Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».
Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:
1) дать социально—психологическую характеристику рефлексии;
2) провести исследование по типам рефлексиии у сотрудников кафе «Еуwа Glade»
З) проанализировать полученные данные;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современных кризисных условиях стремительно возрастает потребность общества в таких управленческих кадрах, которые были бы способны осознавать, что происходящие сегодня процессы в экономической, социально-политической и духовной жизни страны предъявляют к профессионализму личности руководителя достаточно высокие требования. Это подтверждают и данные проведённых социологических исследований, которые показали важность таких качеств как компетентность, выражающаяся в овладении несколькими смежными профессиями, использовании новых форм и методов работы, умении генерировать оригинальные идеи, принимать управленческие решения, которые бы предвосхищали возможное развитие событий: самостоятельность в решении поставленных задач, в оценке управленческих решений: инициативность и, кроме того, способность к адекватной самооценке собственной профессиональной деятельности, потребность повышать свой уровень профессионализма, исходя из требований текущего момента. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы непрерывного образования руководящих работников и развития рефлексивной компетентности их мышления.
Вопросы повышения профессионализма руководителей занимают заметное место в акмеологии, психологии развития и педагогической психологии (О.С.Анисимов, В.Г.Асеев, А.А.Бодалёв, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, Р.Л.Кричевский, Н.В Кузьмина, А.К.Маркова, И.Н.Семёнов, С.И.Съедин, Е.А.Яблокова и другие). Так, в акмеологии были разработаны проблемы продуктивности и эффективности управленческой деятельности посредством развития рефлексивности мышления (Анисимов О.С., 1990-1995; И.В.Байер, 1996; Емельянов А.Л., 1996; Ковалёва Н.Б., 1994; Полищук О.А., 1994-1996; Семёнов И.Н., 1991-1997; Ситников А.П., 1994; Степанов С.Ю., 1993-1997 и многие другие). Кроме того, в традициях рефлексивной акмеологии и психологии проводились исследования в зависимости от профессиональной направленности личности (Костюков Н.Н., 1996; Кузнецов С.В., 1995; Лаптев Л.Г, 1995; Маслов С.Н., 1993; Л.И. и М.А. Найдёновы, 1991; Самоукина Н.В., 1996 и другие). Вместе с тем, при изучении вышеперечисленных вопросов, проблема учёта профессиональных различий и других психолого-акмеологических факторов в развитии рефлексивной компетентности руководителей в системе их последипломного дополнительного профессионального образования не исследовалась.
Тема исследования роли рефлективности в управленческой деятельности у менеджеров актуальна тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.
Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».
Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:
1) дать социально—
2) провести исследование по
З) проанализировать полученные данные;
4) письменно оформить результаты исследования.
Предметом исследования являются рефлексивные процессы в деятельности менеджера.
Объектом исследования является сотрудники кафе «Еуwа Glade».
Гипотеза - динамика рефлексивности в процессе развития уровня управленческого профессионализма имеет тенденцию роста, т.е. рефлексивность зависит от уровня профессиональности развития управленческих способностей.
Теоретическая значимость – рассмотрены вопросы важности рефлексии в управленческой деятельности.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы во всех отраслях, так как управленцы есть везде.
Для процедуры исследования были взяты методики на определение особенностей активизации рефлексии (общей степени рефлексивности, рефлексивности в предметной и социально-психологической сфере и склонности к активизации определенного вида рефлексии и управленческих способностей.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНАТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – обращение субъекта на себя самого, свою личность, на свое знание и на свое собственное состояние. Особенностью рефлектирующих систем является то, что они обладают способностью на основе самонаблюдения управлять поведением в соответствии с полученным описанием. Поэтому рефлексия является важной составляющей таких процессов, как самопознание и саморегуляция.
Исследования рефлексии проводились в онтологическом, гносеологическом (Р. Декарт), методологическом (И. Кант) и аксиологическом аспектах. Первые три аспекта служат основанием для изучения интеллектуальной рефлексии (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Алексеев и др.), последний – для изучения личностной рефлексии (Н.И. Гуткина, В.К. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, Е.Р. Новикова, Ю.М. Орлов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
В психологических исследованиях рефлексия
определяется как компонент теоретического
мышления (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов),
как единица умственного действия (В.В.
Давыдов) и эвристического решения
(Ю.Н. Кулюткин), уровня мыслительного процесса
(И.Н. Семенов), а также осознание способов
мыслительной деятельности (Я.А. Пономарев).
В современных исследованиях даны классификации направлений (Н. Люрья) и аспектов исследования рефлексии (А.А. Бизяев), описаны механизмы рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), выделены уровни рефлексии и виды в зависимости от функций, которые выполняют рефлексивные процессы – ситуативная, ретроспективная, перспективная (А.В. Карпов). Также выявлено, что рефлексия – континуальное свойство, имеющее индивидуальную меру выраженности как по «горизонтали» (склонность и способность личности отслеживать свои психические акты и состояния), так и по «вертикали» (сложность рефлектируемого материала, что характеризует когнитивный аспект свойства рефлексивности). Изучены рефлексивные и импульсивные типы личности, которые различаются по стратегиям деятельности, особенностям протекания психических процессов (Д.Каган, М.А. Холодная), личностным свойствам, механизмам адаптации, стилям управления (А.В. Карпов), особенностям нервной системы (В.Н. Азаров).
Рефлексия приводит к размышлению человека о самом себе, она позволяет вглядывается в сокровенные глубины внутренней духовной жизни и дает возможность осознания того, что происходит «внутри» личности. Рефлексия соответствует природе человека, его социальной наполненности, она позволяет приобщиться к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Анализ работ, посвященных рефлексии показал, что рефлексия обладает системными свойствами, имеющими рефлексивные психолого-педагогические механизмы. Она затрагивает не только элементы сознания и самосознания, но и выступает как биологический, социокультурный феномен, с возникновением которого связывают рождение внутреннего мира человека1. Так, М.К. Мамардашвили подчеркивал уникальность роли рефлексии в интегральной структуре личности человека, полифоничность и полифункциональность ее психологического содержания. В.Г. Богин отметил, что рефлексия выступает как смысловой центр человеческой реальности и всей жизнедеятельности в целом. Н.Г. Алексеев разработал методологические основы рефлексивного подхода. Он представлял рефлексию как осознанность оснований и средств мыследеятельности2.
Известно, что на разных этапах становления личности, рефлексия развивается только у личности, которая ориентирована на саморазвитие. Рефлексия интегрирует все психические функции с целью обеспечения человеческой деятельности, как источника существования самого человека.
C помощью рефлексии человек приобретает внутренний опыт как базу для эффективной регуляции своего поведения и жизни. Это касается изменения ценностно-смысловой сферы, переживаний, чувств и мнений по поводу чего-то. А также она помогает адаптироваться к внешним условиям, каким-то образом настроиться на выполнение именно данной деятельности, привлечь к выполнению дополнительные резервы психики.
Можно сказать, что рефлексия играет большую роль в жизни человека, она помогает ему понять себя, свое внутреннее состояние, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.
Функциональное исследование рефлексивности в процессуальном аспекте направлено на выяснение стратегий и механизмов развертывания рефлексивных процессов, а также зависимости параметров количества и вариативности рефлексивных стратегий от уровня рефлексивности субъекта. Были доказаны взаимозависимость и взаимообусловленность развития стратегий рефлексивного выхода и общего уровня рефлексивности. При этом, важно отметить, что эта взаимосвязь не является линейной, возрастающей функцией. В отличие от других общих способностей -интеллекта, обучаемости и креативности, для которых максимальное развитие способности означает максимум используемых стратегий и наибольшую эффективность деятельности, соотношение уровня рефлексивности и показателей рефлексивных стратегий подчинено закономерности более сложного характера3.
В прикладном аспекте, знание феноменологии рефлексивных стратегий становится основой для создания упражнений, направленных на расширение индивидуального арсенала рефлексивных стратегий.
Результаты исследования динамики рефлексивных процессов на континууме «дезадаптация-адаптация» подтверждают предположение о сложности и нелинейности зависимости между уровнем рефлексивности личности и состоянием ее психического благополучия. Личности, страдающие тем или иным психическим расстройством, имеют уровень рефлексивности связанный с особенностями нозогнозии и критичностью по отношению к болезненным проявлениям. Именно адекватное, критичное отношение к изменениям в самочувствии и межличностных отношениях позволяет больным отслеживать динамику болезненных проявлений и сознательно вырабатывать эффективные способы компенсации этих проявлений, что возможно на основе рефлексивных механизмов регуляции деятельности и поведения4.
Следует отметить, что рефлексивность выше среднего уровня как показатель оптимума адаптации несет различную смысловую нагрузку в норме и при психической дезадаптации: в одном случае она подразумевает высокую социальную адаптивность, в другом - эффективность механизмов совладания с болезнью. Высокие значения уровня рефлексивности не предопределяют высокую степень психического благополучия.
Таким образом, главным итогом теоретического исследования можно считать определение статуса рефлексивности в ряду других психических свойств, в частности общих способностей. Не менее важными представляются полученные данные о высокой дифференцированности в структуре высокорефлексивной личности когнитивной и личностной подструктур, что подтверждает положение о «надинтегральности» рефлексивных процессов и является теоретически значимым вкладом в решение проблемы произвольной регуляции психической деятельности.
Главным итогом исследования рефлексивных процессов является, прежде всего, установление «динамичности», изменяемости этих процессов в зависимости от уровня психической адаптации или формы дезадаптации, влияющим на психологическое благополучие. Еще одним, важнейшим итогом данного этапа изучения рефлексивности стало подтверждение нелинейного характера зависимости между уровнем рефлексивности субъекта и одним из параметров успешности адаптации - соотношением количества и вариативности рефлексивных стратегий.
Кроме того, благодаря рефлексии человек оказывается в состоянии осознанно, целенаправленно управлять всеми иными психическими процессами; осознаваемо и произвольно контролировать, направлять их ход.
Рефлексия представляет собой поэтому «процесс организации процессов», т.е. психический процесс иного более высокого порядка сложности, нежели все иные психические процессы, В силу этого она характеризуется и новыми психическими особенностями, дополнительными свойствами и функциями. Этот процесс наиболее важен именно для управленческой деятельности, поскольку ее основным предметом являются «социальные объекты», которые также наделены свойством рефлексивности, осознаваемости своего поведения.
1.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КАК РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Принятие решений, как рефлексивный процесс, основывается на анализе и оценке ситуации, собственных возможностей субъекта, его знаний, умений и навыков и прогнозе последствий действий. По мнению В.Я.Дубровского, Ю.М.Громыко и др., оценка ситуации происходит не умозрительно, а на основе определенного образа организации жизни, проявляющемся в ценностно-нравственных ориентациях, имеющих у каждого человека свой смысл.
Информация о работе Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности