Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:04, реферат
Синестезией называют, прежде всего: а) межчувственные связи в психике. Но, кроме того, синестезией называют и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: б) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; в) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже г) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми).
Министерство Образования РФ
Таганрогский технологический институт
Южного Федерального Университета
Факультет информационной безопасности
Кафедра
психологии и безопасности жизнедеятельности.
Индивидуальная работа
По курсу Общей психологии
на тему:
Исторический,
культурный и психологический анализ
синестезий
Восковская
Л.В.
г. Таганрог,
2011
Синестезией называют, прежде всего: а) межчувственные связи в психике. Но, кроме того, синестезией называют и результаты их проявлений в конкретных областях искусства: б) поэтические тропы и стилистические фигуры, связанные с межчувственными переносами; в) цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже г) взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми). (5)
Синестезией
в последние десять лет все
больше интересуется как наука, так
и искусство, а, в особенности, те
сферы, в которых обе они
В настоящее время в работах западных исследователей (UK Synaestetic Association, S. Baron-Kohen, R. Cytowic, S. Malinowski, S. Day, J. Schirillo и других) активно поднимается проблема синестезии. Важно, что изучением феномена и его теоретических основ занимаются специалисты из различных областей, включая общую психологию, клиническую и пато-психологшо, социологию, эстетику и другие научные дисциплины. Получающиеся результаты имеют разные акценты и без дополнительного осмысления плохо сочетаются между собой, не позволяя придти к единой теоретической концепции, объясняющей и структурирующей феномен.
Довольно схожая ситуация наблюдается в работах отечественных авторов. Разработки синестетических моделей ведутся с разных исследовательских позиций представителями практически противоположных дисциплин: психология (Е. Ю. Артемьева, В. Ф. Петренко, П. В. Янышш), музыкальная теория (И. JI. Ванечкина), физика (Ю. Я. Лобкаев), эстетика (Б. М. Галеев) и другие.
Таким
образом, образовалась ситуация, в которой,
несмотря на высокий интерес к
проблеме, отсутствует единый «вектор»
исследования и общая теоретическая
база, позволяющая систематизировать
достижения различных подходов. Соответственно,
возникает необходимость в
Исследование
синестезии и форм ее проявления в
искусстве актуально, так как
в современном искусстве
Существует более 50 типов синестезии (Day 2008), и каждый из этих типов переживается разными людьми с разной интенсивностью (cf. Dixon et al. 2004). Самый распространенный тип синестезии - окрашивание дней недели, самый широко исследованный в науке – это окрашенные буквы и цифры, а в искусстве – «цветной слух» (van Campen 2007).
Под определение, данное нейрофизиологами, подходят 4 % всего населения; таких людей называют «синестетами». Эта цифра не отражает то огромное количество человек, которые интересуются синестетическими переживаниями в том или ином виде искусства, представляемом на суд публике.
Не все синестеты одинаково осведомлены об особенности своего восприятия. Многие синестеты понимают, что обладают своего рода особенным свойством восприятия только через общение с родными и близкими примерно в возрасте 5-6 лет. После этого неожиданного открытия они постепенно начинают понимать, в чем именно состоит их особенность и как их опыт может быть сравнен с опытом других синестетов. Некоторые взрослые синестеты говорят, что до сих пор открывают в себе все новые типы синестезии или узнают об особенностях переживания своей разновидности (van Campen 2007).
Несколько десятков лет назад синестеты обращались к психиатрам за помощью и лечением своего «недуга». Медициной было установлено, что синестезия – это патологическое состояние, то есть, болезнь. Важно отметить тот факт, что за последнее время все больше синестетов, особенно принадлежащих к творческой и интеллектуальной среде, заявляют вслух об особенностях своего восприятия.
Но
даже сейчас реакция на синестезию
в большинстве случаев
На самом деле, поведение синестетов ни в чем не может считаться ненормальным. Чего нельзя сказать о поведении тех, кто принимает синестезию за болезнь.
Попытки
разобраться в своем
В чисто историческом плане проблема синестезии вообще была заявлена и привлекла внимание лишь в конце XIX в., Способность отмечать и культивировать "соответствия" была выделена Ш. Бодлером как одна из отличительных особенностей символизма. На рубеже веков синестезии были посвящены сотни статей в ведущих психологических и философских журналах Европы и США. Синестетические тропы были обнаружены в поэзии прошлого, включая и античность. Но, как показывает анализ синестезия есть норма и проявляет она себя, оказывается, всегда и везде, во всех искусствах, с самого начала их развития, с самых древних времен.
Первый, кого можно вспомнить – Аристотель: он обратил внимание на некое общее чувство и на активное соединение звука и цвета посредством языка как, по его мнению, духовной сферы. Позже Ньютон, Гете и Луи-Бертран Кастель (французский математик, изобретатель первого цвето-музыкального органа) пытались сопоставить звуковые гаммы и цветовые палитры и сформулировать принципы их соответствия на основе законов своих натурфилософских учений, реализуя типично западные перцептивные конструкты в их предпочтительной для нас связи.
Размышляя о закономерностях ощущений, цвето-звуковые соответствия обсуждали Локк, Лейбниц и Дидро. Первые психологические и физиологические - исследования проводили немецкие физики Георг Сакс, Густав Теодор Фехнер и английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон. Сакс сам был многоаспектным синестетом - его восприятие окрашивало алфавит, цифры, даты, названия городов и звуки музыкальных инструментов, - что он подробно изложил в своей диссертации. Описательные компендиумы Фехнера (1870-е) и Гальтона (1880-е) указали на масштаб и разнообразие явления.
Уже первые психофизиологи отличали непроизвольные реакции от образной ассоциативности, но термина «синестезия» тогда еще не было. Его предшественниками были «синопсия», «фотизм», «цветной слух». Этот последний оборот синестет Владимир Набоков применял к своему восприятию цвета и вкуса букв. Слово «синестезия» появилось в 1892 году в работе французского критика Жюля Милля. Вскоре его закрепляет в эстетике (!) Виктор Сегален, оспаривавший взгляд Макса Нордау об атавистической природе межсенсорного восприятия и утверждавший, что синестезия – эволюционный шаг вперед.
В эпоху бихевиоризма синестезия выпала из фокуса изучения, ибо полагалась на самоотчет и интроспекцию – методы, не совпадающие с идеологией этого направления. В России таких шараханий не было. После обзорных статей Николая Осиповича Ковалевского и Павла Петровича Соколова в конце ХIХ века к синестезии обращались Иван Дмитриевич Ермаков, Сергей Васильевич Кравков, Иосиф Моисеевич Фейгенберг и Александр Романович Лурия.
Александр
Романович несколько
Внутренний мир был не в чести и в советской психологии. Его самостоятельные (читай: непредсказуемые) проявления, не согласовавшиеся с доктриной «нервизма» (идеологизированного варианта учения Ивана Павлова) не попадали в сферу научного внимания.
Однако, в нашей стране существуют ученые, в огромной массе использующие понятие синестезии как взятую за данность основу своих многочисленных теорий и домыслов, при этом они называют синестезией разные по своей сути явления: от поэтических межчувственных тропов, до озарений, смыслов и чувства пиковых состояний. Для таких ученных синестезия - заимствованное из неведомой науки понятие, которое своей космической сложностью и всеохватностью все вдруг делает ясным, знакомым и успокаивающе самодостаточным. Существование такого рода исследователей - беда наук, к которым они принадлежат, так как такая псевдо-дисциплинарность на поверку ничего нового в их науку не привносит, а лишь "сводит стрелки" и обесценивает их методический аппарат.
За рубежом дело обстоит подобным же образом с единственно разумным исключением: существует нейрофизиология синестезии как направление, пытающиеся понять механизм феномена. Помимо этого, есть смежные направления (например, нейрофеноменология, нейрофизиология межсенсорных взаимодействий, нейрофизиология сознания и проч.), которые постоянно информируют друг друга, поэтому синестезия там не маргинально заброшенная тема.(2)
Синестезия
не представляет собой некую отдельную
область восприятия, а скорее ряд
взаимосвязанных феноменов
И всё же, многие типы синестезии наводят на мысль о их связи с культурой, которой принадлежит конкретный человек. Насколько известно, ни один синестет не заявил о том, что у него связан вкус с запахом, поскольку западная культура не проводит четкого различия между запахами и вкусами. Но представители западной культуры часто сообщают о цвето-запаховой синестезии, так как такой вид связи для них не характерен. В противоположность нашим представлениям и запахе и цвете, у народа десана из Амазонии они слиты в нечто, что называется «энергией цвета», поэтому вряд ли кто-то из представителей этого народа назовет связь цвета с запахом синестезией, ведь она принята в их культуре как норма (Classen 1993). Этот пример демонстрирует возможность стереотипности синестетических проявлений в зависимости от культуры, в которой она появляется (Howes 2005).
Информация о работе Исторический, культурный и психологический анализ синестезий