Исследование роли ощущений в познавательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

ель исследования: изучить роль ощущений в познавательной деятельности. Задачи исследования:
• Дать общую характеристику ощущений;
• Рассмотреть основные теории ощущений;
• Изучить классификацию ощущений и их свойства;
• Дать характеристику познавательной деятельности;
• Установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3;


Глава 1. Теоретическое исследование.

1.1 Понятие об ощущениях……………………………………………..6;

1.2 Теории ощущений……………………………………………….8;

1.3 Классификация видов ощущений……………………………….....10;

1.4 Общие свойства ощущений………………………………………..17;



Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Исследование тактильных ощущений ………...………………..20;

Заключение………………………………………………………………..….23;

Список литературы…………………………………………………………...24.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Сочинский государственный университет

Социально-педагогический факультет

Кафедра общей психологии и социальных коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Экспериментальная психология»

на тему:  « Исследование роли ощущений в познавательной деятельности »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила студентка:

   3-го курса, группа 10-П

                                                                                            спец. 030301психология

      Яремкив  Таисия Юрьевна

                                                                                         Проверил: Шуванов И.Б.

                                                                                         Дата сдачи:______

подпись лаборанта:______

                                 

 

                                                         Сочи  2013

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………….………3;

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование.

 

1.1 Понятие об ощущениях……………………………………………..6;

 

1.2 Теории ощущений……………………………………………….8;

 
1.3 Классификация видов ощущений……………………………….....10;

 

1.4 Общие свойства ощущений………………………………………..17;

 

 

 
Глава 2. Эмпирическое исследование

 

          2.1 Исследование тактильных ощущений ………...………………..20;

 

Заключение………………………………………………………………..….23;

 

Список литературы…………………………………………………………...24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     

              Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Ощущение, как  таковое – достаточно непростое  психическое явление, каким кажется  на первый взгляд. Несмотря на то, что  это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

 Частичное  или полное отсутствие видов  ощущения (зрение, слух, вкус, запах,  осязание) у человека препятствует  или тормозит его развитие. Ощущения  оказывают огромное значение  на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

В самом начале жизни у людей помимо физического  развития, прежде всего, формируется  речь, которая является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности. Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный  организм. Зарождение и развитие человеческого  организма направленно, прежде всего, на формирование личности. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения.  На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы  своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы,  как главного органа управления деятельностью  сведения о состоянии внешней  и внутренней среды, наличии в  ней биологически значимых факторов.

Полноценное протекание всех познавательных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

 

Цель  исследования: изучить роль ощущений в познавательной деятельности.

 

  Задачи исследования:

 •  Дать общую характеристику ощущений;

 •  Рассмотреть основные теории ощущений;

 •  Изучить классификацию ощущений и их свойства; 
• Дать характеристику  познавательной деятельности;

 • Установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании     предметов.

 

 Предмет исследования: ощущения в познавательной деятельности.

 

  Объект исследования: познавательная сфера.

 

  Методика: исследование роли ощущений в познавательной деятельности

человека (тактильные ощущения) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1  Теоретическое исследование

1.1 Понятие об ощущениях.

 

              Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).

Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.[1]

Ощущения – это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания. « Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества  и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» [6]

               По мнению А.В. Петровского « Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. [8]

              Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. [10]

            «Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

             В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения  в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий)». [4]

   «Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.» [9]

 

    ФУНКЦИИ

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

               Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

               Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

 

1.2 Теории ощущений. 
Рецепторная и рефлекторная теория ощущений

           В классической психологии сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение как пассивный процесс противопоставлялось движению, которое рассматривалось как активный процесс.

В настоящее время  такая рецепторная теория ощущений признана несостоятельной и отвергается большинством исследователей, которые противопоставляют ей представление об ощущении как об активном процессе. Это представление и лежит в основе другой теории, которая носит название рефлекторной теории ощущений.

Рассматривая ощущения животных, мы уже отмечали тот факт, что они носят не пассивный, безразличный характер и что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Мы уже говорили, что пчела реагирует на смешанные цвета гораздо активнее, чем на чистые цвета; что кобчик реагирует на гнилостные запахи, игнорируя запахи трав и зерен, в то время как утка проявляет обратные особенности в своих реакциях; что кошка активно выделяет поскребывание мыши, не реагируя на индифферентные для нее звуки камертона. Этот факт указывает на активный, избирательный характер ощущений.

Дальнейшие факты показывают, что физиологически ощущение вовсе  не является пассивным процессом, но всегда включает в свой состав двигательные компоненты.

 Так, наблюдения, проведенные американским психологом Неффом еще более сорока лет назад, позволили убедиться, что если наблюдать под микроскопом за участком кожи, раздражаемым иглой, можно видеть, что момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно — гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).

 Было установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его; даже такие признаки, как гладкость и шероховатость предмета, его величина и т. д., воспринимаются, лишь если ощупывающая рука активно движется; ощущения, возникающие от предмета пассивной поверхностью кожи, являются крайне несовершенными.

 То же самое было установлено и в отношении зрительного восприятия. Еще И.М.Сеченов указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных «ощупывающих» движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз. Мы еще специально остановимся на том факте, что и слуховое ощущение протекает при ближайшем участии двигательных компонентов как в самом слуховом аппарате, так и в связанном с ним голосовом аппарате. Известно, что для уточнения звука необходимо пропеть его, и только в этом случае звук будет достаточно четко отделен от близких к нему звучаний.

Информация о работе Исследование роли ощущений в познавательной деятельности