Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель: изучение уровня школьной тревожности.
Объект: тревожность детей младшего школьного возраста
Предмет: уровень тревожности у детей младшего школьного возраста
средней общеобразовательной школы п. Новопавловка, Забайкальского края.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Определение тревожности …………………………………………. 4
Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение типа личностной тревожности подростков ……………. 10
2.2. Изучение чувства страха у детей дошкольного возраста ………….. 12
2.3. Рисунок несуществующего животного ……………………………….. 15
2.4. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» …………………………… 21
2.5. Влияние типа семьи на уровень тревожности ………………………. 36
Заключение …………………………………………………………………. 42
Список литературы ………………………………………………………….. 45
Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности называется конструктивной тревогой. В свою очередь деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Была сделана попытка показать учителям, что основная цель помощи взрослого ребенку - сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность.
Второе направление
Ориентировочный
Реконструктивный
Закрепляющий
Каждый этап предполагает работу по основным блокам:
Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
Развитие представлений
о ценности другого человека и
себя самого, развитие коммуникативных
навыков, осознание проблем в
отношениях с людьми, формирование
положительных стратегий
Приобретение навыка деятельности
в конфликтной ситуации, усвоение
способов разрешения собственных проблем,
осознание мотивов
Программа направлена также
на развитие средств самопознания тревожных
детей, на повышение представлений
о собственной ценности, на развитие
мотивов межличностных
Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Занятия должны проводиться по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока. Занятия проводятся два раза в неделю. Тренинговая группа должна состоять как из тревожных детей, так и из детей с нормальным уровнем тревожности - примерно 15 человек. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Материал и оборудование:
тетради для рисования и
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики.
Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих, а самые низкие показатели по шкале низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Наблюдения за детьми, в ходе эксперимента, показали, что тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Предложенная система методов позволяет увидеть динамику тревожности детей младшего школьного возраста, индивидуальные формы ее проявления, понять причины и особенности тревожности, своевременно осуществить профилактику и коррекцию нежелательных ее последствий.
В работе с тревожными детьми,
основной акцент должен быть сделан на
том, что в младшем школьном возрасте
одной из основных причин возникновения
неадекватного поведения
Мы выделили два направления при коррекции тревожности:
1. Работа с педагогическим коллективом.
2. Работа с тревожными учащимися.
Заключение
Проблема тревожности
является одной из наиболее актуальных
проблем в современной
Анализируя литературу, мы
встретили большое количество определений
тревожности. Большинство авторов
считают, что тревожность - это переживание
тревоги, эмоционального неблагополучия.
Данное состояние проявляется у
большинства людей и в
Проблема диагностики
детской тревожности требует
особого внимания со стороны психологов,
воспитателей, родителей, так как
своевременное выявление ее симптомов,
изучение тревогоформирующего
На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.
Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.
Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.
В-третьих, отказ от решения
задачи после неуспеха, причем неуспех
связывается ими не с неумением
решать ту или иную задачу, а с
отсутствием необходимых
Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.
Отметим, что для детей
других школьных возрастов подобное
поведение несвойственно. Можно
полагать, что оно специфично именно
для первых этапов обучения, когда
тревожность возникает как
Проявления высокой
В работе с тревожными детьми,
основной акцент должен быть сделан на
том, что в младшем школьном возрасте
одной из основных причин возникновения
неадекватного поведения
Мы выделили два направления при коррекции тревожности:
3. Работа с педагогическим коллективом
4. Работа с тревожными учащимися
Список литературы.