Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.
Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Он считал совесть божественным даром, а ее содержание несущественно отличающимся от библейских заповедей.
С 8 по 12 в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские учение настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Арабская психология.
Известный ученый того времени Ибн аль – Хайсам сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно – научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами.
Он экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей.
Арабский мыслитель Ибн Сины (Авиценн), врач, разработал теорию двух истин, которая помогла вывести предмет изучения психологии из общего предмета богословия. Он доказывал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Изучая процесс познания, он подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно это вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах.
Его положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Используя факты практического изучения простейших реакций организма, он учил, что можно объяснить такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию.
Особое место отводил чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Т. о., за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение.
В ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из – за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом.
Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Он также подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Всеобщий разум, воздействуя на потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
Психология в позднем Средневековье 12 – 15 века.
Наиболее значительные психологические исследования в позднем Средневековье связаны со следующими именами.
Фома Аквинский в своей системе, получившей название томизм, стремился примирить богословие с наукой. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере. Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души. Отстаивал идею вечности души. Считал, что душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Так после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность.
Сенсуализм он рассматривал в качестве главного пути познания. Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум не может нормально работать без их данных, без органов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Подчеркивал, что образы связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции – направленности сознания и воли на какой – либо предмет.
Исходя из своего подхода
к познанию, Аквинский примирял и
позиции номинализма и
Роджер Бэкон схоластическим методом противопоставлял науки. Подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание. Ему принадлежит известный тезис: «Знание – сила».
Дунс Скот также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма.
Познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Он ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.
У. Оккама продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Он писал о существовании понятий разного уровня – одни из них являются знаками вещей, а другие – знаками понятий, т. е. знаками знаков. Отсюда и знание он делил на: наглядное и отвлеченное.
Т. о., знания о психике и путях ее изучения обогатились в Средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. Необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. Обращают внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз.
Развитие психологии в эпоху Возрождения.
Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио. Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т. д. Он утверждал, что эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.
Он считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Т. о., в его концепции впервые появилась идея гомеостаза. Так закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. Доказывал связь эмоций и разума со стремлением к адаптации. Концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.
О необходимости развивать естественно – научный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес. Он обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Ему принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Важное значение он придавал эмоциональности. Пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.
Испанский психолог Хуан Уарте ставил в качестве специальной задачи психологии изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности, требующих соответствующих дарований.
Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.
Он считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. Он мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе.
Т. ., в период Возрождения, напротив, психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности, строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.
23. «Открытый кризис» в психологии: общая характеристика основных направлений.
В начале 20 в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный, прежде всего с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Выяснилось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а тем более бессознательного, практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение (например, сделать предметом внешнюю активность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей.
На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли кроме логики становления самой науки и другие факторы – социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.
Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении.
О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что культура близится к закату, что свобода воли может привести человека к отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному.
Бергсон выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия, он доказал, что логическое знание односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания является интуиция.
Ученик Брентано Гуссерль, возражая против психологизма, т. е. против идеи о том, что психология может стать методологией всех наук о человека, выдвигал метод «феноменологической редукции», который позволяет высвободить сознание от наслоений культуры, личного опыта, пристрастий человека. Эти «чистые феномены», образованные в результате интенциональной (интенция - коммуникативное намерение говорящего) направленности сознания на внешний мир, и составляют его главное содержание.
Считалось, что в формировании новых оснований психологии может оказать поддержку естественные науки, которые находились тогда на подъеме.
Открытие в биологии, физике, генетике способствовали становлению психологических направлений. Данные генетики оказали влияние на анализ роли среды в процессе развития психики, понимание возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы пробрели в России, в которой в те годы была одна из наиболее сильных школ генетиков.