История научной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Издревле люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведение человека: некая «Тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или Боги, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Содержание

1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Античная психология.
2. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в 17веке и в эпоху Просвещения.
4. Направления психологии периода её становления и развития как самостоятельной науки. Учение Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера. Начало построения психологии как самостоятельной науки (Ф. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз). Роль А. Бине и В.Штерна в развитии психологии.
5. Направления в психологии 20века.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 55.34 Кб (Скачать файл)

Учение Дарвина изменило сам  стиль психологического мышления. Открылась возможность рассматривать актуально наблюдаемую реакцию организма не только как ответ на действующую в данный момент ситуацию, но и как реакцию, направленную на возможно более успешное поведение в предстоящих обстоятельствах. Присущая организму преднастройка на будущее, готовность действовать в ещё не возникших условиях (например, при угрозе существованию) выступали как эффект естественного отбора, как бы предоставляющего данному индивиду ценой жизни предшествующих поколений больше шансов на выживание.

Триумф дарвинизма окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования – такие, как дифференциальная психология (импульс которой придала идея Дарвина о том, что уже генетические факторы – наследственность – определяют различия между людьми), детская психология (Дарвину принадлежит «Биографический очерк одного ребёнка»), зоопсихология (работа Дарвина «Инстинкт») и другие.

Одновременно с Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ  Герберт Спенсер (1820 – 1903).

 

 Спенсер (1820-1903) был одним  из основателей философии позитивизма,  в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология. Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Исследуя роль психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом адаптации к среде. То есть психика возникает закономерно на определённом этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика  человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, а в процессе усложнения условий  жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни  – ощущение развивалось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились  многообразные формы психики. Такими формами являются: рефлекс, инстинкт, навык, ощущения, память, воля, разум. Идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала 20-го века.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества. Он говорил, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается  в процессе развития человеческого  общества. Одним их первых в психологии, Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного человека, делая вывод, что у современного человека более  развито мышление, в то время как  у первобытных людей было более  развито восприятие. Эти выводы позволили  учёным разработать сравнительные  методы психических исследований, которые  получили широкое распространение.

Так свершился крутой поворот в  движении психологической мысли. Из  «поля сознания» она устремилась  в «поле поведения».

 

 

 

 

 

 

    1. Начало построения психологии как самостоятельной науки.

К 70-м годам прошлого века появилась  потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную  науку стало возможным потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку  экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной  науки положили В.Вундт (1832- 1920) и  Ф. Брентано (1838-1917).

В.Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт (1875). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда  «Основы физиологической психологии». В нём предметом психологии был  признан «непосредственный опыт» - содержание сознания; главным методом  – интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В.Вундтом философ  Ф.Брентано изложил программу изучения психологии в работе «Психология с эмпирической точки зрения». Согласно Ф.Брентано, область психологии – это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление свет, другое – акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии. В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психология отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.

Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г.Эббингауз (1850-1909). Он экспериментировал мнемонические процессы, более сложные, чем сенсорные. В книге «О памяти» он изложил результаты проведённых на себе опытов с целью вывести законы, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал.

Психологическая практика требовала  информации о высших психических  функциях в целях диагностики  индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри Бине (1857-1911).в поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врождёнными интеллектуальными дефектами. Экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определённого возраста.

Позже германский учёный В.Штерн ввёл понятие «коэффициент интеллекта» (по-английски – Ай-Кью). По нему соотносился «умственный» возраст (определяемый по шкале А.Бине) с хронологическим («паспортным»). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная  работа, тем обширнее становилось  поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и  чувства стали трактоваться как  «инструменты» организма, работающие над решением задач, с которыми его  сталкивают жизненные ситуации.

В то время  в американской психологии возникает  её ведущее направление – бихевиоризм. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие  реакции. Сознание, как явление не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь реально проявляющееся поведение.

В рамках бихевиоризма были установлены  многие закономерности выработки навыков. Но были игнорированы важнейшие компоненты действия – мотивация и психический  образ действия как ориентировочная  основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор.

Такое понимание открывало широкие  перспективы для внедрения в  психологию статистических методов. Многие из них связаны с разработкой  Ф.Гальтона (племянника Ч.Дарвина) проблем генетики поведения, индивидуальных различий. Он применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти и других чувствительно-двигательных функций. Свои испытания он обозначил словом «тест», которое широко вошло впоследствии в психологический лексикон. Функционализм расширял предметную область психологии, охватывал психические функции как внутренние операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом с целью удовлетворить его потребность в приспособлении к среде.

В 1895 году заведующей кафедрой нервных  болезней Венского университета Зигмунд  Фрейд (1856-1939), пришёл к необходимости  теоретически осмыслить свой опыт врача  невропатолога, который не укладывался  в рамки традиционной трактовки  сознания. Он является основателем психоаналитической школы постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов. Психоанализ Фрейда оказал влияние почти на все современные психологические теории. Он был основан Фрейдом на рубеже 19-го -20-го столетий, т.е. именно в период ломки традиционных для того времени представлений о психике.

Возникновение новых направлений  в психологии, социологии и философии  обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационнстского подхода. Проблема бессознательных психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Направления в психологии 20-го века.

Самое начало 20-го века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно  развивается психоанализ – школа  психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых  человек описывался как система  из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом – «Оно» (Ид), «Я»(Эго), «Сверх-Я» (Суперэго). В этом конфликте «Оно» представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а «Сверх-Я» представляет собой требования социума, культуры. «Я» - та часть человесеской личности, которая находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия, оно осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

В США активно  развивается бихевиоризм – основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят – реакции на эти стимулы. Стимул – у древних римлян- заострённый прут, которым погоняли скот. Это сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие. Реакция – ответ организма на внешние или внутренние раздражения.

В Германии развивается гештальтпсихология, являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания.

Первая мировая  война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь  – психодиагностики, так как армии  требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине).

В 1930-1940-е  годы в Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены иммигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин  и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.  Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацистской Германии. Юнг продолжает развивать своё учение о коллективном бессознательном. Одним их немецких психологов переехавших в США был Карл Бюлер. Рассматривая развитие психики, он выделил три типа структур психики: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания, вспышек озарения (ага-реакция).

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные, с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Л. Г. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности ( не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание). Л.Г. Выготским и представителями французской психологической школы было введено понятие интериоризации. Что является формированием внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. По мнению Л. С. Выготского, функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.

1950-1960-е годы  являются эпохой расцвета психологической  науки, активного роста во множестве  направлений. Начинает развиваться  область, которая позднее получит  название «когнитивная психология»  - ведёт свои исследования механизмов  внимания. Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий. На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному. Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации – непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов.

Происходит  бурное развитие социальной психологии в США. В конце 60-х годов психология испытывает сильное влияние со стороны  мистики; развивается ряд школ тренингов  личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы.

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходиться оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, - данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику.

Информация о работе История научной психологии