Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:57, курсовая работа
Цель исследования - определение по психодиагностической методике индивидуальной меры рефлексивности и обоснование возможности ее диагностики как средства исследования социально-психологических закономерностей регуляции управленческой деятельности в кафе «Еуwа Glade».
Данная цель обусловила постановку следующих основных задач:
1) дать социально—психологическую характеристику рефлексии;
2) провести исследование по типам рефлексиии у сотрудников кафе «Еуwа Glade»
З) проанализировать полученные данные;
В заключение характеристики специфики рефлексивных процессов в управленческой деятельности необходимо остановиться на понятии рефлексивного управления. Оно имеет два смысла - "широкое" и "узкое". В широком смысле - это управление, построенное с учетом и на основе психологических закономерностей рефлексии, о которых сказано выше. Это синоним психологически обоснованного, грамотного, гуманистически ориентированного управления.
В узком - специальном смысле под рефлексивным управлением понимается особая тактика воздействий на других, в основе которой лежит проекция собственных способов поведения в той или иной ситуации на прогнозируемое поведение других людей. Кроме того, доказано, что рефлексивное управление обычно приводит и к определенному переосмыслению руководителем своей управленческой деятельности. Такое переосмысление включает пять главных и взаимосвязанных процессов13.
1. Преобразование прямых
2. Перевоплощение руководителя, а
также его сотрудников в такие
роли, которые расширяют и обогащают
внешние и внутренние контакты.
Обогащение ролевого
3. Переоценивание на этой основе
своих обязанностей, возможностей,
желаний, стремлений на меняющихся
путях партнерского
4. Переструктурирование
5. Переакцентирование
ВЫВОД
Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действий посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности. Именно рефлексия выводит человека из сиюминутного временного пространства, заставляя его обратиться к прошлому с целью отражения в сознании уже происшедших событий со стороны, находясь над ситуацией». Подчас временной интервал между действием и его отображением, осознанием так мал, что может создаваться впечатление об их одновременности. Поэтому-то рефлексию рассматривают как способность человека совершать какие-либо действия или поступки и при этом фиксировать в сознании каждую деталь, то есть одновременно быть «исполнителем» действия и его («наблюдателем»).
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ОПИСАНИЕ МЕСТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Кафе «Еуwа Glade» существует не так давно, всего с 6 мая 2011 в ТРЦ «Комсомол». Кафе «Еуwа Glade» уникальное по своей красоте и энергетике.
Место, не имеющее аналогов в стране и мире, место для души. Кафе идеально подходит для проведения детских мероприятий и праздников, дружеских вечеринок, мини-банкетов и корпоративов. Удивляет низкими ценами, вкусной едой, красивой коктейльной картой, добрым и приветливым персоналом, да и просто атмосферой уюта и тепла.
С 23 мая кафе радует всех гостей долгожданным появлением бизнес-обедов с 12:00 до 16:00. Был запущен проект «Нежный ролл».
Клиентам предлагается русская и европейская кухни, одним из лучших сортов кофе в мире, большой линейкой вкусных чаев и коктейлей, удивительным по красоте интерьером, основой которого стал известный фильм Джеймса Камерона «Аватар».
Кафе работает с 10:00 до последнего гостя по адресу дублёр Сибирского тракта 2, ТРЦ («Комсомол», З этаж.)
2.2. ОПИСАНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ
Мною было опрошено 3 человека, которые работают в кафе «Еуwа Glade».
Коллектив гендерно неоднородный.
В кафе «Еуwа Glade» небольшой коллектив. Из всего состава на постоянной основе находятся 3 человека. Весь остальной персонал: официанты, повара, бармены и мойщицы посуды в кафе работают по найму, состав меняется.
Этих троих людей я тестировал: управляющего, старшего официанта и шеф-повара.
Управляющий Ольга, 23 года, имеет высшее образование, УРГУ (ныне УРФУ), не замужем. Ольга является юридическим лицом предприятия.
Старший официант, Дмитрий, 26 лет имеет среднее профессиональное образование (ПУ №23), холост.
Шеф-повар, Владимир, 38 лет, имеет среднее профессиональное образование (ПУ «Кулинар»).
Я выбрал этих людей т.к. они являются управленцами, их деятельность включает общение с большим количеством людей, к ним прислушиваются и выполняют их поручения.
Как показывает практика, в прикладном аспекте исследования рефлексивности имеет значение при организации и оптимизации совместной деятельности любого, особенно субъект-субьектного типа. В частности это касается оптимизации управленческой деятельности, обучения в этой сфере и профессионального отбора, аттестации и т.д.
2.3. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании были использованы следующие методики.
1. Методика на определение
Ключи к авторскому опроснику определения особенностей активизации рефлексии
1. Шкала лжи.
Вопросы 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 31, 35 (ответы (Б) — ложь)
2. Степень общей рефлексивности.
Вопросы: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 22, 24, 26, 27, 30, 32, 33
За ответы: (А) — 2 балла, (Б) — 1 балл, (В) — 0 баллов
3. Степень рефлексивности в
2, 6, 24, 32 (контрольная функция)
(А) — 2 балла, (Б) — 1 балл, (В) — 0 баллов;
Вопросы: 3 - (Б) — 2 балла; (А) — 0 баллов;
8 - (А) — 2 балла; (Б) — 0 баллов;
3а. Частота активизации рефлексии в предметной области.
Вопросы 2, 6, 24, 32, 3, 8 (обработка как в пункте 3)
16, 19, 26 (конструктивная функция)
(А) — 2 балла; (Б) — 1 балл, (В) — 0 баллов;
Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находится отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов в шкале;
4. Степень рефлексивности в
Вопросы: 10, 11, 12, 14, 15, 22
За ответы: (А) — 2 балла
(Б) — 1 балл
(В) — 0 баллов
Вопросы 3,30 (А) — 2 балла, (Б) — 0 баллов:
Вопросы 8,28 (Б) — 2 балла, (А) — 0 баллов;
4а. Частота активизации социально-
Вопросы 10, 11, 12, 14, 15, 22 (обработка как в пункте 4)
Конструктивная функция:
За ответы (А) — 2 балла
(Б) — 1 балл
(В) — 0 баллов
Вопрос 28 (А) — 2 балла.
Для определения склонности к определенному виду рефлексии по этой шкале находят отношение общего числа набранных баллов по всем вопросам к общему числу вопросов;
Сопоставляются отношения, полученные при подсчете баллов по третьей и четвертой шкалам. Если большим оказывается отношение по третьей шкале — испытуемый склонен к предметному виду рефлексии; если по четвертой — испытуемый склонен к социально-психологической рефлексии.
2. Методика Карпова А.В. Диагностика
рефлексии А.В. Карпов предлагает
методику определения
3. Методика «Индекс стремления» Т.Кассера в адаптации О.И. Моткова, Т.А. Огневой
Цель методики: изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности, а также их индивидуальной и групповой структуры (соотношения друг с другом), конфликтности и атрибуции (приписывания) причин их осуществления, которые в соответствии с теорией самодетерминации Э.Л. Диси и Р.М. Руаяна, разделены на внешние и внутренние ценности.
4. Тест на оценку управленческих способностей.
Инструкция: «Ниже приведен ряд высказываний с указанием следующих вариантов ответов: «согласен», «не согласен», «не имею определенного ответа». Подчерните свой вариант ответа».
Количественный показатель, оценивающий уровень развития управленческих способностей, - это коэффициент развития управленческих способностей (КРУС).
2.4 СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ
Представим результаты исследования по методике на определение особенностей активизации рефлексии в виде Таблицы 1 и на рис. 1
Таблица 1 - Сводные результаты по тесту определение особенностей активизации рефлексии
Степень рефлексивности в социально-психологической сфере |
Частота активизации социально-психологической рефлексии |
Частота активизации рефлексии в предметной деятельности |
Общая рефлексивность | |
Ольга |
12 |
10 |
8 |
18 |
Дмитрий |
7 |
8 |
3 |
9 |
Владимир |
10 |
3 |
9 |
6 |
Рисунок 1 – Диаграмма выраженности рефлексивности респондентов
Результаты использования методики рефлексии А.В. Карпова представим в виде Таблицы 2 и рис. 2.
Таблица 2 - Рефлексивность личности
Шкала |
Стены | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Ольга |
1 |
|||||||||
Дмитрий |
1 |
|||||||||
Владимир |
1 |
|||||||||
Уровень |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Рисунок 2 - Рефлексивность личности
Первичные результаты использования методики «Индекс стремления» Т.Кассера в адаптации О.И. Моткова, Т.А. Огневой представим в виде Таблицы 3 и на рис. 3
Таблица 3 - Индекс стремления
Шкала |
Внеш ц |
Внутр ц |
Реа внеш |
Реа внут |
К вне |
К внут |
К об |
Ольга |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
Дмитрий |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Владимир |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 – высокий уровень, 2 – средний уровень, 1 – низкий уровень
Рисунок 3 - Индекс стремления
Представим результаты использования теста на оценку управленческих способностей в виде рис. 4 и в Таблице 4.
Таблица 4 - Коэффициент развития управленческих способностей (КРУС)
Имя |
Балл |
Уровень |
Ольга |
64 |
Высокий |
Дмитрий |
62 |
Высокий |
Владимир |
57 |
Средний |
Рисунок 4 - Коэффициент развития управленческих способностей (КРУС)
2.5 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведённого эксперимента получилось, что у Ольги преобладает общая рефлексия и имеет следующее значение 18, степень рефлективности в социально — психологической сфере 12, частота активизации социально — психологической рефлексии 10, частота активизации рефлексии в предметной области 8. Анализируя результаты использования методики Ольгой, можно утверждать, что она показывает преобладание к рефлексии в социально-психологической сфере и связана с меньшей адекватностью всех уровней личностной рефлексии и зацикленностью на использовании контрольной функции рефлексии в ситуации, когда необходима функция конструктивная.
Информация о работе Исследование роли рефлективности в управленческой деятельности