Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния уровня тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Объектом исследования является уровень тревожности представителей разнотипных профессий.
Предметом исследования выступает влияние уровня показателей тревожности на уровень интеллекта у представителей разнотипных профессий.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. В процессе теоретического анализа провести сопоставление взглядов на проблему интеллекта и выявить возможности понимания этого феномена как системного свойства человека.
2. Изучить психологическую литературу по проблемам тревожности.
3. В процессе исследования удостовериться в наличии закономерностей и адекватности использованных методик цели и гипотезе исследования, заявленным в работе.
4. В психологическом исследовании выявить влияние тревожности на уровень интеллекта, а следовательно и успешность профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем тревожности и ее влияния на интеллектуальный уровень развития личности 6
1.1.Анализ понятия тревожности в психологических исследованиях 6
1.2. Понятие интеллекта. Стадии развития интеллекта по М.Пиаже 12
Выводы по главе 1: 15
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению влияния уровня тревожности 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ интерпретация результатов исследования 21
Выводы по главе 2: 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Вложенные файлы: 1 файл

9095. Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта (ИЭУиП, Курсовая).doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

     Анализ  основных работ показывает, что в  понимании природы тревожности  у авторов можно проследить два  подхода - понимание тревожности  как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

      В результате эмпирического исследования были сделаны выводы о том, что  высокая тревожность сопряжена  с физическими и психическими особенностями возраста, с изменением ведущей деятельности, с авторитетом руководителя, с уровнем значимости для коллег. В ходе работы возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.

      Наибольшую  тревожность испытуемые проявляют в ситуациях, связанных с трудовой деятельностью. Наименьшую - в самооценочной и межличностной ситуациях. В поведении и отношении к работе часто наблюдается напряженность, скованность, неловкость, пассивность, неуверенность в себе.

      Интеллект представляет собой не просто способность к эффективным межличностным взаимодействиям, пониманию других и самого себя как субъекта деятельности в социальной среде, но и особое системное качество человека, влияющего на процессы жизненного самоопределения и самореализации и характеризующее степень открытости человека в социум.

      Влияние уровня тревожности на уровень развития интеллекта у представителей разнотипных  профессий (сферы «человек-человек» и «человек-знаковая система») протекает  по-разному.

      У людей, выбравших сферу «человек-человек» как исходную базу для своей личностной самореализации, уровень тревожности (как состояния), как правило, тем выше, чем ниже уровень социального интеллекта.

      Данное  исследование не исчерпывает всех проблем, связанных с изучением тревожности  и требует дальнейших исследований в этом направлении. 

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие  для студ. вузов. – М., 2005.
  2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18
  3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997 № 2.
  4. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
  5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии - 1993 - №1.
  6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - М., 2000.
  7. Вирджиния Н.К. Прикладная психология. - М.,2000.
  8. Возрастная педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского. М.,1979.
  9. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
  10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии.- 1994, №3
  11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.– М., 2003.
  12. Джемс У. Психология. М., 1991 г.
  13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 2000.
  14. Дубровина Т.В. и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  15. Жутикова И.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.
  16. Зюзько М.В. Психологические консультации для молодого учителя. - М., 1995.
  17. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология. – С-Пб., 2000.
  18. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психические состояния. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. - 141 с.
  19. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 1997.
  20. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника - 1990 - №6.
  21. Крылов А.Н. "Образ Я" как фактор развития личности // Дис. канд. психол. наук, - М., 1984.
  22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001.
  23. Михеева И.Н.. Я – концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара, 2003.
  24. Мэй Р. Проблема тревоги/ Пер. с англ. Гладкова А. Г.- М., 2001.
  25. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - 1996 - №1.
  26. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 1995 г
  27. Практикум по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. А.И.Щербанова.- М., 1987.
  28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара, 1998.
  29. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. - М., 1998.
  30. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе.- М., 1994.
  31. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1995.
  32. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ Составитель Радугин А. А.-  М., 2003.
  33. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
  34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 1996.
  35. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии . 1986 г., № 4.
  36. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
  37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М., 2000.
  38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М., 1998.
 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ

    Сводный протокол по изучению ситуативной и  личностной тревожности в контрольной  группе (п=20) (в баллах)

Испытуемые Ситуативная тревожность Личностная  тревожность
1 21,5 25,5
2 27,5 24,7
3 22,4 26,5
4 31,7 28,8
5 20,5 26,5
6 25,6 27,3
7 27,8 26,8
8 27,1 24,4
9 24,6 26,3
10 25,7 22,3
11 26,1 28,2
12 24,5 26,3
13 28,9 28,8
14 24,5 21,7
15 28,9 27,5
16 22,1 26,3
17 24,6 26,2
18 26,4 28,4
19 24,6 23,3
20 28,9 27,6
Итого 26,7 27,3
 
 

    Сводный протокол по изучению ситуативной и  личностной тревожности в экспериментальной  группе (п=20) (в баллах)

Испытуемые Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 31,5 25,5
2 37,5 34,7
3 32,4 26,5
4 31,7 28,8
5 30,5 26,5
6 35,6 27,3
7 37,8 26,8
8 37,1 34,4
9 34,6 26,3
10 30,7 32,3
11 36,1 28,2
12 34,5 36,3
13 38,9 28,8
14 34,5 31,7
15 38,9 27,5
16 32,1 26,3
17 34,6 36,2
18 36,4 28,4
19 34,6 33,3
20 38,9 27,6
Итого 36,6 39,4
 
 

Таблица №1. Результаты тестов на интеллект  и определение уровня реактивной и личностной тревожности

Ф.И.О. возраст IQ Самооценка Активность Настроение
1 Самойлова М 26 150 37 39 35 холерик
2 Земенов Н.М. 24 124 26 27 29 сангвиник
3 Игнатьева 63 120 29 23 39 холерик
4 Мартынова И.Л. 48 127 35 26 38 холерик
5 Васильева Н.М. 55 114 32 27 37 холерик
6 Мухамадиева З.Ф. 53 102 29 21 23 флегматик
7 Старостин А.В. 30 117 31 26 27 сангвиник
8 Краснов А.Н. 27 113      
9 Карпова В.Г. 70 125      
10 Смирнова Н.Ф. 50 125 29 26 29 сангвиник
11 Чакмин Н.Г. 23 125 35 40 40 холерик
12 Куянов К 23 134 31 21 35 холерик
13 Хадыш 69 105 32 29 29 сангвиник
14 Альфия 25 107 32 30 28 сангвиник
15 Красненкова 39 140 38 39 38 холерик
16 Фиоктистова Л.П. 56 125 21 18 25 флегматик
17 Хороненко Е.П. 52 115 26 28 38 холерик
18 Фролов Г.С. 55 115 26 24 22 флегматик
19 Веселова В. 61 130      
20 Сафиуллин А. 37 110 30 28 28 сангвиник
21 Перепеченова  Е.Р. 26 115 24 26 23 флегматик
22 Зайцева Н 49 124 31 30 35 холерик
23 Петрова Т 53 120 29 28 29сангивник
24 Закирова Н.М. 36 125 32 34 39 холерик
25 Шамова А.Р. 58 114 30 27 24 флегматик

Информация о работе Исследование влияния тревожности на уровень интеллекта