Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 09:16, реферат
Изучение противоречий весьма важная и актуальная проблема в современной жизни. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать то, что такое конфликты и как возможно прийти к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Но в связи с этим было бы неправильно впадать и в другую крайность, в так называемый “методологический нигилизм”, который в последнее время пропагандируется некоторыми специалистами в области методологии науки. Так, американский методолог науки П. Фейррабенд утверждает, что, поскольку все методологические предписания имеют свои пределы, “...единственным "правилом", которое сохраняется, должно стать правило: все позволено”.
Тем не менее, на наш взгляд, несмотря на имеющиеся трудности рационального регулирования конфликта эффективное управление его развитием, сужение возможности его разрушительных последствий возможны только на рациональной основе, путем применения научной методологии и ее совершенствования.
Диагностика социального конфликта
Выделение в конфликте доминирующих характеристик позволяет отнести его к определенной группе для проведения диагностики и разработки профилактических технологий. Для полноты раскрытия понятия «диагностика конфликта» необходимо иметь представление о том, что же представляет собой здоровый конфликт. Конфликт - это социальное явление, в котором отношения между людьми насыщены борьбой, противостоянием и открытым предъявлением противоречий, столкновением. Однако сами по себе борьба и противостояние не являются элементами, относящимися только к конфликту. Эти отношения включены в человеческую деятельность наряду с другими отношениями, такими, как согласие, сотрудничество, конкуренция, взаимопомощь.
Диагностика конфликтов должна полностью опираться на весь имеющийся арсенал средств и методов и, несомненно, должны включать в себя:
- предупреждение нежелательных для развития личности и общества процессов;
-ограничение крайних насильственных форм конфликта, в рамках существующих законов;
-изолирование конфликтующих сторон, стремящихся уничтожить друг друга;
-ослабление или нейтрализация агрессивности, иррациональности на уровне бытовых конфликтов;
-провокация зарождающегося
социально-позитивного
- стимулирование и поддержка открытого предъявления противоречий в конфликтной ситуации.
Итак, диагностика социального конфликта включает в себя следующие моменты: возможно более полное описание условий конфликта, его участников; непосредственный повод конфликта; симптомы его проявления и содержание; предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая. Производится также сравнительный анализ схожих случаев и дается их характеристика. Методики диагностики социального конфликта строятся по общей схеме, но всякий раз применительно к конкретному явлению.
Заключение
Многообразие методов порождает проблему выбора наиболее адекватных и перспективных для решения исследовательских задач и диагностики проблем. В то же время оно дает возможность создания подходящей комплексной программы.
Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.
Смысл изучения конфликтов заключается в том, чтобы суметь найти в нем правильное решение.
Разрешить противоречия можно лишь тогда, когда хорошо известно то, что представляет конфликт. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием характеристики конфликта, но и знанием того, как они развиваются.
Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Изучение конфликтов нужно для того, чтобы получить те сведения, без которых невозможно действовать в различных, подчас весьма сложных ситуациях.
Ещё одна необходимость изучения конфликта заключается в том, что в настоящее время при постоянно растущем ритме жизни люди стали более агрессивны по отношению друг к другу и менее сдержаны в словах и действиях.
Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление. Он может иметь и положительное значение. Конфликт выступает как инструмент преодоления затяжного процесса эволюции в сфере развития межличностных взаимоотношений в условиях закрытого и открытого социумов.
Конфликт является динамической силой воздействия на повышение работоспособности и на переход, на новый виток развития как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Его отсутствие приводит к заторможенности и спокойствию, но в современных условиях при постоянно растущем спросе на увеличение объёмов работы и коэффициента полезного действия - это невозможно.
Вытекает необходимость стимулирования конструктивных конфликтов являющихся двигателем прогрессивных изменений. Изучение конфликта напоминает вызов, требующий творческой реакции способностей.
Список использованной литературы:
Информация о работе Исследовательские методы науки о конфликте