Исследование ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности ситуативной и личностной тревожности студентов с табачной аддикцией.
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Изучить основные аспекты проблемы тревожности в психологии
2. Исследовать особенности табачной аддикции у студентов
3. Провести экспериментальное исследование ситуативной и личностной тревожности и выявить связь между их различными проявлениями и табачной аддикцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.............6
1.1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии ………6
1.2. Табачная аддикция: понятие и последствия..…………………….14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ………………………………………….…………18
2.1. Цель, задачи, методики исследования…………………………....18
2.2. Анализ и обработка результатов.....................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

deviant_kur.docx

— 87.95 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный  социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 По дисциплине: Социальная  психология девиантного поведения

 

на тему: Исследование ситуативной  и личностной тревожности у студентов  с табачной аддикцией

 

                                                                           Выполнил: студент

                                                                           факультета социальной работы

                                                                           специальности психология

                                                                           группы ДП-01-08

                                                                           Сорокин Сергей 

                                                                           Игоревич

                                                                           Проверила:  доцент

                                                                           Максимова Наталья Леонидовна 

                                                                    

 

Рег.№

Дата

 

Чебоксары 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.............6

    1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии ………6
    2. Табачная аддикция: понятие и последствия..…………………….14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ТАБАЧНОЙ АДДИКЦИЕЙ………………………………………….…………18

    1. Цель, задачи, методики исследования…………………………....18
    2. Анализ и обработка результатов.....................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) на сегодняшний день 1,3 миллиарда населения нашей планеты находится в зависимости от табака. Курение признано одной из самых тяжёлых форм наркомании из-за физического и психофизического привыкания организма к табаку. Более того, курение табака по степени привыкания обошло даже такие тяжёлые наркотики, как героин и кокаин, и уступает лишь алкоголю. Тем не менее, тяжёлым наркотиком табак не считается, так как его воздействие на сознание человека малозаметно и никогда не вызывает его изменения.

      Статистика курения неумолима. По всему миру средний возраст начинающего курильщика уже давно опустился ниже отметки 15 лет. И сейчас составляет (в зависимости от региона) 12-13 лет. А кое-где и все 9! Можно смело утверждать, что курение табака уже давно превратилось в пандемию. Современные исследования неоспоримо доказали, что курение приводит к дисфункциям лёгких, раку, сердечным заболеваниям, врождённым дефектам, преждевременным родам и другим серьезным проблемам со здоровьем. Зная всё это число курильщиков не становиться меньше. Каковы истинные причины курения? Сами курильщики рассматривают табакокурение как способ подавить дискомфортные ощущения, для облегчения стресса, успокоить нервы и расслабиться, отключить чувство тревоги. Актуальность нашего исследования заключается в том, что до конца не выявлена степень влияния тревожности на развитие курения. Существуют мнения, что тревожность является результатом табачной аддикции. Так это или иначе, мы попробуем выяснить в нашей курсовой работе.

         Разработанность проблемы: Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Взаимозависимость курения и тревожности как личностной и ситуативной в науке остается недостаточно изученной.

Объект исследования – тревожность студентов.

Предмет исследования – ситуативная и личностная тревожность у студентов с табачной аддикцией.

Гипотеза исследования: студенты с табачной аддикцией имеют более высокие уровни ситуативной и личностной тревожности по сравнению с некурящими.

Цель исследования – изучить особенности ситуативной и личностной тревожности студентов с табачной аддикцией.

Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Изучить основные аспекты проблемы тревожности в психологии

  1. Исследовать особенности табачной аддикции у студентов 
  2. Провести экспериментальное исследование ситуативной и личностной тревожности и выявить связь между их различными проявлениями и табачной аддикцией

     Методы и методики исследования: анализ литературы по проблемам исследования, констатирующий эксперимент, тест для определения никотиновой зависимости (Тест Фагерстрома), тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера), методы описательной статистики.

     Организация исследования: в исследовании приняли участие студенты различных вузов г.Чебоксары в возрасте от 18 до 24 лет.

     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

    1. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

     Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

     Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3. Фрейд[15]. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

     В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ[2, 14, 15, 17, 19]. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических и методологических положений. Как показано многими исследователями, прежде всего важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности.

     Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

     Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Мартене Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами[19].

     Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко[15], это удобно, поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому Спилбергер подчеркивает, что достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют совершенно различные термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии сданной теоретической позицией.

     Чаще всего термин  «тревога» используется для описания  неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов». Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость своей аргументации. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А. Е. Ольшанниковой и И. В. Пацявичуса[15] на психические состояния, которые имеют «адаптивное значение как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности». И. В. Пацявичус определяет функцию состояния тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности»[15, с. 30].

     Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю. Л. Ханин[15] отмечает, что тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Г. Ш. Габдреева[17], рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова[15], К. Е. Изарда[15], Н. Д. Левитова[15] и других, предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах.

     Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни. Еще И. П. Павлов[14] считал, что состояние тревоги вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа. «При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние»[14, c.36]. Сюда нужно отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе торой формируется ожидание угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции. Состояние тревоги может также порождаться отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия. Чаще данное состояние возникает при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет.

     Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В качестве физиологических причин называют болезни; действие на организм психофармакологических препаратов.

Информация о работе Исследование ситуативной и личностной тревожности у студентов с табачной аддикцией