЫВОДЫ: 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Она имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет и материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами, традиции семьи.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Влияние хозяйственно-бытовой функции на взаимоотношения в семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению психологического климата в семье, нравственному и трудовому воспитанию детей, укреплению супружеских взаимоотношений. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье влияние будет негативным.

С этой функцией тесно связана проблема управления семьей - вопрос главенства в семье. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним хозяйством. Это самый прогрессивный метод семейного управления, к которому надо стремиться каждой семье.

Эмоционально-психологическая функция семьи - удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье (споры, ссоры, разногласия) считаются отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи. Отсутствие взаимопонимания ведет к чувству внутренней пустоты, подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному снижению работоспособности человека. Всякий разлад в отношениях родителей отражается на характере детей, в той или иной мере травмирует их.

Функция духовного (культурного общения) - удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Повышению роли этой функции способствует правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Семья - единый коллектив, но интересы у членов семьи могут быть различными. И игнорирование интересов порой может привести к конфликтным вспышкам. В целом эта функция является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать многое.

Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени умением самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально - эротических потребностей членов семьи. Семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Сексуальная культура, как и всякая культура личности, возникает не сразу. Наблюдая отношение отца и матери в повседневной жизни, ребенок усваивает определенный тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми появившимися условиями. Так, например, качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п. В современной семье значительно возросло значение многих функций: эмоциональной, духовного (культурного) общения, сексуально-эротической, воспитательной.

 

 

 

 

2.3 Семейные роли и структура семьи

 

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений»[13].

Роль - это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений»[13].

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.

Можно сказать, что возможность включения членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор, получивший широкое распространение в области исследования развития эмоциональных отношений теории «стимул-ценность-роль», назвал ролевым соответствием. Т. е. соответствие друг другом взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличие базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.

Структура семьи рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные - обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи [9].

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы [9]:

- способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак - ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития;

- действие  группового давления, побуждающего  человека вести себя определенным  образом и в соответствии с  ожиданиями окружающих. Осознание  принадлежности к семье - один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи. Установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

1. Семья — это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

2.  Брак – свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважении, заключаемый в целях создания семьи, путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают лишь с момента регистрации.

3. Брак — это средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Одним из таких психологических орудий является обручальное кольцо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью нашей работы было рассмотреть брачно-семейные отношения в контексте культурно-исторической теории. Семья и брак являются неотъемлемой частью общества и являются значимой частью социальной жизни индивида, которые интегрируют фундаментальные базовые культурные нормы, ценности и идеалы. Непосредственно в браке и последующем строительстве семейных отношений происходит закрепление в человеческом социуме приемлемых, легитимных, освящённых догматами религии и социально-нравственными установлениями, закрепленных формой закона сексуальных отношений между супругами.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть много специфического. Брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак - исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», а семья - это институированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание.

В истории человечества сменилось немало форм организации брачных отношений между полами, как правило, соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества. Вместе с тем, не только сами формы брака вариативны, но и взгляд на брак и семью в современном обществе претерпевает кардинальные изменения.

Теоретические положения работы могут быть использованы для коррекционной, консультативной работы с семейными парами, в области индивидуального консультирования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Аратамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: АКАДЕМИЯ, 2002. – 436с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика, 2003. - 316 с.
  3. Добреньков В.И., Кравченко, А.И, Дубовская Е.М. Социология. – М.: Инфа-М, 2001. – 320с.
  4. История обручальных колец [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ring.zanzibar-gold.ru/istorija-obruchalnykh-kolets/.
  5. Калинина Р. Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. –350с.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
  7. Олиферович Н.И. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2008. – 342 с.
  8. Розин В.М. Культурно-историческая теория (от взглядов Л.С.Выготского к современным представлениям). М.: Экспо, 2005. - 277 с.
  9. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного  консультирования. - М.: Academa, 2008. – 190 с.
  10. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей – М.:Наука, 1996. – 244с.
  11. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. – М.:УСП, 2003. – 512с.
  12. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 378с.
  13. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. – М – Воронеж.: Модек, 2005.

Информация о работе Исследование брачно-семейнных отношений в рамках культурно-исторической теории