История становления и развития социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

В ходе работы над рефератом я ставлю перед собой следующие задачи и вопросы:
1Осмыслить понятие социальной психологии .
2.Когда и где была зарождена социальная психология?.
3. Какие науки связывает социальная психология?
4.Проследить развитие социальной психологии в отечественной и зарубежной истории.

Содержание

1.Введение_________________________________________________3стр.
2.История становления и развития социальной психологии ________4стр.
2.1.История отечественной психологии _________________________5-11стр.
2.2.Становление современной социальной психологии за рубежом___11стр.
5.Заключение_______________________________________________12стр.
6.Список используемой литературы. _______________________

Вложенные файлы: 1 файл

История социально- психологических учений..docx

— 27.90 Кб (Скачать файл)

Труды Б.Г.Ананьева,С.Г.Рубинштейна, разработавших методологические принципы психологии-принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, культурно-исторический концепции,-заложили теоретический и методологический фундамент социальной психологии.

Второй  блок проблем касался социальной психологии коллектива. «лицо» социальной психологии в этот период определили взгляды А.С.Макаренко, который вошел  в ее историю как исследователь  коллектива и воспитания личности в  коллективе. Ему принадлежит определение  коллектива, которое стало исходным в разработке социально- психологической  проблематики в последующие десятилетия.

Третий  блок проблем в этот период был  связан с практической ориентацией  социальной психологии. Проводились  исследования школьных коллективов, формирования личности, механизмов взаимоотношений  коллектива и личности, роли руководителя в педагогическом процессе. Зарождалась  практическая психология отношений.

4-й  период: возрождение  социальной психологии.(Вторая половина 50-х-70-е гг. XX в.) Этот период характеризуется «потеплением» обшей идейно-политической атмосферы в обществе, ослаблением администрирования в науке, снижением идеологического контроля, демократизацией во всех сферах  жизни. Общая психология стала надежной опорой для развития социальной психологии.

В нашей  стране начался период возрождения  социальной психологии и ее формирования как самостоятельной науки. Критериями ее самостоятельности выступили:

  • Осознание представителями этой науки уровня ее развития и состояния исследований;
  • Определение места данной науки в системе других наук;
  • Определение предмета и объектов ее исследований;
  • Выделение и определение основных категорий и закономерностей;
  • Институционализация науки;
  • Подготовка специалистов, публикации трудов, учебников;
  • Организация съездов, конференций, симпозиумов.

Начало  рассматриваемого периода связывают с дискуссией по социальной психологии, открывшаяся публикацией статьи А.Г.Ковалева «О социальной психологии».

Обсуждение  продолжалось на страницах журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», на II съезде психологов СССР, на многочисленных конференциях, семинарах и т.д. Содержанием дискуссий были предмет социальной психологии, ее место в системе наук, методы исследования, практической потенциал, основные направления ее дальнейшего развития и актуальные задачи этой дисциплины.

Завершением четвертого периода, логически переходящего в современное состояние, была кристаллизация социально-психологической проблематики. 
 
 
 
 
 
 

Становление современной социальной психологии за рубежом.

Своеобразной  датой рождения социальной психологии считается 1908г., когда одновременно появились на свет работы психолога  В.Макдугалла «Введение в социальную психологию» и социолога Э.Росса  «Социальная психология».

Начало  научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В.Меде в Европе и Ф.Олпорта в США  в 20-е гг. XX в.. Они сформировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии выделились три теоретические школы: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология. Особенно привлекательным были идеи бихевиористского подхода, наиболее соответствующие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. Под влиянием экспериментальной методологии, которую социальная психология начала интенсивно использовать в период между двумя мировыми войнами, первоначальная интегративная задача «социализации» психологии в основном редуцировалась до изучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальное поведение в лабораторных условиях.

Теоретико-методологическое  развитие западной социальной психологии происходило в русле общепсихологических  направлений- бихевиоризма и фрейдизма, так и согласно научным разработкам  новых собственно социально-психологических  школ и направлений, к которым  относятся:

1.Необихевиоризм;2.Неофрейдизм; 3.Теория поля и группы динамики;4.Социометрия; 5.Гуманистическая школа; и т.д.

Заключение.

В процессе работы над рефератом я ответила на вопросы, поставленные передо мною в начале составления реферата.

Понятие социальной психологии: Социальная психология- это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно- психологических явлений, которые выступаю результатом взаимодействия людей (их групп) как представителей различных общностей.

А также  стало известно, что дата своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908г., когда одновременно появились на свет работы психолога  В.Макдугалла.

Теперь  можно сделать вывод, что социальная психология в разных странах развивалась  по-разному, но общие идеи  также  имеются в процессе познания социальной психологии как науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература:

1.В.А.Соснин, Е.А.Красникова «Социальная психология».Москва.2010г.

2.Е.Н.Мананикова «Социальная психология».Москва.2009г.

3.Г.М.Андреева «Социальная психология».Москва.2000г. 


Информация о работе История становления и развития социальной психологии