Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, контрольная работа
Издревле люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведение человека: некая «Тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или Боги, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Античная психология.
2. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в 17веке и в эпоху Просвещения.
4. Направления психологии периода её становления и развития как самостоятельной науки. Учение Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера. Начало построения психологии как самостоятельной науки (Ф. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз). Роль А. Бине и В.Штерна в развитии психологии.
5. Направления в психологии 20века.
Контрольная работа по психологии №1
студентки инженерно-педагогического
факультета группы №12з/о КГУ имени
К.Э.Циолковского Мелешенко М.С.
История научной психологии.
КАЛУГА 2010
Содержание:
Введение:
Издревле люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведение человека: некая «Тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или Боги, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Психология ( от греч. Psyche-душа и logos-наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реакции. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики ( особенно в медицинской и педагогической). С середины 16 века благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии.
Психология, как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому находится с ней в родственных отношениях. Психологическое «измерение» личности очень сложно выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия ( индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности (процесса активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности).
Становление психологии как науки
имеет длительный период, но достаточно
короткую историю. С Древней Греции
идут попытки объяснения психических
явлений. Психика и душа рассматривались
как непременный атрибут
История психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины.
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм ( от лат.- душа)- первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я» ( или «сознание», или «душа»), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Позже древние греки под «psycho» понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи- гилозоизм (от греч. «hyle»-вещество и «zoe»- жизнь) : весь мир- универсум, космос- изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.
Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего космос, как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: «Познай самого себя». Термин «Логос», введённый Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал закон, по которому «всё течёт», придаёт вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от закона, а не от произвола богов.
Идея развития в учении Гераклита перешла в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они- неотвратимый результат соударения атомов. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.
Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных «соков», присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь). Так была оформлена гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми умещались в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
Идеей представления
о душе как центральном принципе
поведения человека занимался известный
древнегреческий философ
Формула Гераклита «познай самого себя» означала у Сократа обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта.
Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого- с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом.
Гениальный ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма.
Опираясь на опыт Сократа, доказавшего нераздельность мышления и общения, Платон сделал следующий шаг. Он оценил процесс мышления, не получивший выражения в сократовом внешнем диалоге, как диалог внутренний. Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь.
Работа по построению предмета психологии принадлежит Аристотелю, открывшему новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. При этом намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений, человека); б) чувственно-двигательная (имеется у животных и человека); в) разумная (присущая только человеку). В отдельном человеке в процессе онтогенеза повторяются те ступени, которые прошёл весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.
Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа «О душе»- первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.
Стоики («стоя»- портик в Афинских храмах) объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума. По их мнению удовольствие и страдание- ложные суждения о настоящем, желание и страх- ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять своё предназначение, свой долг.
С этической
ориентацией на поиски счастья и
искусства жить, но на других космологических
началах сложилась школа
Античные учёные поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы подняли на огромную высоту культуру теоретической мысли, которая, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.
Победившее в Европе христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем «языческим» знаниям. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы приостановилось.
Крупнейшим христианским мыслителем того периода был Аврелий Августин (354-430). Чтение трактатов Цицерона пробудило в нём интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдёт её у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере. В конце концов истину Августин находит в христианстве. К его главным трактатам относятся: «Исповедь», «О троице», где систематизировались теологические воззрения. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин.
В
интеллектуальной жизни Европы
постепенно воцарилась
Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной- эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей. Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (15-16 века), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а «божественной науки живописи». Под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах.
Однако Леонардо известен не только как гениальный живописец, но и как блестящий анатом. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большой интерес вызывают представления Леонардо относительно работы глаза. Он показал, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т. е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в том числе и живых, считал он, осуществляются по законам механики. Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные её отделы отвечают за различные функции.