Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, контрольная работа
Издревле люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведение человека: некая «Тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или Боги, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе. Античная психология.
2. Развитие психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения.
3. Развитие психологической мысли в 17веке и в эпоху Просвещения.
4. Направления психологии периода её становления и развития как самостоятельной науки. Учение Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера. Начало построения психологии как самостоятельной науки (Ф. Вундт, Ф. Брентано, Г. Эббингауз). Роль А. Бине и В.Штерна в развитии психологии.
5. Направления в психологии 20века.
Заключение.
Историческое рассмотрение конкретных фактов, важнейших событий и тенденций в процессе развития психологической науки позволяет констатировать, что до настоящего времени не сложилось единого подхода, общего понимания того, что же изучает психология. Различия точек зрения на самые центральные вопросы психологии, начиная с главного – вопроса о предмете психологии, а также различные подходы к пониманию личности, сущности психического развития, интеллекта настолько значительны, что, как писал Г. Олпорт, «иногда кажется, что кроме преданности своей профессии, психологов мало что роднит… относительно предмета исследования их мнения расходятся. В разных психологических подходах в качестве такового фигурируют: переживание, поведение, психофизические связи, сознательные мыслительные процессы, бессознательное, человеческая природа и даже «тотальность психического существования человека».
Психология началась с идеи души и, как проницательно заметил Л.С. Выготский, «психология как наука должна была начаться с идеи души». Далее он поясняет это положение, оценивая эту идею как «первую научную гипотезу древнего человека, огромное завоевание мысли». На протяжении более чем 20 столетий с её помощью объяснялись все процессы жизнедеятельности организма. Причиной такого воззрения на природу души было недостаточное знание о строении и работе тела. Великие открытия 16-17-го веков в различных науках и особенно в области анатомии и физиологии человека, оказали поистине революционное воздействие на представление о душе, способствовали коренному изменению взглядов на её функции. В 1623 году Ф. Бэкон подвёл итог этим исследованиям. Он пришёл к выводу о том, что функции души следует ограничивать психическими способностями.
На смену идеи души с исторической необходимостью пришло понятие о психике как предмете психологии. Критерий психического процесса в отличие от телесных ввёл в 17 веке Р. Декарт. Этим критерием он назвал сознание. Это – способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. В системе Декарта приобрело форму учение о двух противоположных субстанциях: души и тела. Их абсолютная разнородность составляет сущность декартовского дуализма, который на века определил направление разработки психологических проблем. Важнейшими из них стали проблема метода исследования сознания – им была провозглашена интроспекция, которая заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Этот метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: мыслей, образов, чувств, переживаний. После того, как В. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний.
Под влиянием успехов в биологии, и прежде всего эволюционной теории Ч. Дарвина по-новому поставили задачи изучения психики и привели сначала к появлению функционализма с его требованием изучать психику в её полезной функции, а затем к отказу от изучения психики – в бихевиоризме. Возникает бихевиоризм и поведение как предмет исследования, который пришёл на смену сознания. Поведение – внешне заметный ответ организма на воздействие окружающей среды.
Бегло очерченные некоторые важные повороты на пути развития научной психологической мысли были объективно обусловлены историческими причинами. С каждым из них связаны важные открытия, они сохраняют своё значение – имеют исторический смысл, являются, по словам Л. С. Выготского, «шагом к истине». Ни одлна из попыток прошлого не может быть отброшена в том числе и потому, что пока ещё психология не приблизилась к единому пониманию своей науки. Проницательно замечал Г. Олпорт: «осуждения заслуживает только тот, кто хотел бы запереть все двери, кроме одной».
История повествует, как психология овладевает предметом своего изучения.
Используемая литература:
Издательство: Академический проект, Москва, 2004г.
Издательство: Эксмо, Москва, 2008г.
Издательство: AKADEMA, Москва, 2004г.