Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 12:44, контрольная работа
Цель контрольной работы: охарактеризовать политические воззрения Джавахарлала Неру.
Задачи контрольной работы
1. Проследить жизненный путь политика, составить представление о нем, как о личности. Кем он был?
2. Дать характеристику политическим взглядам Неру, его роли в истории.
Введение
Актуальность данной темы. Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза — таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру. Время неудержимо идет вперед, и вот уже около полувека отделяют нас от дня кончины Джавахарлала Неру — дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Образ Джавахарлала Неру как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным. Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день. Наследие Джавахарлала Неру, его идеи и политическая деятельность сегодня привлекают внимание не только в Индии, но и далеко за ее пределами. Многие этапные и переломные события политической истории современной Индии сфокусировались на незаурядной личности Джавахарлала Неру. Основы современной политической жизни индийского государства восходят к первой половине двадцатого века, когда стали формироваться политические, правовые и идеологические предпосылки, впоследствии способствовавшие развитию национально-освободительного движения, которое в 1947 году увенчалось завоеванием независимости. В развитии этого процесса значительная роль принадлежит Дж. Неру. Личность Неру наложила свой отпечаток на целые десятилетия суверенной Индии [Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография: В 3-х т. Т. 1. - Пер. с англ. Общая редакция . П. В. Куцобина.- М., 1989. стр. 192 – 195].
Научная новизна заключается в самой постановке этой ещё недостаточно исследованной проблемы в зарубежной и отечественной историографии в качестве попытки всесторонне и комплексно изучить наиболее важные вопросы, касающиеся жизни Джавахарлала Неру.
Хронологические рамки работы охватывают следующий период: 1889-1964 годы. Первая дата- это год рождения Джавахарлала Неру.мы не могли обозначить более позднюю дату, например, с момента начала его активной политической деятельности, т.к. включили в содержание работы биографию политического деятеля. Вторая дата – год смерти Джавахарлала Неру, - обусловлена тем, что вплоть до своей смерти он активно участвовал в политической жизни Индии.
Цель контрольной работы: охарактеризовать политические воззрения Джавахарлала Неру.
Задачи контрольной работы
1. Проследить жизненный путь политика, составить представление о нем, как о личности. Кем он был?
2. Дать характеристику политическим взглядам Неру, его роли в истории.
Степень разработанности. В работе мы опирались на труды таких авторов как Мартышин О.В. (1937), Ульяновский Р.А., Вафа А.Х. и Литман А.Д. И историки, и современники Неру они сходятся во мнении, что последний был гениальным политиком и выдающийся лидер.
1. Биография. Исторические предпосылки формирования личности
Джавахарлал Неру (Javaharlal Nehru; известен также как Пандит (Учёный) Неру) (14 ноября 1889 – 27 мая 1964) – один из лидеров левого крыла индийского национально-освободительного движения и Индийского национального конгресса, ставший первым премьер-министром Индии после обретения страной независимости 15 августа 1947. Умер 27 мая 1964 года от сердечного приступа.
Неру родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Его отец Мотилал Неру был одним из руководителей крупнейшей в стране партии Индийский национальный конгресс.
Своего сына Джавахарлала (чьё имя переводится с хинди как «драгоценный рубин») он отправил в престижную английскую школу в Харроу. В 1912 году Неру окончил юридический факультет Кембриджского университета и вернулся в Индию. Он поселился в Аллахабаде и работал в адвокатской конторе отца.
Одновременно Неру стал одним
из активистов ИНК, боровшегося за независимость
Индии ненасильственными
Знакомство с учением
Ганди помогло вернуться на родную
почву и синтезировать
Колониальные власти неоднократно бросали Неру в тюрьмы, где он провёл в общей сложности около 10 лет. Неру принял активное участие в инициированной Ганди кампании несотрудничества с колониальными властями, а затем – в кампании бойкота британских товаров. Однажды полицейские пытались подбросить ему револьвер, но Неру с негодованием отшвырнул оружие прочь.
В 1927 году Неру был избран председателем ИНК. В 1938 году численность партии возросла до 5 млн человек, увеличившись более чем в 10 раз. Но к тому времени обозначился раскол между индуистами и мусульманами. Партия последних – Мусульманская лига – стала выступать за создание независимого исламского государства Пакистан – «страны чистых».
В 1946 году Неру стал вице-премьером Временного правительства Индии – Исполнительного совета при вице-короле Индии, а в июне 1947 года – первым главой правительства и министром иностранных дел и обороны независимой Индии [Насенко Ю.П. Джавахарлал Неру и внешняя политика Индии. М., 1975. с. 183].
В июле 1947 года Всеиндийский комитет ИНК большинством голосов принял британское предложение о разделе Индии на два государства – Индийский Союз и Пакистан. 15 августа 1947 года Неру впервые поднял флаг независимой Индии над красным фортом в Дели. В феврале 1948 года Индию покинули последние контингенты британских войск. В 1947–1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира.
В результате треть спорного штата оказалась под контролем Пакистана, а основная часть была включена в состав Индии. Большинство индуистского населения доверяло ИНК.
На выборах 1947 года соратники Неру завоевали 86% всех мест в парламенте. Неру удалось добиться присоединения к Индийскому Союзу почти всех индийских княжеств, 555 из 601.
В 1954 году к Индии были присоединены французские, а в 1962 году – португальские анклавы на побережье. В январе 1950 года по инициативе Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой.
Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты. Система правления была президентско-парламентской, но основная власть принадлежала премьер-министру, избираемому парламентом. Парламент стал двухпалатным, состоявшим из народной палаты и совета штатов.
28 штатов получили широкую
внутреннюю автономию, право
В ноябре 1956 года было создано 14 новых штатов и 6 союзных территорий. Все они, в отличие от старых штатов, были более или менее однородны в этническом отношении. Было введено всеобщее, прямое, равное и тайное голосование всех граждан, начиная с возраста в 21 год, и мажоритарная система представительства.
2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-политические процессы в истории
В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.
Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.
Внутренняя противоречивость
мировоззрения Неру оказывается
только в конце 20 - в 30-ые годы, что
объясняется господством
В следующий период идейно-теоретического
развития исторические взгляды Неру
на социализм приобретают
Особенное внимание Неру обращал
на негативные социальные последствия
искусственных реформ, которые не
основываются на традициях и особенностях
народов, а также на негативную сторону
объективно прогрессивных нововведений,
которые носили фрагментарный характер
и проводились без
Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.
По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством [Винокуров Ю.Н., Хорос В.Г. Концепция модели “индийского социализма” Джавахарлала Неру М., 1989. с. 211]
Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х - конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием. В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих [Евтушенко А.Б. Трансцендентное в формировании политической культуры государственного деятеля и анализ взглядов и деятельности Джавахарлала Неру // М., 1999. с. 234-247]
Информация о работе Исторические предпосылки формирования личности