Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 04:16, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
На сегодняшний день тема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. Во многих странах, в частности в России отмечается рост насилия с особыми формами жестокости, преступности, участниками в которых нередко становятся подростки. Это конечно очень острая проблема, которая встала перед всем обществом, и её необходимо решать как можно скорей, пока она не переросла в нечто большее. Кроме того, в школе агрессивность подростков проявляется практически каждую минуту, последствиями которой являются травмы и порча школьного имущества.
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния
рок-музыки на агрессивность подростков 13-18 лет ……………..……………6
Понятие агрессии, основные теоретические подходы ………….6
Причины агрессии, ее виды и основные механизмы действия ..12
Воздействие рок-музыки на психику подростка ………………17
Выводы по главе 1 ……………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков ……………………………………………………..27
2.1 Организация и методы исследования …………………………..27
2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.. ………………………….……………..30
2.3. Исследование взаимосвязи рок-музыки и агрессивности. …….34
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..41
Заключение ……………………………………………………………………..42
Литература ………………………………………………
Поскольку предметом исследования курсовой работы является взаимосвязь рок-музыки и уровня агрессивности подростков, то наиболее адекватным предмету исследования будет следующая методика (таблица 1):
Таблица 1. Методики эмпирического исследования
Методика |
Авторы |
Предмет изучения |
Опросник Басса-Дарки |
А.Басс, А.Дарки |
Диагностика агрессивных и враждебных реакций |
Опросник Басса-Дарки. Одним из наиболее часто используемых психологами методов изучения агрессии является опросник Басса - Дарки.
Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки решили учесть различные формы агрессивных реакций. А.Басе, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрация - агрессия», предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определяет термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, - такая реакция определяется Бассом как «враждебность».
При составлении вопросов А.Басс и А.Дарки пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться
2. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние на ответ общественного одобрения или неодобрения. Это достигается тремя способами:
а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения, что создает акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;
б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;
в) использование привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.
Методика Басса - Дарки позволяет определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения. Применяя данную методику, можно зримо убедиться в том, что у различных категорий подростков агрессия имеет различные качественные и количественные характеристики. Вместе с тем эта методика позволяет получать данные о готовности испытуемых действовать в определенном направлении. Кроме того, результаты применения данной методики позволяют сделать некоторые выводы о содержании мотивационной сферы подростка, так как выбор способов поведения из числа привычных для субъекта форм реагирования связан с реально действующими смыслообразующими мотивами.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
При составлении опросника
использовались принципы:
Вопрос может относиться только
к одной форме агрессии.
Вопросы формулируются таким
образом, чтобы в наибольшей степени ослабить
влияние общественного одобрения ответа
на вопрос.
2.2. Изучение уровня агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку.
Рассмотрим расчет статистических показателей при исследовании взаимосвязи рок-музыки и уровня агрессивности подростков. Гипотеза состоит в том, что уровень агрессивности у подростков, слушающих рок-музыку выше уровня агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку.
Первым этапом статистической обработки будет подсчет описательной статистики. Расположим данные в порядке возрастания и получим вариационный ряд экспериментальной и контрольной групп.
Вариационный ряд по изучению агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку
Xi |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
F |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Доля испыт. в% |
6,6 |
13,3 |
6,6 |
6,6 |
13,3 |
19,9 |
13,3 |
13,3 |
Кумулята |
6,6 |
19,9 |
33,2 |
39,8 |
53,1 |
73 |
86,3 |
99,6 |
Сразу надо отметить, что некоторые данные принимают одни и те же значения, причем одни значения встречаются чаще, а другие – реже.
Вариационный ряд по изучению агрессивности подростков, слушающих рок-музыку
Xi |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
F |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Доля испыт. в% |
6,6 |
6,6 |
13,3 |
26,5 |
13,3 |
13,3 |
13,3 |
6,6 |
Кумулята |
6,6 |
13,3 |
26,5 |
53 |
66,3 |
79,6 |
92,9 |
99,5 |
Данные графики представим в виде гистограмм,
полигонов, распределения частот и кумулят.
Гистограмма распределения частот по
агрессивности подростков, не слушающих
рок-музыку
Полигон распределения частот по агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку
Кумулята распределения частот по агрессивности подростков, не слушающих рок-музыку
Гистограмма распределения частот по агрессивности подростков, слушающих рок-музыку
Полигон распределения частот по агрессивности подростков, слушающих рок-музыку
Кумулята распределения частот по агрессивности подростков, слушающих рок-музыку
Теперь подсчитаем меры центральной тенденции: среднее, медиану, моду, меру рассеяния статистических совокупностей, дисперсию, стандартное отклонение и меры асимметрии и эксцесса и результаты занесем в таблицу:
Таблица 1
Основные статистические показатели |
Данные по не слушающим рок-музыку |
Данные по слушающим рок-музыку |
Среднее (Xср) |
19,87 |
21,6 |
Медиана (Md) |
20 |
21 |
Мода (Mo) |
21 |
21 |
Стандартное отклонение |
2,26 |
1,96 |
Дисперсия выборки |
5,12 |
3,83 |
Эксцесс |
-1,16 |
-0,51 |
Асимметричность |
-0,24 |
0,01 |
Минимум |
16 |
18 |
Максимум |
23 |
25 |
Проанализировав данные, можно отметить следующее.
Распределение в группе не слушающих рок-музыку имеет отрицательную правостороннею асимметрию А<0. Это можно увидеть на гистограмме распределения. Это говорит о том, что преобладают значения ниже средних и наше распределение является нормальным. Стандартное отклонение свидетельствует о том, что группа достаточно однородная. Коэффициент эксцесса отрицательный. Это говорит о том, что в центре распределения образовалась впадина, то есть в распределении встречаются и высокие и низкие значения одновременно. Это видно по гистограмме не слушающих рок-музыку.
В отличие от распределения в группе не слушающих рок-музыку, в группе слушающих рок-музыку наблюдается положительная левосторонняя асимметричность А>0. Что говорит о преобладании значений выше средних.
Коэффициент эксцесса отрицателен. Это говорит о том, что в центре образовалась впадина, то есть в распределении встречаются и высокие и низкие значения одновременно.
2.3 Исследование
взаимосвязи рок-музыки и
Для выявления взаимосвязи рок-музыки и агрессивности воспользуемся методом статистического анализа.
Проверим гипотезу, что:
подростки, слушающие рок-музыку агрессивнее подростков не слушающих рок-музыку, т.е. разница между средними значениями агрессивности подростков слушающих и не слушающих рок-музыку отлична от нуля.
разница между средними значениями равна нулю.
Под статистической гипотезой понимают гипотезу, проверяемую в соответствии со статистическим критерием.
Статистический анализ проводится с помощью параметрического критерия t-Стъюдента. Критерий t-Стъюдента – это параметрический критерий который позволяет определить наличие отсутствия достоверной связи между показателями. Численное значение критерия t-Стъюдента для независимых выборок вычисляется по формуле:
Представим результаты нашего эксперимента в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых вычислений:
Таблица 2
№ |
Группы |
Отклонения от среднего |
Квадраты отклонений | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
16 17 17 18 19 20 20 21 21 21 22 22 23 23 18 |
24 18 19 20 20 21 21 21 21 22 22 23 23 24 25 |
-3,87 -2,87 -2,87 -1,87 -0,87 0,13 0,13 1,13 1,13 1,13 2,13 2,13 3,13 3,13 -1,87 |
2,40 -3,60 -2,60 -1,60 -1,60 -0,60 -0,60 -0,60 -0,60 0,40 0,40 1,40 1,40 2,40 3,40 |
14,95 8,22 8,22 3,48 0,75 0,02 0,02 1,28 1,28 1,28 4,55 4,55 9,82 9,82 3,48 |
5,76 12,96 6,76 2,56 2,56 0,36 0,36 0,36 0,36 0,16 0,16 1,96 1,96 5,76 11,56 |
Сумма Среднее |
19,87 |
21,6 |
71,73 |
53,60 |
Информация о работе Исследование взаимосвязи рок-музыки и уровеня агрессивности подростков