Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:10, реферат
Цель исследования: выявление особенностей личности студентов педагогов-психологов 1 курса.
Задачи:
1.Дать теоретическое обоснование изучаемому явлению – личностным особенностям студентов педагогов-психологов 1 курса.
2.Провести с целью исследования личностных особенностей.
3.Проанализировать результаты проведеного эмпирического исследования.
4.Сформулировать выводы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические подходы к исследованию личности в юношеском возрасте………………………………………………………………...……….. 4
1.1 Студент как субъект учебной деятельности……………………………… 4
1.2. Особенности личности студента- психолога…………………………….. 11
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса……………………………….. ……………………………14
2.1 Программы и методы исследования……………………………………….14
2.2 Анализ и интерпритация……………………………………..……………. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………20
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………21
«Желание помочь людям» -
очень популярный мотив при поступлении
на психологический факультет. Так как
психолог – это помогающая профессия,
необходимо много работать над собой,
так как помочь человеку может только
специалист, получивший большое и серьезное
образование.
А какие же качества необходимы будущему
психологу?
Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное – профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.[14]
Важной особенностью успешного будущего психолога является интерес и уважение к человеку. По другому это можно обозначить как человеколюбие, дружелюбие, гуманизм.
Важным качеством является толерантность. Это терпимость к другому, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Для эффективной работы психолога очень важно безоценочное принятие человека.
Третьим качеством является
гибкость и открытость к изменениям.
Будущему психологу необходима и
сензитивность, иначе говоря, чувствительность.
Среди других качеств были также названы
такие, как умение ясно выражать свои мысли
и умение слышать и понимать другого, ведь
психолог много общается с людьми. Названо
было и умение управлять собственными
эмоциями. Также нужно учитывать, что основная
трудность работы психолога в любой сфере
– это риск эмоционального выгорания.
Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.
Преобразование мотивации,
всей системы ценностных ориентации,
с одной стороны, интенсивное
формирование специальных способностей
в связи с профессионализацией
— с другой, выделяют этот возраст
в качестве центрального периода
становления характера и
В исследованиях, посвященных личности
студента, показывается противоречивость
внутреннего мира, сложность нахождения
своей самобытности и формирования яркой,
высококультурной индивидуальности.
Студенческий возраст характеризуется
и тем, что в этот период достигаются многие
оптимумы развития интеллектуальных и
физических сил. Но нередко одновременно
проявляются «ножницы» между этими возможностями
и их действительной реализацией. Непрерывно
возрастающие творческие возможности,
развитие интеллектуальных и физических
сил, которые сопровождаются и расцветом
внешней привлекательности, скрывают
в себе и иллюзии, что это возрастание
сил будет продолжаться «вечно», что вся
лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного
можно легко достичь.
Время учебы в вузе совпадает
со вторым периодом юности или первым
периодом зрелости, который отличается
сложностью становления личностных
черт — процесс, проанализированный
в работах таких ученых, как Б.Г.
Ананьев, А.В. Дмитриев, И.О. Кон, В.Т. Лисовский,
З.Ф. Есарева и др.[2]
Характерной чертой
нравственного развития в этом
возрасте является усиление
Вместе с тем специалисты в области возрастной
психологии и физиологии отмечают, что
способность человека к сознательной
регуляции своего поведения в 17-19 лет развита
не в полной мере. Нередки немотивированный
риск, неумение предвидеть последствия
своих поступков, в основе которых могут
быть не всегда достойные мотивы. Так,
В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет —
это возраст бескорыстных жертв и полной
самоотдачи, но и нередких отрицательных
проявлений.
Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Вывод по главе 1:
Таким образом, поздняя юность (18-25 лет) характеризуется зрелостью в умственном, нравственном отношении; убежденностью, сложившимся мировоззрением; чувством нового, смелостью, решительностью. Молодой человек способен к увлечениям, оптимист, самостоятелен, прямолинеен, критичен и самокритичен. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью. Возможно скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения. Сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших. В поздней юности идет неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком. Поздняя юность – это пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни, выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере – все это надо успеть совершить в этот период жизни .
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса
2.1 Объект исследования и методика исследования
Объект исследования: студенты 1 курса педагоги-психологи
Методика исследования: тест – опросник Айзенка
Один из самых известных
тестов был разработан английским психологом
Г.Айзенком. На его создание ушло несколько
десятков лет. Сегодня в мире насчитывается
несколько тысяч исследований, посвященных
адаптации и использованию этого опросника.
Его описание представлено во всех руководствах
по психометрике и психологии личности.
Вам предлагается 57 вопросов
об особенностях вашего поведения и ваших
чувств.
Тест Айзенка призван определить к какому типу темперамента Вы относитесь. Оценка производится по двум факторам Экстраверсия-Интраверсия и Невротизм.
Принято считать, что Экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость.
Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.
Второй фактор - Невротизм - описывает некоторое свойство состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует "шкалу", на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине.
Результаты по шкале скрытность—откровенность (искренность) представлены в таблице 1.
№ |
|
1.Окровенны |
|
2.Ситуативны |
|
На основании этой таблицы мы видим, что 70% испытуемых были откровенны, а 30% ситуативны т.о.70% испытуемых при ответе на вопросы говорили правду, а 30% в зависимости от ситуации.
Наиболее наглядно результаты по шкале скрытность – откровенность ( искренность ) представлены на рис.1. Исходя из этой гистограммы мы видим, что большая часть испытуемых при ответе на вопросы были откровенны.
Рис1.
Название |
Кол-во человек в % |
Амбиверт |
|
Экстраверт |
70% |
На основании этой таблицы мы видим, что 30% испытуемых амбиверты а оставшиеся 70% экстраверты, т.о. 70% испытуемых активные, общительные, инициативные и эмоциональные люди.30% испытуемых присущи черты экстра- и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов.
Наиболее наглядно результаты по таблице 2 представлены на рис.1. Исходя из этой гистограммы мы видим , что большая часть испытуемых экстраверты.
Рис. 2
Результаты
по шкале эмоциональная устойчивость—неустойчивость
представлены в таблице 3
Название |
Кол-во человек в % |
Эмоционально устойчивы |
70% |
Эмоционально нестабильны |
30% |
На основании этой таблицы мы видим ,что 70% испытуемых эмоционально устойчивы, а 30% испытуемых эмоционально нестабильны, т.о. 70% испытуемых люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству. А 30% испытуемых чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
Наиболее наглядно результаты по таблице 3 представлены на рис.3. Исходя из этой гистограммы мы видим , большая часть испытуемых эмоционально устойчивы.
Рис3.
Вывод по главе 2:
Таким образом, в ходе эмпирического исследования мы можем сделать вывод:
1.70% испытуемых при ответе на
вопросы были откровенны, т.о.
говорили правду.30% испытуемых при
ответе на вопросы были
2.30% испытуемых амбиверты, т.о. они общительны, активны , инициативные и эмоциональные люди.30% испытуемых экстраверты т.о. им присущи черты экстра- и интроверсии.
3.70% испытуемых эмоционально
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вопросы личностного развития
студента и формирования его готовности
к будущей профессиональной деятельности
являются основными в практике работы
современного высшего учебного заведения.
Это связано с тем, что именно
в ходе этапа первичного «освоения»
профессии, осуществляется процесс
самоопределения молодежи в жизни,
формируются его жизненная и
мировоззренческая позиции, осваиваются
индивидуализированные способы
и приемы деятельности, поведения
и общения. Данный период является решающим
в жизни студента: будет ли он
работать по выбранной профессии
или нет.
На основании полученного исследования по тесту Айзенка были сделаны следующие выводы.
Студенты педагоги-психологи
1 курса характеризуются
Выявленные особенности
личностного развития становления
студентов-психологов и их динамика
в ходе обучения в вузе могут являться
основой для разработки методического
инструментария при проведении профессионально-
Информация о работе Исследование личностных особенностей студентов 1 курса