Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, контрольная работа
Издревле люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведение человека: некая «Тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или Боги, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Античная психология.
2. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в 17веке и в эпоху Просвещения.
4. Направления психологии периода её становления и развития как самостоятельной науки. Учение Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера. Начало построения психологии как самостоятельной науки (Ф. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз). Роль А. Бине и В.Штерна в развитии психологии.
5. Направления в психологии 20века.
Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления. Открылась возможность рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, направленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Присущая организму преднастройка на будущее, готовность действовать в ещё не возникших условиях (например, при угрозе существованию) выступали как эффект естественного отбора, как бы предоставляющего данному индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание.
Триумф дарвинизма окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования – такие, как дифференциальная психология (импульс которой придала идея Дарвина о том, что уже генетические факторы – наследственность – определяют различия между людьми), детская психология (Дарвину принадлежит «Биографический очерк одного ребёнка»), зоопсихология (работа Дарвина «Инстинкт») и другие.
Одновременно с Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Спенсер (1820-1903) был одним
из основателей философии
Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, а в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни – ощущение развивалось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Такими формами являются: рефлекс, инстинкт, навык, ощущения, память, воля, разум. Идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала 20-го века.
Спенсер распространил законы эволюции
не только на психику, но и на социальную
жизнь, развивая органическую теорию общества.
Он говорил, что человеку необходимо
приспосабливаться не только к природе,
но и к социальному окружению:
поэтому его психика
Так свершился крутой поворот в
движении психологической мысли. Из
«поля сознания» она
К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможным потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В.Вундт (1832- 1920) и Ф. Брентано (1838-1917).
В.Вундт организовал в Лейпциге
первый психологический институт (1875).
В связи с этим очень важным
был выход в свет его труда
«Основы физиологической
Одновременно с В.Вундтом
Методы экспериментальной
Психологическая практика требовала информации о высших психических функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри Бине (1857-1911).в поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врождёнными интеллектуальными дефектами. Экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определённого возраста.
Позже германский учёный В.Штерн ввёл понятие «коэффициент интеллекта» (по-английски – Ай-Кью). По нему соотносился «умственный» возраст (определяемый по шкале А.Бине) с хронологическим («паспортным»). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как «инструменты» организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.
В то время
в американской психологии возникает
её ведущее направление –
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор.
Такое понимание открывало широкие перспективы для внедрения в психологию статистических методов. Многие из них связаны с разработкой Ф.Гальтона (племянника Ч.Дарвина) проблем генетики поведения, индивидуальных различий. Он применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-двигательных функций. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое широко вошло впоследствии в психологический лексикон. Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.
В 1895 году заведующей кафедрой нервных болезней Венского университета Зигмунд Фрейд (1856-1939), пришёл к необходимости теоретически осмыслить свой опыт врача невропатолога, который не укладывался в рамки традиционной трактовки сознания. Он является основателем психоаналитической школы постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Психоанализ Фрейда оказал влияние почти на все современные психологические теории. Он был основан Фрейдом на рубеже 19-го -20-го столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике.
Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационнстского подхода. Проблема бессознательных психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей.
Самое начало
20-го века отмечено бурным ростом нескольких
направлений. С одной стороны, активно
развивается психоанализ –
В США активно
развивается бихевиоризм –
В Германии
развивается
Первая мировая
война стимулировала развитие прикладных
аспектов психологии, в первую очередь
– психодиагностики, так как армии
требовалось средство оценки возможностей
солдат. Разрабатываются тесты
В 1930-1940-е годы в Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены иммигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацистской Германии. Юнг продолжает развивать своё учение о коллективном бессознательном. Одним их немецких психологов переехавших в США был Карл Бюлер. Рассматривая развитие психики, он выделил три типа структур психики: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания, вспышек озарения (ага-реакция).
Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные, с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
Л. Г. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности ( не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание). Л.Г. Выготским и представителями французской психологической школы было введено понятие интериоризации. Что является формированием внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. По мнению Л. С. Выготского, функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.
1950-1960-е годы
являются эпохой расцвета
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. В конце 60-х годов психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы.
В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходиться оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, - данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику.