История возникновения феномена психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы возникновения феномена психологического консультирования
1.1. Понятие и специфика психологического консультирования
1.2. Возникновение и развитие психологического консультирования
1.3. Выводы
Глава 2. Экзистенциальная психология как разновидность психологического консультирования
2.1. Исторические корни – экзистенциальная философия и феноменологическая психология
2.2. Феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля
2.3. Герменевтическая феноменология Мартина Хайдеггера
2.4. Экзистенциальный анализ и психоанализ
2.5. Выводы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..консультирование.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

И дальнейшее развитие религиозных учений в ключе этого нравственно-философского поиска могло идти уже не только путем прямого развития признанных теософских основ самого учения, а психологическим путем: индивидуального исследования объективного характера религиозных переживаний, исследования психологических возможностей оптимальной поддержки и наставления человека «словом божьим». И в истории каждого народа есть и отдельные фигуры (старцы, святые, монахи) и целые религиозные течения внесшие свой значительный исследовательский и практический вклад в этом направлении. Они открывали возможности духовной, психологической помощи человеку «словом божьим», возможности религиозной деятельностью облегчить существование других, поднять их дух человеческий, оскудевший в каждодневной борьбе за свою жизнь. Значение такого опыта для понимания культурно-антропологической сути консультативной практики имеет огромное и непреходящее значение. 

В житейской конкретике и эпохальном звучании феномен духовно-психологической  поддержки просматривается в деяниях и житии Сергия Радонежского, названного впоследствии «отцом русской нации». А история о духовном наставлении отцом Сергием Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы является как конкретно-историческим фактом, так и носит архетипический характер. Дошедшие до нас деяния, духовно-психологическая практика каждого из этих поборников дела православия основаны на общей религиозной парадигме, а так же на тех особенностях, что связаны с этническим образом жизни и миросозерцания народа, духовной «доминанты» по определению Л.Н. Гумилева. 

Интереснейшим материал для понимания того, каким богатым  и разнообразным историческим опытом располагает практика консультирования, представляет отношения православных русских «старцев» со своими учениками  и монастырскими прихожанами. В этом живом явлении и факте его исторического образования заключено много драгоценных мыслей и интересного духовно-психологического опыта, которые, несомненно, могут принести пользу и богатить мышление и даже непосредственную практику тех профессионалов, которые собираются строить со своими клиентами отношения оказания психологической помощи.

Старец исполнял свою миссию духовного наставничества и  поддержки в двух направлениях: во-первых, он имел «учеников», добровольно, но раз  и навсегда избравших его в свои духовные наставники; в первую очередь это были монахи, а затем – уже светские люди, нуждающиеся в духовном руководстве. Во-вторых, за советом, утешением, беседой помогал всякому страждущему, который к нему обращался. 

В психологическом плане помощь старцев монашеской братии, взявшейся как и они за трудное дело отрешенного служения, состояла не столько в традиционном руководстве более мудрого человека над развивающимся, сколько в глубокой сознательной идентификация духовного ищущего ученика с человеком религиозно зрелым, духовно мудрым, уже преодолевшим искусы и испытания мирской жизни, с человеком уже обретшим собственную духовную идентификацию, обретшим аутентичное поведение в невероятных для обычного человека духовных муках и испытаниях. 

Именно в нравственно-философской  и нравственно-духовной практиках  психологическое консультирование в течение многих веков (до конца  ХIХ в.) развивалось как составной  элемент целостной деятельности, как тот элемент, который в  дальнейшем сам станет целостной деятельностью. Исчезновение этого религиозно-философско-этического «генетического следа» из практики психологического консультирования неизбежно приведет его самого к содержательно-концептуальному вымиранию, превращению в сферу определенного рода услуг. Конечно же, и сама по себе консультативная практика нравственно-философского и нравственно-духовного наставления, поддержки на сегодня не исчезла и содержательно не исчерпала себя и, надеемся, не исчезнет никогда из социальной жизни человека. 

С конца ХIХ в. под влиянием культурно-исторического развития, определенных социально-культурных изменений в психологической поддержке образовалась уже самая настоящая, реальная общественная нужда. И с этой поры психологическая поддержка начинает формироваться уже не как элемент, аспект, необходимо входящий в содержание нравственно-философской. После чего начинает складываться уже и соответствующая этой общественной нужде профессиональная социальная практика – это практика консультирования и психотерапии, для которых основополагающей целью становится оказание личности психологической помощи как таковой. 

Профессиональная практика консультирования и психотерапии, оформленная  как практический и научный метод, начинает складываться в рамках психоанализа, аналитической и индивидуальной психологии, затем наиболее акцентировано в контексте неофрейдизма. Именно здесь впервые обозначились те процедурные аспекты консультирования, которые стали строиться на основах межличностной коммуникации. Их развитие этого аспекта в итоге и позволило обозначившейся практике психологической поддержки личности в дальнейшем стать самостоятельной профессиональной деятельностью. 

1.3. Выводы

Консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. А совет – всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключается отличие психологического консультирования от психотерапии, по крайней мере психотерапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, связанной чаще с межличностными отношениями. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи  Итак, можно предположить, что различные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса.

Таким образом, выбор  консультирования как формы психологической  помощи зависит от меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это в свою очередь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения проблемной ситуации, то есть, как правило, нахождение клиента в условных границах «нормы психического здоровья».

Глава 2. Экзистенциальная психология как разновидность психологического консультирования

2.1. Исторические  корни – экзистенциальная философия  и феноменологическая психология

 

В годы, последовавшие  сразу за второй мировой войной, вперед выдвинулось популярное течение, известное как экзистенциализм, сначала в Европе, а затем быстро распространилось в Соединенных  Штатах. Течение родилось в недрах французского сопротивления немецкой оккупации, и его первыми видными глашатаями стали Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Сартр был блистательным выпускником Сорбонны, которому предстояло стать выдающимся философом, писателем и политическим журналистом. Камю, уроженец Алжира, стал знаменит как романист и эссеист. Оба были удостоены Нобелевской премии по литературе, хотя Сартр отказался ее принять. Жизнь Камю завершилась трагически - в автомобильной катастрофе, когда ему было сорок шесть лет.

Как часто случается  с авангардными движениями, в которых участвуют самые разнообразные люди, - художники, писатели, интеллектуалы, духовенство, студенты университетов, фальсификаторы, диссиденты, бунтари различного рода, - экзистенциализму приходилось отстаивать много разных вещей. Экзистенциализм имеет как прочную традицию и выдающихся предшественников, так и серьезных современных сторонников, помимо Сартра. Наиболее примечательным предшественником был датский чудак Серен Кьеркегор (1813-1855). Этот человек с измученной душой был плодовитым и страстным писателем-полемистом, чьи книги теперь представляют что-то вроде священных текстов для экзистенциалистов. К генеалогическому древу экзистенциализма добавляется долгий перечень знаменитых имен, включая Ницше, Достоевского и Бергсона. Из современных авторов с экзистенциализмом соотносятся Бердяев, Бубер, Хайдеггер, Ясперс, Кафка, Марсель, Мерло-Понти и Тиллих.

Для нас, в соответствии с нашими задачами, наиболее важно  имя немецкого философа Мартина  Хайдеггера. Бэрретт считает его  и Карла Ясперса (1889-1969) создателями экзистенциальной философии этого столетия. Что более важно, Хайдеггер - своего рода мост к психологам и психиатрам, чьи взгляды на человека мы обсудим в этой главе. Центральная идея Хайдеггеровской онтологии (онтология - ветвь философии, рассматривающая бытие или существование) заключается в том, что индивид есть бытие-в-мире. Он не существует как Я или субъект в отношении внешнего мира; равным образом человек не есть вещь, объект или тело, взаимодействующее с другими вещами, составляющими мир. Люди существуют через бытие-в-мире, а мир обретает свое существование, поскольку есть раскрывающее его Бытие. Бытие и мир суть одно. Бэрретт называет Хайдеггеровскую онтологию полевой теорией бытия.

Хайдеггер был также  феноменологом, а феноменология сыграла важную роль в истории психологии. Хайдеггер был студентом Эдмунда Гуссерля (1859-1938), создателя современной феноменологии, а Гуссерль, в свою очередь, был студентом Карла Штумпфа, одного из лидеров «новой» экспериментальной психологии, возникшей в Германии во второй половине девятнадцатого века. Келер и Коффка, основавшие вместе с Вертгеймером гештальтпсихологию, также были студентами Штумпфа и использовали феноменологию как метод анализа психологических феноменов.

Феноменология есть описание данных (буквально – «данностей») непосредственного опыта. Она старается не объяснить феномены, а понять их.

Феноменологию иногда рассматривают  как метод, служащий всякой науке, так  как наука начинается с наблюдения того, что есть в непосредственном опыте.

Одним из наиболее явных  и утонченных современных феноменологов  является Эрвин Строе. Сжатое, грамотное обсуждение феноменологии одного из ее ведущих приверженцев-психологов в Соединенных Штатах представлено у Мак-Леода.

Феноменология, представленная в работах гештальтпсихологов и Эрвина Строса, первоначально использовалась для исследования феноменов таких психических процессов, как восприятие, научение, запоминание, мышление, чувствование, но не для изучения личности. Со своей стороны, экзистенциальная психология использовала феноменологию для освещения тех феноменов, что часто рассматриваются как принадлежащие к сфере личности. Экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа.

В начале 20-х годов  Бинсвангер стал одним из первых приверженцев применения феноменологии в психиатрии. Десять лет спустя он стал экзистенциальным аналитиком. Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Хотя основное влияние на Бинсвангера оказал Хайдеггер, его взгляды впитали также идеи Мартина Бубера (1958).

Экзистенциальная психология с подозрением относится к  теоретизированию, так как теория - любая теория - предполагает, что нечто невидимое создает то, что видно. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. К истине не приходят путем интеллектуальных упражнений; она обнаруживается или раскрывается в самих феноменах. Более того, теория (или любое предвзятое мнение) слепа к раскрывающейся истинности проживания. Эта истинность может быть доступна лишь человеку, полностью открытому для мира. По мнению экзистенциального психолога, изучать - значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятости.

Бинсвангер и Босс преуспели в сбрасывании с  себя одеяний сложного аппарата фрейдовской  и юнговской теории, несмотря на то, что были квалифицированными аналитиками  и много лет практиковали. При  чтении их работ возникает впечатление, что это саморазоблачение стало для них тем переживанием, которое продвинуло их к свободе.

Наконец, экзистенциальная психология твердо противостоит взглядам на индивида как на вещь, наподобие  камня или дерева. Такой взгляд не только не дает психологу возможности понять людей в свете их существования-в-мире, но и воплощается в дегуманизации людей. Экзистенциальные психологи выходят на арену социальной критики, выступая против отчуждения, отстранения и разрушения людей техницизмом, бюрократизмом и механизацией. Когда с людьми общаются как с вещами, они начинают и себя считать вещами, которыми можно владеть, которых можно контролировать, придавать им форму, эксплуатировать; им невозможно оказывается жить истинно человеческой жизнью. Человек свободен и один ответствен за свое существование. Свобода, указывает Босс, не есть нечто, чем люди обладают, она есть нечто, что они есть. Именно этот принцип экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением в американской психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Феноменологическая  психология Эдмунда Гуссерля

 

 

 

 


Информация о работе История возникновения феномена психологического консультирования