История развития психологии педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 06:37, контрольная работа

Краткое описание

Основные направления исследований 50-70-х годов. Дальнейшее развитие деятельностной парадигмы в отечественной психологии привело к разработке теоретических и прикладных аспектов педагогической психологии (исследования А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В, Запорожца, Д.Б. Эльконина), связанных с развитием идеи формирования знаний и умений.

Содержание

Введение……………………………………………………………
История развития психологии педагогического образования……….
Заключение………………………………………………………………
Список используемой литературы.……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

 Начавшаяся  в середине века научно-техническая  революция, изменившая характер  и содержание человеческой деятельности, обозначила приоритетность разработки  проблем возрастания творческого  потенциала личности, более высокого  уровня интеллектуального развития, которые активно разрабатываются  в инженерной психологии, психологии  труда и педагогической психологии. В инженерной психологии развертываются  исследования по изучению новых  особенностей профессиональной  деятельности человека, включенного  в сложную систему «человек  — машина», в психологии труда  усиливается внимание к изучению  особенностей новых типов профессий: оператора, летчика, диспетчера, наладчика  и др.

 В  исследовательской проблематике  профессионального обучения центральными  становятся вопросы формирования  и развития активной творческой  личности, специалиста, формирования  оперативного мышления, воспитания  высокого профессионализма в  трудовой деятельности. Значительное  внимание этой проблематике в 70-е годы стало уделяться в  педагогической психологии в  связи с разработкой проблем  обучения трудовой деятельности: формирование профессиональных  умений, политехнических знаний  и навыков, технического мышления, теоретических форм мышления, направленных  на формирование системных типов  ориентировки в объектах.

В современных психологических исследованиях (80—90-е годы) активно разрабатываются проблемы профессионального образования в контексте изучения проблем личности. Особенности личности, выступая профессионально важными качествами (в отличие от психофизиологических признаков), могут выступать как факторы успешности и надежности профессиональной деятельности. В этой связи особенности личности выступают важнейшими детерминантами профессионального обучения. Само формирование человеческой личности, как подчеркивают исследования Б. Ананьева, К. Платонова, происходит в значительной степени в профессиональной деятельности и под ее влиянием.

 Роль  личности в профессиональной  деятельности исследуется с позиций  того, что личностный подход —  это не просто учет индивидуальных  особенностей личности в профессиональной  деятельности, а прежде всего  изучение путей становления целостной  личности профессионала.

 В  настоящее время успешно разрабатывается  такая проблематика исследований  в психологии становления личности  в условиях профессиональной  деятельности как:

 —  анализ профессионально важных  качеств личности профессионала (Шадриков, 1982);

 —  целенаправленное формирование  профессионально важных качеств (Фирсова, 1989);

 —  исследование свойств личности  в профессиональной деятельности (особенности нейродинамики и  свойств темперамента, изучение  свойств нервной системы как  факторов успешности и надежности  в профессиональной деятельности, как критериев профотбора и  профориентации, изучение путей  приспособления человека к трудовой  деятельности);

 —  изучение профессиональной самооценки, эмоциональной устойчивости и  других личностных особенностей  регуляции профессиональной деятельности;

 —  исследование целостной личности (теории индивидуальности Л. Тайлера, Д. Сьюпера) в профессиональной деятельности;

 —  изучение закономерностей развития  личности профессионала в возрастном  аспекте, в связи с изучением  роли профессиональной деятельности  в становлении личности, а также  с исследованиями проблемы целенаправленного  формирования личности профессионала.

Заключение. Таким образом, подчеркивается уникальность профессиональной деятельности в становлении личности, рассматриваются детерминанты развития профессионала, его жизненного пути.

 Важным  направлением в современных исследованиях  является изучение таких психологических  проблем профессиональной деятельности, как профессиональное самоопределение  личности, психологические аспекты  построения технологии профессионального  образования (формирование профессионального  мышления и знаний в обучении, формирование политехнического  мышления широкопрофильного специалиста, формирование познавательной активности  в процессе обучения, формирование  профессиональных умений и навыков).

 Весь  комплекс исследуемых проблем, связанных  с психологическим обеспечением  современного профессионального  образования, создает условия для  решения актуальных проблем современного  профессионального образования. Следует  подчеркнуть важность системного  анализа психологических исследований, их взаимосвязь с разработкой  содержания и методов обучения  и воспитания профессионала в  образовательных учреждениях разного  уровня.

Список используемой литературы.

1. Поляков  С.Д. Сужение реальности, или О  границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.149.

2. Психология  и педагогика / Под ред. А.А.Радугина.- М.: Центр, 2003. - 256с.

3. Психолого-педагогическая  диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.

4. Реан  А.А. Педагогическая психология: научно-психологические  основы практики образования (Рецензия  на книгу И.А. Зимней "Педагогическая  психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.

5. Сластенин  В.А., Каширин В.П. Психология и  педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.

6. Столяренко  А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.

7. Столяренко  Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов  н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.

 

 

 


Информация о работе История развития психологии педагогического образования