История консультативной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

В далекие времена своеобразными специалистами в области психического здоровья являлись шаманы, жрецы, колдуны. В древ-них Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми консультанта-ми были врачи, философы и священники. Среди тех, кто помогал современникам решать свои проблемы, находить ответы на непростые вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы и пророки выступали как консультанты, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и учеников.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_konsultirovanie.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Так имеет ли все-таки смысл говорить о каких-то универсальных  целях консультирования, когда мы можем помогать клиенту и в  стремлении к свободе, и в преодолении  эмоциональных стрессов, и в обучении адаптивному поведению, и в поиске полноценного самовыражения? Возможен такой ответ на вопрос: цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.

Цели консультанта и  клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: "Что Вы ожидаете от нашего общения?", "Каковы ваши желания?" и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если мы информируем клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

 

  1. Модели консультативной психологии.

Медицинская модель базируется на предположении, что в основе психологических трудностей и проблем лежит болезнь, болезненное состояние или болезненное развитие личности клиен-та. Целью сторонников данной модели является излечение боль-ного. Последователями этой модели неоднократно предпринима-лись попытки описать и классифицировать психические болез-ни. Однако существующие на сегодняшний день разнообразные руководства (МКБ — 10, DSM — 4), а также классификации, разработанные в рамках психодинамического и других подходов, по-разному рассматривают причины, прогнозы развития, возмож-ности лечения психических болезней и расстройств. Рамки меди-цинской модели оказываются узкими и неприменимыми к пси-хологическому консультированию, так как она не позволяет оп-ределить характер необходимой психологической помощи.

Психологическая (личностно-ориентированная, гуманисти-ческая) модель отличается от медицинской следующими чер-тами:

  • исходит из индивидуальной, а не социальной этики;
  • воспринимает человека как неделимую целостность, а не как сумму органов и механизмов;
  • исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности;
  • обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и не-достаткам;
  • ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуально-го бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию соци-ального поведения;
  • фокусируется на процессе, а не на методике;
  • концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в бу-дущее, а не на прошлом во имя возврата к бывшей норме;
  • предполагает работу психолога «собой» (личностная вклю-ченность), а не «техникой» (В.Е. Каган).

Наиболее  важные моменты, касающиеся различий во взаимо-действии с клиентами психологов, придерживающихся соответ-ственно медицинской и психологической моделей, связаны со сле-дующими параметрами:

  • директивностью—недирективностью психолога;
  • анонимностью—самораскрытием;
  • возможностью—невозможностью выражения положитель-ных и отрицательных чувств по отношению к клиенту;
  • односторонностью—двусторонностью встречи;
  • степенью ответственности психолога (психотерапевта) и кли-ента (пациента) за эффективность консультирования (психоте-рапии).

Директивность1 психолога определяется степенью его актив-ности и инициативности. Директивный психолог дает инструкции, указания и советы, осуществляет интерпретации. Недирективный психолог не навязывает норм и интерпретаций, не доминирует, использует в основном технику отражения и кларификации.

Параметр  анонимность—самораскрытие предполагает, с одной стороны, личностно-нейтральное  поведение психолога, позволяю-щее клиентам проецировать свои невротические отношения, а с другой — открытое проявление психологом собственных чувств, переживаний, мнений и позиций.

Выражение психологом положительных эмоций способствует удовлетворению ожиданий клиента относительно доброго, прини-мающего психолога, а выражение отрицательных эмоций, напротив, ведет к фрустрации потребности клиента в безусловном приня-тии. В медицинской модели не приветствуется выражение психо-логом собственных чувств. Психолог-консультант, использующий немедицинскую модель, может быть достаточно аутентичным и подлинным, если выражение чувств способствует продвижению клиента в понимании его проблем.

Односторонность встречи означает, что психолог личностно не проявлен в процессе и не дает ничего, кроме интерпретации. В двухсторонней встрече психолог обнаруживает все чувства, ис-пытываемые по отношению к клиентам, и раскрывается настолько полно, насколько сам ожидает этого от клиентов.

Справедливости  ради надо отметить, что эти две  парадигмы (психологическая и медицинская), когда-то выступавшие как не-примиримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми. По крайней мере, это можно сказать о психоаналитической тради-ции: в работах таких авторов, как Г. Кохут, М. Гилл, Р. Столоров и др. уделялось внимание именно вопросу о важности личности

терапевтов, интенсивности  эмоционального взаимодействия с клиентом, значимость чего подтверждается также современными исследованиями в психотерапии. Современный психолог-кон-сультант является специалистом, знающим клиническую психо-логию и использующим эти знания в рамках личностно-ориенти-рованной модели для построения терапевтических отношений с клиентом с учетом особенностей его взаимодействия с другими людьми.

Директивность рассматривается  как стилевая характеристика специалиста, т.е. устойчивый паттерн его поведения. Заметим, что директивные техники могут использоваться в целом недирективным психологом-консультантом.

 

Педагогическая модель основана на гипотезе недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, зна-ний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами пси-холога является анализ проблем и разработка комплекса мер, на-правленных на их разрешение. В педагогической модели процесс терапии направлен не на «излечение» (термин медицинской пара-дигмы), а на коррекцию или более успешную адаптацию клиента к реальности, т.е. на научение клиента успешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стре-миться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя. Согласно нашим наблюдениям, эта модель часто используется школьными психологами в консультировании родителей и учите-лей по вопросам воспитания и обучения детей, при консультиро-вании руководителей организаций (коучинг) и др.

Диагностическая модель предполагает, что психолог высту-пает в качестве компетентного специалиста, главная задача кото-рого заключается в проведении диагностики и информировании клиента (или заказчика — лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, пу-тях и прогнозах ее решения. Эта модель широко используется при массовых отборах (например, при рекрутинге), в профессиональ-ном консультировании (в школах, центрах занятости) и направле-на, прежде всего, на оказание психологической помощи в жизнен-ном и профессиональном самоопределении.

 

  1. Требования к личности консультанта.

1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность). Необходимо отметить, что не все психологи-консультанты разделяют данную позицию. «Профессиональный мундир» защищает психолога от тревоги, страха и неуверенности. Даже в случае сомнения психолог может прибегнуть к техническому приему или уловке, ответить вопросом на вопрос клиента, т.е. не встречаться с последним как личность с личностью. Аутентичный психолог может озвучивать свои чувства и сомнения, если это помогает продвинуться в консультировании. Он позволяет себе не знать ответа на все вопросы, может говорить о своих переживаниях и собственном опыте, проявляет свое истинное «Я» как в своих непосредственных реакциях, так и в поведении в целом.

Д. Бьюдженталь  выделяет три основных признака аутентичного существования:

•f полное осознание настоящего момента; s выбор способа жизни в данный момент; S принятие ответственности за свой выбор. Подлинное, или аутентичное, существование — это достаточно сложная и ответственная жизнь. Однако в пользу такого выбора свидетельствует тот факт, что единственный шанс прожить свою, а не чужую жизнь дается тому, кто является собой, не прячет свое истинное «Я» под маску.

  1. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Нельзя обижаться на родителей!»; «Мальчики не плачут!» и т.д.). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, которые в этом случае становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.
  2. Развитие самопознания. Чем лучше психолог знает и понимает себя, тем больше возможность выбора различных способов жизнедеятельности в различных ситуаци<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 9pt; letter-spacing: 0pt;"

Информация о работе История консультативной психологии