Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:02, реферат
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, она определяет способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности.
Метод – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Объективные и субъективные методы (метод интроспекций - лат – гляжу, всматриваюсь внутрьод самонаблюдения-
Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий.
Строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.
Материальна психика или идеальна? Материальны ли формируемые ею образы мира? Если образы идеальны, то как это идеальное связано с материей нервной системы? Это философская проблема. С развитием теории информации и кибернетики проблема практически снята. В настоящее время на поставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов.
Взаимоотношения между материальной основой образа и самим идеальным образом можно сравнить с отношениями между мелодией, записанной на цифровой носитель и самим носителем. Мелодия записана, но обнаружить ее присутствие можно только при произведении определенного действия. Мелодия – это процесс.
Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.
Психика – это субъективный образ объективного мира
Психика – это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде. Ее механизмы работают слаженно, гармонично и преимущественно незаметно для субъекта. В психике есть специальные механизмы, активно препятствующие осознанию субъектом некоторых процессов, происходящих в его «внутреннем хозяйстве».
*Психика-свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира
*Психика многообразна в своих с формах и проявлениях. Психика человека – это его мысли. Чувства, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в деталях в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Психология – одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг - самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм.
3.2. Развитие психики
Психика – результат длительной эволюции животного мира (филогенез) и индивидуального развития каждого человека (онтогенез).
Психика – специальный
аппарат для отражения
«Критерий психического» (А.Н. Леонтьев) – психическое появляется тогда, когда живые организмы приобретают способность реагировать не прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о наличии биологически значимых объектов (не на еду, а на запах еды).
Психика появляется только тогда, когда у животных формируется особая материальная структура, ответственная за отражение – нервная система.
Стадии развития психики (А.Н. Леонтьев)
Мир психических
Мир психических явлений:
Психические процессы |
Психические состояния |
Психические Свойства |
Психические образования |
Социально-психологические явления и процессы |
Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности. (Имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец)
Делятся на:
- познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь) |
эмоциональные |
- волевые |
психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Свойства:
Направленность |
Темперамент |
Характер |
Способности |
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Состояния:
Эйфория |
Усталость |
Отчуждение |
Активность |
Пассивность |
Бодрость |
Апатия и др. |
Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Знания |
Начальные умения |
Простые навыки |
Сложные умения |
Сложные навыки |
Психические образования |
Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.
3.4. Основные функции психики
Основные функции психики | ||
Отражение воздействия окружающей действительности |
Осознание человеком своего места в окружающем мире |
Регуляция поведения и деятельности |
Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-либо необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира.
Особенности:
Осознание человеком своего места в окружающем мире – это функция психики. С одной стороны – обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны – с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных личностных отношениях.
Регуляция поведения и деятельности
Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
Деятельность и поведение не могут не опосредоваться психикой, т.к. человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов.
Поведение – внешняя форма проявления психики.
Элементы психики
Элементы психики: (З. Фрейд)
«Суперэго» («сверх-Я») Сверх сознание (Трансцендентный уровень) |
«Эго» -Я- |
«ОНО» (составляет большую часть
психики) |
4. Как соотносятся
понятия «сознание» и «
Структура сознания
Сознание - Рене Декарт: Сознание - некая самоочевидная, неоспоримая субъективная данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. Созерцание субъектом собственного внутреннего мира.
Интроспекционисты (интроспекция – систематическое самонаблюдение): Сознание – некая сцена, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом.
И. Гербарт: взаимодействие представлений
У. Джемс: поток впечатлений
Дж. Уотсон: Часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована.
М.Вебер: сравнивает со светом, воплощенном» в различных степенях ясности сознания и с сетью или паутиной, сотканной из значений или смысла слов.
Сознание – понимаемая и переживаемая
внутренняя реальность, подразделяемая
на представления, образы
и волевые действия. Г.В. Фартинг: Первичное
сознание (сознание внешних и внутренних
раздражителей)
Бихевиоризм: вовсе исключали его из рассмотрения в рамках психологической науки и предлагали рассматривать его как эпифеномен, наивную иллюзию, характеризующую обычный житейский опыт.
Сознание-тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся только у человека. Такой несомненной особенностью является обладание человека языком.
Язык – сложная система знаков, являющаяся единственным средством дискурсивного мышления и главным средством общения и социального наследования –передачи накапливаемого опыта от поколения к поколению.
Владение языком позволяет выделить и обобщить идеальные по своей сущности отношения и связи между объектом и его свойствами и между отдельными объектами.
*Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общестенно-исторического развития, результат труда.
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно – историческому существу.
Главная функция сознания – мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном личном духовном мире.
Характеристики сознания:
Активность (оно не только пребывает в движении, но и содержит в себе источники своего собственного движения, и эти источники воспроизводятся в ходе самого движения). |
Способность к рефлексии (самопознание внутренних психических актов и состояний, их самоанализ и самооценка) |
Интенциональность (направленность на предмет) |
Периодические состояния (бодрствование, сон). |
Самосознание – уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств. Потребностей, мотивов поведения и деятельности.
Компоненты самосознания (В.С. Мерлин):
1. сознание отличия себя от остального мира |
3. сознание своих психических
свойств, эмоциональные |
2. сознание «Я» как активного начала, субъекта деятельности |
4.социально-нравственная
самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе |
Самосознание возникает в ходе развития сознания личности (С.Л. Рубинштейн).
Структура самосознания:
Уровни самосознания |
Непосредственно-чувственный уровень |
Ценностно-образный, личностный уровень |
Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень |
Целенаправленно-деятельностный уровень |
Что происходит на данном уровне |
самоощущение и самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики |
осознание себя как деятельного начала |
осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности |
своеобразный синтез трех рассмотренных уровней |
Что развивается |
в результате достигается простейшая самоидентификация личности |
проявляется как самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание ауто (внутри)идентичности своего «Я». |
в результате возможны самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия. |
В результате выполняются
регулятивно-поведенческие и |