История связей с общественностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR;
2. Проанализировать особенности PR в России;
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России;
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России:
· рассмотреть и проанализировать деятельность ведущего на российском рынке PR-агентства.

Содержание

Введение 1
I глава. Теоретические основы проблемы развития PR в России и зарубежом 3
1.1 История возникновения и развития PR 3
1.2 Американский период PR 3
1.3 Предпосылки появления PR в России и его особенности 6
II глава. Опытные исследования по выявлению этапов развития PR в России 8
2.1 Характеристика этапов развития PR в России 8
1985 - 1991 гг. «PR в период перестройки и гласности» 9
1991 - 1996 гг. «Государственный Pr в условиях формирования новой российской системы власти» 12
1996 - 2000 гг. «Государственный ПР в условиях номенклатурного реванша» 13
2000 - 2001 гг. - «PR. В начале нового века» 13
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России 14
2.2.1 Пиарщики как социальная группа 15
2.2.2 Образование в области PR 16
2.2.3 История РАСО 16
2.2.4 Деятельность агентства «Обратная связь» 18
2.2.5 Перспективы развития PR в России 20
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Приложения 22
Приложение 1 22
СПРАВКА: 22
Приложение 2 24
СПРАВКА: 24

Вложенные файлы: 1 файл

история со.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

Немаловажную роль в развитии PR сыграл ещё один фактор. Возникновение  могущественных монополий, концентрация богатства и власти вызвали в  начале XX в. мощную волну протестов, в свою очередь, инициировавших серию  реформ. Борьба противоборствующих сил  во многом сформировала современный Public Relations.[2]

3. «Эра убеждения» (середина  ХХ в.)

Цель: влияние на общественное мнение и поведение.

Характер коммуникаций: двусторонняя.

Где практикуется в настоящее  время: конкурентно-ориентированный  бизнес.

Самой известной фигурой  этого периода стал Э. Бернайз -- первый теоретик в области PR. C 1950-х гг. Public Relations стал отдельной профессией со своим предметом исследования, и  ряд появившихся в то время  учебников подкреплял нарастающую  тенденцию к необходимости обучения этой профессии.[3] Происходит консолидация PR-сообщества, создаются международные  объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. -- Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. -- Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.

4. «Эра взаимовлияния» (конец  ХХ в.)

Цель: взаимопонимание и  разрешение конфликтов.

Характер коммуникаций: двусторонняя.

Где практикуется в настоящее  время: регулируемый бизнес, правительство, некоммерческие организации.

В постиндустриальном информационном обществе происходит ускоренный рост высоких технологий и увеличение числа коммуникационных каналов. Возрастает спрос на PR-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере. Интернет открывает новые возможности  для развития PR. Связи с общественностью  распространяются вширь и вглубь, становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. На этой волне PR проникает и в Россию.

1.3 Предпосылки  появления PR в России и его  особенности

Появление в России PR как  области профессиональной прикладной и научной деятельности было вызвано  объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов. Общество, не восприимчивое  к прямолинейным пропагандистским акциям, выработало определённую социальную апатию для защиты от давления пропаганды. Эта апатия осталась со времён СССР и до сих пор тормозит развитие демократического общества, так как  многие действия новой власти не находят  поддержки и понимания у граждан. В этих условиях востребованности PR, как механизма построения равноправного  диалога, очевидна. Однако процесс становления  паблик рилейшнз в России значительно  затруднён в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного  характера. Основное место среди  этих причин занимают серьёзный социально-экономический  кризис и постоянная политическая конфронтация.

Но, несмотря на серьёзные  трудности, уже сейчас можно говорить о существовании в России PR как  сферы профессиональной деятельности. Однако профессионалы в области  паблик рилейшнз находятся в очень  сложном положении, так как они  вынуждены не просто работать в трудных  условиях, доказывая тем самым  право PR на существование, но и постоянно  стремятся сломать существующий в обществе стереотип негативного  отношения к PR, возникший после  ряда нашумевших избирательных кампаний, во время которых широко применялись  нелегитимные политические технологии, выбросы компромата и т.п. В результате в массовом сознании такие термины  как "паблик рилейшнз", "избирательные  технологии", да и просто слово "технологии" применительно к политике, стали  едва ли не ругательными. "Масла в  огонь" постоянно "подливали" СМИ, активно эксплуатировавшие выражения "чёрный PR", "грязные технологии" и др. [4] "Черный PR" - словосочетание, родившееся в ответ на внедрение  политтехнологий в начале 90-х  годов и наложившее отпечаток  на отрасль в целом. Изменение  ситуации в политическом PR возможно лишь при повышении социальной ответственности  и формировании устойчивой гражданской  позиции в обществе. PR - сфера факультативная, зависимая от позиций участвующих в ней субъектов. Как искусствоведение отражает реальное положение дел в искусстве, так и связи с общественностью существуют на том материале, который предлагает им демократическое общество. [5]

Десять лет, в течение  которых активно развивается PR в  России, слишком маленький срок, для того, чтобы оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере.

Но, по мнению Марины Шишкиной, председателя РАСО и декана факультета журналистики СПбГУ, первый этап становления  уже произошел. Принятие кодекса  профессионалов в области связей с общественностью доказывает, что PR-профессионалы чувствуют ответственность  за свою работу, понимая последствия  неэтичных методов работы.

Практика PR возникла в России в силу таких объективных причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление (чаще вынужденное) власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений.

В стремительном развитии практики PR сегодня сомневаться  не приходится, так как уже сейчас нишу на рынке PR-услуг занимают десятки  фирм, наиболее крупные из которых  оказывают существенное влияние  на российскую политическую конъюнктуру.

Большинство отечественных  исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а  международные PR-агентства открыли  первые представительства в Москве.

На фоне стремительно развивающейся  практики PR, научная деятельность в  этой области представляется менее  масштабной. Практически не разработана  институциональная концепция PR как  науки, её методическое наполнение и  даже понятийная база. Однако, по нашему мнению, подобное отставание науки  от практики в данном случае вполне естественно, так как науке PR по сути присуща практическая ориентация. В  этом смысле её следует сравнивать с такими прикладными науками, как  медицина, химия и другие, в которых  теоретические основы формируются  на основе обширной практики, и только затем наступает этап научного обобщения  и выработки концептуальных положений.

Феномен российского PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой  основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично  развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными  процессами, а также существенно  влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. А это, в свою очередь, является свидетельством демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества.

Безусловно, вопросы становления  и развития PR, его методологии  требуют дальнейшего детального изучения и являются частью одной  из самых перспективных тем для  исследования. [4]

II глава. Опытные исследования по  выявлению этапов развития PR в  России

2.1 Характеристика  этапов развития PR в России

В России до XX в. элементы PR в  политике и бизнесе, безусловно, присутствовали, хотя и в гораздо меньших масштабах, чем в США.

Сама история взаимоотношений  власти и народа на Руси является ярким  примером постоянного проведения акций  по «связям с общественностью». Начиная  с чтения царских указов на Лобном месте Красной площади, публичных  казней и пыток, определявших лицо власти, и кончая внутридворцовыми интригами  и переворотами, - всё это можно  смело отнести к мероприятиям PR.

В дальнейшем - с развитием  социальных структур общества - усиливалась  необходимость учёта общественного  мнения при принятии политических и  социально экономических решений.[2]

1917 Г. «PR В ПЕРИОД БОРЬБЫ  БОЛЬШЕВИКОВ ЗА ВЛАСТЬ»

В этот период широко использовались разнообразные приёмы и методы воздействия  на массы. Весь мир давно признал, что глобальным социальным изменениям он обязан тому, что произошло в  России в 1917 г. перед Октябрьской  революцией в России стали складываться и современные политические технологии.

В апреле 1917 г. партия большевиков - Российская социал-демократическая  рабочая партия, затем РКП(б) - открыто  заявила о намерении взять  власть в свои руки. Это, как казалось, была не самая могущественная партия из 200 насчитывавшихся на тот момент в России. Но именно ей удалось захватить, а главное - удержать власть. Во многом - благодаря революционной пропаганде. Умелому влиянию на массовое сознание российских граждан, наступательному  характеру идеологической работы, использованию  широкого ассортимента приёмов и  методов воздействия на общественное мнение.

Большевики смогли организовать десятки газет и других печатных изданий, которые без устали разъясняли гражданам России, что интересы народа может представлять лишь партия РКП(б). причём задействовалась не только партийная  пресса, но и вполне респектабельная  газета. К примеру, «Русское слово», выпускавшееся известным московским издателем Иваном Сытиным и бывшее весьма авторитетным источником для  граждан России.

Инструментарий пропагандистской машины большевиков отличался широтой  и разнообразием. В первую очередь, использовались слоганы, производившие  в те политизированные времена заметное впечатление на народные массы. Они  привлекали своей простатой и  готовностью «указать врага», что  отвечало ожиданиям простых людей. К наиболее удачным можно отнести: «Землю - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!», «Мир - солдатам!» и т.д.

Итак, эффективные методы пропаганды и PR во многом способствовали успеху октябрьского переворота 1917 г. и последующему укреплению власти большевиков. О том, насколько большое значение большевики придавали СМИ, красноречиво говорит такой факт: в первые же дни после захвата власти они закрыли всю не принадлежавшую им прессу.[2]

В дальнейшем элементы PR активно  использовались в СССР в период «борьбы  с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации страны, Великой  Отечественной войны, послевоенного  восстановления народного хозяйства  и контрпропаганды в ходе «холодной  войны». [1]

На мой взгляд, одним  из важных этапов становления PR в России является ситуация в указанной сфере  накануне и после распада СССР. Именно в этот период происходит формирование российского Public Relations.

1985 - 1991 гг. «PR в  период перестройки и гласности»

Основы трансформации  взаимоотношений системы власти и общества при помощи профессиональных инструментов PR были заложены именно в  этот период. Чему во многом способствовала потребность новой властной формации в демонтаже прежних идеологических стереотипов. Процесс трансформации  сопровождался значительным ослаблением  цензуры в СМИ, форсированным  изучением и простым копированием зарубежного опыта PR, наряду с попытками  определенной деидеологизации внешнеполитической пропаганды и значительной корректировкой внешнеполитического курса в  целом.

Центральными государственными площадками по реализации PR -проектов и информационных кампаний тогда  являлись Пресс-центр МИД СССР, государственные  информационные агентства ТАСС и  АПН, государственное телевидение  и радио. Аналитическим обеспечением PR - активности госструктур наряду с  Идеологическим отделом, Отделом пропаганды ЦК КПСС и другими ключевыми властными  структурами, занимались профильные научные  и научно-исследовательские институты, на базе которых впоследствии были сформированы некоторые ныне действующие  частные PR -агентства и центры политического  консультирования.

Роль партийного и государственного аппарата в формировании государственных PR-структур «нового поколения» можно  назвать определяющей. [6]

Аппарат играет важную роль не только в подготовке текстов решений, заявлений и речей, но и в формировании мыслей руководства номенклатуры, ведущих  к этим текстам. <...> В распоряжении номенклатурной верхушки - море информации. Это море создают министерства и  ведомства. Госкомитет по статистике, корреспонденты ТАСС, спутники-шпионы, осведомители КГБ, посольства и торгпредства, агенты и радиоперехватчики, зарубежные компартии и иностранные дипломаты - словом, источников много. Но все кажется  недостаточным: пожалуй, ни в одной  стране правящая верхушка не изыскивает с таким остервенением все  новые возможности получения  информации, как в Советском Союзе [7].

Реформирование аппарата ЦК КПСС было осуществлено в октябре 1988 года. До этого момента в его  структуре было 20 отделов (включая  Отдел пропаганды). В 1999 году осталось всего 10 отделов. Из интересующих нас - Идеологический отдел и Отдел  для связей с общественно-политическими  организациями. Аппарат активно  боролся за выживание и гибко  реагировал как на изменения, происходящие в обществе и за рубежом, так и  на динамику взглядов в партийной  верхушке. Центр тяжести в идеологической работе явно и стремительно перемещался с внешнеполитического на внутриполитическое информационное поле.

В секретариате Генерального секретаря ЦК КПСС, Президента СССР появились должности пресс-секретарей, был значительно усилен и «омоложен» журналистский пул Министерства иностранных дел СССР.

Тогда же были сформированы базовые пресс-центры и пресс-службы высших органов законодательной  и исполнительной власти (как на уровне СССР, так и РСФСР). Основными  функциями этих структур являлись организация  информационно-издательской деятельности органов власти, информационное обеспечение  государственных СМИ, аккредитация журналистов и работа с обращениями  граждан. В то же время начиналось подключение к участию в масштабных информационных и PR-кампаниях.

В 1991 году после отмены руководящей  роли КПСС (март 1990), и изменения общего информационного фона в сторону  одноуровнего противопоставления «коммунизм - антикоммунизм (демократия + рынок)», появились первые официально зарегистрированные, альтернативные политические партии: Либерально-демократическая партия СССР и Демократическая партия России (в 1992 году Минюст РФ зарегистрировал  уже 20 политических партий). Их появление, выход на рынок альтернативной партийной  периодики и пропаганды, наряду с  фракционным и идеологическим противоборством  внутри союзного и российского парламентов (и между ними) также оказали  определенное влияние на активизацию  процессов в сфере идеологии  и Public Relations.

Информация о работе История связей с общественностью