Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».
Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:
1) дать социально—психологическую характеристику рефлексии;
2) провести исследование по типам рефлексиии у сотрудников кафе «Еуwа Glade»
З) проанализировать полученные данные;

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности..doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

В заключение характеристики специфики рефлексивных процессов в управленческой деятельности необходимо остановиться на понятии рефлексивного управления. Оно имеет два смысла - "широкое" и "узкое". В широком смысле - это управление, построенное с учетом и на основе психологических закономерностей рефлексии, о которых сказано выше. Это синоним психологически обоснованного, грамотного, гуманистически ориентированного управления.

В узком - специальном смысле под рефлексивным управлением понимается особая тактика воздействий на других, в основе которой лежит проекция собственных способов поведения в той или иной ситуации на прогнозируемое поведение других людей. Кроме того, доказано, что рефлексивное управление обычно приводит и к определенному переосмыслению руководителем своей управленческой деятельности. Такое переосмысление включает пять главных и взаимосвязанных процессов13.

1. Преобразование прямых управленческих  воздействий в кооперативно-партнерские  взаимодействия, которые работают  не по сиюминутным, а по долговременным  интересам и целям. Это способствует  повышению их устойчивости и равнозначно превращению прямого управления в самоуправление.

2. Перевоплощение руководителя, а  также его сотрудников в такие  роли, которые расширяют и обогащают  внешние и внутренние контакты. Обогащение ролевого репертуара  отрабатывается в ходе специализированных ролевых игр, девиз которых "Познай других через себя и себя через других".

3. Переоценивание на этой основе  своих обязанностей, возможностей, желаний, стремлений на меняющихся  путях партнерского взаимодействия. Здесь происходит более углубленное понимание себя, более корректное понимание партнеров, более ясное понимание того, как тебя воспринимают другие.

4. Переструктурирование управленческих  отношений руководителя в новую  организацию совместного делового  партнерства по долговременным интересам и конечным результатам с делегированием полномочий "снизу вверх" и "сверху вниз".

5. Переакцентирование руководителя  с одной системы управленческих  ценностей на другую, которая  закрепляет новый способ мышления и поведения14.

 

ВЫВОД

Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь над ситуацией». Подчас временной интервал между действием и его отображением, осознанием так мал, что может создаваться впечатление об их одновременности. Поэтому-то рефлексию рассматривают как способность человека совершать какие-либо действия или поступки и при этом фиксировать в сознании каждую деталь, то есть одновременно быть «исполнителем» действия и его («наблюдателем»).

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. ОПИСАНИЕ МЕСТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Кафе «Еуwа Glade» существует не так давно, всего с 6 мая 2011 в ТРЦ «Комсомол». Кафе «Еуwа Glade» уникальное по своей красоте и энергетике.

Место, не имеющее аналогов в стране и мире, место для души. Кафе идеально подходит для проведения детских мероприятий и праздников, дружеских вечеринок, мини-банкетов и корпоративов. Удивляет низкими ценами, вкусной едой, красивой коктейльной картой, добрым и приветливым персоналом, да и просто атмосферой уюта и тепла.

С 23 мая кафе радует всех гостей долгожданным появлением бизнес-обедов с 12:00 до 16:00. Был запущен проект «Нежный ролл».

Клиентам предлагается русская и европейская кухни, одним из лучших сортов кофе в мире, большой линейкой вкусных чаев и коктейлей, удивительным по красоте интерьером, основой которого стал известный фильм Джеймса Камерона «Аватар».

Кафе работает с 10:00 до последнего гостя по адресу дублёр Сибирского тракта 2, ТРЦ («Комсомол», З этаж.)

 

2.2. ОПИСАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ

 

Мною было опрошено 3 человека, которые работают в кафе «Еуwа Glade».

Коллектив гендерно неоднородный.

В кафе «Еуwа Glade» небольшой коллектив. Из всего состава на постоянной основе находятся 3 человека. Весь остальной персонал: официанты, повара, бармены и мойщицы посуды в кафе работают по найму, состав меняется.

Этих троих людей я тестировал: управляющего, старшего официанта и шеф-повара.

Управляющий Ольга, 23 года, имеет высшее образование, УРГУ (ныне УРФУ), не замужем. Ольга является юридическим лицом предприятия.

Старший официант, Дмитрий, 26 лет имеет среднее профессиональное образование (ПУ №23), холост.

Шеф-повар, Владимир, 38 лет, имеет среднее профессиональное образование (ПУ «Кулинар»).

Я выбрал этих людей т.к. они являются управленцами, их деятельность включает общение с большим количеством людей, к ним прислушиваются и выполняют их поручения.

Как показывает практика, в прикладном аспекте исследования рефлексивности имеет значение при организации и оптимизации совместной деятельности любого, особенно субъект-субьектного типа. В частности это касается оптимизации управленческой деятельности, обучения в этой сфере и профессионального отбора, аттестации и т.д.

 

2.3. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании были использованы следующие методики.

1. Методика на определение особенностей  активизации рефлексии (общей степени  рефлексивности, рефлексивности в  предметной и социально-психологической  сфере и склонности к активизации определенного вида рефлексии)

Ключи к авторскому опроснику определения особенностей активизации рефлексии

1. Шкала лжи.

Вопросы 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 31, 35 (ответы (Б) — ложь)

2. Степень общей рефлексивности.

Вопросы: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 22, 24, 26, 27, 30, 32, 33

За ответы:  (А) — 2 балла, (Б) — 1 балл, (В) — 0 баллов

3. Степень рефлексивности в предметной  области.

2, 6, 24, 32 (контрольная функция)

(А) — 2 балла, (Б) — 1 балл, (В) — 0 баллов;

Вопросы:  3 - (Б) — 2 балла;  (А) — 0 баллов;

8 - (А) — 2 балла;  (Б) — 0 баллов;

3а. Частота активизации рефлексии  в предметной области.

Вопросы 2, 6, 24, 32, 3, 8 (обработка как в пункте 3)

16, 19, 26 (конструктивная функция)

(А) — 2 балла; (Б) — 1 балл, (В) — 0 баллов;

Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находится отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов в шкале;

4. Степень рефлексивности в социально-психологической сфере. Контрольная функция.

Вопросы: 10, 11, 12, 14, 15, 22

За ответы:  (А) — 2 балла

(Б) — 1 балл 

(В) — 0 баллов

Вопросы 3,30 (А) — 2 балла, (Б) — 0 баллов:

Вопросы 8,28 (Б) — 2 балла, (А) — 0 баллов;

4а. Частота активизации социально-психологической рефлексии.

Вопросы 10, 11, 12, 14, 15, 22 (обработка как в пункте 4)

Конструктивная функция:

За ответы  (А) — 2 балла

(Б) — 1 балл 

(В) — 0 баллов 

Вопрос 28 (А) — 2 балла.

Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находят отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов;

Сопоставляются отношения, полученные при подсчете баллов по третьей и четвертой шкалам. Если большим оказывается отношение по третьей шкале — испытуемый склонен к предметному виду рефлексии; если по четвертой — испытуемый склонен к социально-психологической рефлексии.

2. Методика Карпова А.В. Диагностика  рефлексии  А.В. Карпов предлагает  методику определения индивидуальной  меры выраженности рефлексивности, так как в образ, картину мира входит не изображение, а изображенное, в свою очередь изображенность, отраженность открывает только рефлексия. Испытуемому необходимо было дать ответы на несколько утверждений опросника.

3. Методика «Индекс стремления»  Т.Кассера в адаптации О.И. Моткова, Т.А. Огневой

Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО)  личности, а также их индивидуальной и групповой структуры  (соотношения друг с другом), конфликтности и атрибуции (приписывания) причин  их  осуществления, которые в соответствии с теорией самодетерминации Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна, разделены на внешние и внутренние ценности.

4. Тест на оценку управленческих  способностей.

Инструкция: «Ниже приведен ряд высказываний с указанием следующих вариантов ответов: «согласен», «не согласен», «не имею определенного ответа». Подчерните свой вариант ответа».

Количественный показатель, оценивающий уровень развития управленческих способностей, - это коэффициент развития управленческих способностей (КРУС). 

 

2.4 СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ

 

Представим результаты исследования по методике на определение особенностей активизации рефлексии в виде Таблицы 1 и на рис. 1

 

Таблица 1 - Сводные результаты по тесту определение особенностей активизации рефлексии

 

Степень рефлексивности в социально-психологической сфере

Частота активизации социально-психологической рефлексии

Частота активизации рефлексии в предметной деятельности

Общая рефлексивность

Ольга

12

10

8

18

Дмитрий

7

8

3

9

Владимир

10

3

9

6


 

Рисунок 1 – Диаграмма выраженности рефлексивности респондентов

 

Результаты использования методики рефлексии  А.В. Карпова представим в виде Таблицы 2 и рис. 2.

 

 

Таблица 2 - Рефлексивность личности

Шкала

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ольга

             

1

   

Дмитрий

         

1

       

Владимир

         

1

       

Уровень

Низкий

Средний

Высокий


 

Рисунок 2 - Рефлексивность личности

 

Первичные результаты использования методики «Индекс стремления»  Т.Кассера в адаптации О.И. Моткова, Т.А. Огневой представим в виде Таблицы 3 и на рис. 3

 

Таблица 3 - Индекс стремления

Шкала

Внеш  ц

Внутр  ц

Реа  внеш

Реа  внут

К вне

К внут

К об

Ольга

3

3

3

3

1

1

2

Дмитрий

3

3

3

3

1

1

1

Владимир

2

2

2

2

2

2

2


3 – высокий уровень, 2 – средний  уровень, 1 – низкий уровень

 

Рисунок 3 - Индекс стремления

 

Представим результаты использования теста на оценку управленческих способностей в виде рис. 4 и в Таблице 4.

Таблица 4 - Коэффициент развития управленческих способностей (КРУС)

Имя

Балл

Уровень

Ольга

64

Высокий

Дмитрий

62

Высокий

Владимир

57

Средний


Рисунок 4 - Коэффициент развития управленческих способностей (КРУС)

2.5 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведённого эксперимента получилось, что у Ольги преобладает общая рефлексия и имеет следующее значение 18, степень рефлективности в социально — психологической сфере 12, частота активизации социально — психологической рефлексии 10, частота активизации рефлексии в предметной области 8. Анализируя результаты использования методики Ольгой, можно утверждать, что она показывает преобладание к рефлексии в социально-психологической сфере и связана с меньшей адекватностью всех уровней личностной рефлексии и зацикленностью на использовании контрольной функции рефлексии в ситуации, когда необходима функция конструктивная.

Информация о работе Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности