Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования: Изучение данной литературы, опытов,
экспериментов отечественных и зарубежных исследователей
психофизиологов.
Объект исследования: внимание.
Введение ________________________________________ 2
Глава 1___________________________________________6
Глава 2__________________________________________15
Вывод__________________________________________24
сенсорного анализа, что аналогично «торможению» одних и 2усилению» других
элементов сенсорного входа, другая аналогична организация Иерархии «
готовности» реагирующих систем, третьей- изменение скорости некоторых
центральных процессов (ГУТМАН 1979) и т.д. При этом один и тот же результат
(например, улучшение каких=либо показателей деятельности, служащих
характеристикой внимания) может в разных условиях достигаться различными
способами, обеспечиваться
разными структурами и
физиологические корреляты. Иными словами, в разных условиях одна и та же
структура может обеспечивать разные функции, наоборот, одна и та же функция
может обеспечена разными структурами.
Наличие физиологических
позволяет идентифицировать или хотя бы операционально определить некоторые
«уровни» или «механизмы» и сопоставлять возникающие в разных исследованиях
схемы.
СПОНГ и д.р. (1965) создавали экспериментальную ситуацию, в которой бы
поддерживалось состояние сосредоточенного внимания в отношении определенных
сигналов при отвлеченном внимании от других. Испытуемому давали инструкции
нажимать на ключ на сравнительно редкие и более слабые щелчки или тусклые
вспышки, появлявшиеся среди более громких слуховых или ярких зрительных
стимулов. В серии опытов с привлечением внимания к зрительным стимулам
испытуемый должен был нажимать на ключ при появлении редких тусклых вспышек
и не реагировать на щелчки. В эксперименте с привлечением внимания к
слуховым нажимать на ключ следовало на редкие слабые щелчки, появлявшиеся
среди более многочисленных громких щелчков. Стимулы другой модальности, чем
те к которым согласно инструкции привлекалось внимание, игнорировались.
Когда испытуемый в эксперименте с избирательным привлечением внимания
сосредоточивался на вспышках, ответы на них были больше, чем ответы на те
же самые вспышки, когда внимание концентрировалось на щелчках. Точно так же
ВП на щелчки имели большую амплитуду, когда на них концентрировалось
внимание.( ШАГАС 1970)
САТЕРФОИЛД и ЧИТАМ (1964) производили электрическое раздражение
правого и левого запястья и предлагали испытуемому игнорировать раздражение
одного запястья и сосредотачивать внимание на раздражении другого. Реакции
на стимулы, которые испытуемый «игнорировал» не изменилась, тогда как
ответы на стимулы на которых он сосредоточился, в большинстве случаев
увеличивались, хотя у 5 из 25 испытуемых они, наоборот увеличивались.
САТЕРФОИЛД (1966) в другом эксперименте попеременно предъявлял щелчки
и электрические стимулы и просил испытуемых сосредотачивать внимание на
одном, то на другом стимуле.
Следует отметить что начальные компоненты ВП на электро-кожное
раздражение не изменялось под влиянием инструкций, изменяющих уровень
внимания. САТЕРФОИЛД записал также потенциалы периферического нерва у
нескольких испытуемых и не обнаружил изменений связанных с вниманием.
Результаты полученные у 7 из 47 испытуемых не соответствовали основной
тенденции, т.е. у этих испытуемых не наблюдалось увеличение амплитуды
поздних компонентов при концентрации внимания.(ШАГАС1970)
ЧЕПМЕН и БРЕГДОН (1964) обнаружили, что зрительный ВП на цифровые
стимулы был больше если испытуемого просили определить относительную
величины цифр, чем не на цифровые, которые не требовали привлечения
внимания.
В другом эксперименте ЧЕПМЕН (1965) показал, что получаемые им
результаты не зависят от разницы в световой энергии раздражителя.
ШЕВРИН и РЕННИК (1967) обнаружили, что поздние компоненты ВП на
тактильные
стимулы при привлечении
сравнению с аналогичными компонентами в ответах, зарегистрированных в том
случае, когда испытуемому не давали никаких инструкций или когда испытуемый
выполнял устный счет.
Небольшое время реакции можно
рассматривать как
уровня внимания . В ряде экспериментов, проведенных различными
исследователями было обнаружено, что амплитуда зрительных ВП была больше,
если время реакции на вспышку было короче (ШАГАС 1970) . ИЗОН и д.р.
установили,
что при большем времени
меньше, чем последняя зависела от меньшей интенсивности света . ИЗОН и УАЙТ
не обнаружили корреляции между зрительными ВП и временем реакции у одного
испытываемого.
ВИЛКЕНСОН и МОРЛОК (1967) получили разноречивые данные при
исследовании корреляции между амплитудой слухового ВП и временем реакции.
В целом, таким образом,
привлечение внимания к стимулам вызывает увеличение амплитуды ВП. Это
увеличение наблюдается у компонентов ВП, появляющиеся через 100 мс или
позже и не наблюдается у ранних компонентов. Следует отметить,что
увеличение амплитуды поздних компонентов при привлечении внимания
наблюдается не во всех случаях, у некоторых амплитуда ответов уменьшается.
Однако многие исключения модно объяснить тем, что словесные инструкции не
достигают цели, т.е. не вызывают соответствующего привлечения внимания.
НЭЭТАЙНЕН (1967) в одном эксперименте измерял ВП на щелчке при
сосредоточенности внимания на зрительных стимулах и во время релаксации .
Оказалось,что ВП на щелчке также увеличивается, как когда внимание
привлекалось к зрительным стимулам.
Этот факт он расценил как свидетельство того, что изменение реакции
мозга, связанные с вниманием, оказывают одинаковое внимание на потенциалы
вызванные стимулами всех модальностей, либо повышая, либо понижая их
амплитуды. Этот вывод отрицает наличие избирательности. Во втором
эксперименте он просил испытуемых различать значимые (ревалентные) и не
значимые ирревалентные стимулы, которые предъявлялись в случайном порядке и
с различными интервалами. Статистически значимых различий между ВП на
ревалентные и ирревалентные
Щелчки в тех случаях когда испытуемые правильно различали стимулы не
было.
В третьем эксперименте НЭЭТАЙНЕН продемонстрировал увеличение
амплитудаы на ревалентные стимулы в том случае когда они в определенном
порядке чередовались с ирревалентными. Однако, если этим же испытуемым
стимулы предъявлялись в случайном порядке различий в ВП не наблюдалось.
НЭЭТАЙНЕН прыжком увеличение ВП на регулярно подаваемые стимулы ожиданию и
подготовительной активации, а также активации, предшествующей ревалентности
ситуации.
ПОТЕНЦИАЛЫ С ДЛИННЫМ
В некоторых работах
описание этих компонентов ведется баз дифференциации их от более ранних
компонентов. Саттон (1969) представил обширное и глубокое обсуждение
концептуальных методических вопросов, связанных и исследованием коррелятов
волны Р3. Он обратил внимание
на то что, фактически
получил положительные данные показывающие увеличение амплитуды Р3 на
релевантные стимулы, но не принял их в расчет.
Основной вывод, к которому пришел САТТОН состоял в том, что амплитуда
волны Р3 связана обратной зависимостью с вероятностью появления стимула.
Однако ТЕУТИНГ (19968) показала, что, хотя волна Р3 значительно
уменьшалась, когда испытуемый заранее знал какой стимул последует,
амплитуда этой волны все-таки еще могла изменяться в зависимости от
вероятности щелчка данной интенсивности. Эти результаты свидетельствует о
том, что степень неопределенности стимула не полностью объясняет этот
феномен. САТТОН также предпринимает попытку доказать что не следует
применять термин «значимость» при обоз значении корреляций психологических
явлений, он не согласен с концепцией о генерализованной реакции активации.
Другое объяснение которое предлагается для анализа данных касается степени
вовлечения испытуемого в выполнение задания . САТТОН предположил что
механизм волны Р3, вероятнее всего связан с ориентировочной реакцией или
дехабитуацией. РИТТЕР и ВОГАН высказали предположение что волна Р3 связанна
главным образом с механизмом сопоставления поступающих стимулов и уже
накопленной информации, которой по-видимому, является составной частью
ориентировочной реакции. Однако поскольку в ответе на не сигнальные символы
волна Р3 не обнаруживается, авторы пришли к выводу что эта волна не
отражает непосредственно механизм сопоставления.
Их окончательный вывод
коррелятом
центральных процессов
Итак внимание состоит в том, что относительное единство сознания,
составляющее частный случай, заменяет собой множественность состояний
сознания и изменяемость, составляющее общее правило. Чтобы отличить
внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся следует принять в
расчет приспособление организма, которым оно всегда сопровождается и из
которого в значительной степени слагается .
Когда внимание отрицают
это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с
другими психическими явлениями процессами то в этом уже проступают реальные
трудности проблемы внимания – невозможность выделить его как
самостоятельную форму психической деятельности. Анализ этих трудностей
приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу
внимания лежат два кардинальных факта:
1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, и про
себя, и внешнему наблюдению оно
открывается как
Настроенность и сосредоточенность любой психической
деятельности, следовательно, как сторона или свойство этой
деятельности.
2. Внимание не имеет своего
отдельного специфического
результатом является
присоединяется.
С научной точки зрения
требует точного определения, которое с одной стороны, показывает уровень
знаний о нем, а с другой стороны обозначает направление и методы его
исследования. Несмотря на то, что во всех существующих формулировках
внимание в явной или неявной форме определяется через избирательность или
селективность феномен, который можно уловить и при внутреннем само
наблюдении, и при наблюдении за внешними проявлениями поведения,
общепринятого определения внимания к настоящему времени в психологии не
существует. Объясняется это несколькими причинами Одним из основных
противоречий в определении внимания было и остается отношение к нему со
стороны одних ученых как к самостоятельному психологическому процессу, а
других – как к одной из характеристик взаимодействия психических процессов.
Сторонники первой точки зрения выделяют разные формы внимания – сенсорное
(зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), моторное, интеллектуальное и
эмоциональное *Хрестоматия по вниманию. Вторая точка зрения становиться все
более распространенной - внимание не имеет собственного продукта или своего
особого содержания: это в первую очередь, динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности.
Друга причина, пожалуй, самая важная, кроется в методологических
подходах к изучению поведения и деятельности. Сейчас уже никто не
сомневается в том, что человек активен в своей деятельности, т.е. на
основании своего жизненного опыта он предвосхищает текущие события внешнего
мира, целенаправленно взаимодействует с ними и обучается новым формам
взаимодействия с внешним миром, формируя свой индивидуальный опыт. Но в
постановке задачи экспериментального исследования, в методах исследования и
построенных на результатах исследований теоретических моделях добровольно
участвовавшие в экспериментах субъекты с их активным отношением к внешнему