Министерство транспорта Российской
Федерации
Федеральное агентство железнодорожного
транспорта
ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный
университет
путей сообщения»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра Психология
Курсовая работа на тему:
«Коммуникативная компетентность
как профессионально важное качество»
(на примере
разнотипных профессионалов)
Студентка 738 группы
Старых Т.А.
Руководитель работы
Сокольская М.В.
ХАБАРОВСК
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА
……………………………………………….………..…..6
- Подходы и концепции коммуникативной
компетенции …….……...6
- Методы диагностики и развития
коммуникативной компетентности…......................................................................................................12
- Понятие профессионально важных
качеств………………………....18
- Понятие и типы профессий…………………………………………...20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАЗНОТИПНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛОВ……………………………………………………………...23
2.1Обоснование выбора
методик исследования коммуникативной
компетентности …….……………………………………………………………....23
2.2 Описание результатов
исследования………………...……………..…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………….....37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..…………...39
ВВЕДЕНИЕ
Человек – социальное существо, живущее
в условиях взаимодействия и общения с
людьми. Социальная жизнь возникает и
развивается ввиду наличия зависимостей
между людьми, что создает предпосылки
взаимодействия людей друг с другом.
В последние годы наблюдается значительная
интенсификация отношений в сфере общения.
Бурное развитие средств связи и транспорта
активизировало обмен информацией разного
содержания. Компетентность в сфере общения
стала одной из главных составляющих высокого
профессионального уровня специалиста
в любой области человеческой деятельности.
Это относится не только к таким профессиям
как менеджер, работник сферы обслуживания,
педагог, врач, социальный работник, где
требуется специальная коммуникативная
подготовка, но и практически ко всем остальным
типам профессий.
Коммуникативная компетентность относится
к ключевым компонентам, являющимся неотъемлемой
частью профессиональной компетентности.
Коммуникативная компетентность входит
в перечень знаний, необходимых для выпускников
вузов, что отмечено в ГОСТе, как один из
важнейших компонентов образования.
Актуальность
исследования
Проблема коммуникативной компетентности
наиболее актуальна на данный момент,
поскольку от уровня развитости коммуникативной
компетентности зависят отношения не
только в профессиональной, но и в личностной
сфере. Общение, является главной составляющей
жизни человека, а коммуникативная компетентность
- составляющий фактор успешности в общении.
Коммуникативная компетентность в практическом
плане, есть фактор эффективного общения,
который складывается из личностной и
операциональной составляющих.
К сожалению, в данный момент эта проблема
мало изучена. Существует масса противоречий
и несовпадение взглядов, на данную проблему.
Исследователи до сих пор не могут определить,
какие методики необходимы для наиболее
точного и полного определения коммуникативной
компетентности.
Цель: выявить взаимосвязь между
личностными особенностями и уровнем
коммуникативной компетентности профессионалов
Гипотеза: Личностные особенности профессионалов
влияют на уровень коммуникативной компетентности
Объект : Коммуникативная компетентность
Предмет: Коммуникативная компетентность
как профессионально важное качество
разнотипных профессионалов
Задачи:
1. Изучить теоретические
основы коммуникативной компетентности
2. Изучить методы диагностики
и развития коммуникативной компетентности
3.Изучить специфику профессий
и профессионально важных качеств
4.Дать качественную и
количественную оценку коммуникативной
компетентности разнотипных профессионалов
Для решения поставленной цели
и задач использовалась совокупность
взаимодополняющих методов исследования:
Теоретически была изучена
и проанализирована специальная, методическая
и психологическая литература следующих
авторов: Андреева Г.М. Буртовая Н.Б., Зимняя
И.А., Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Карпов
А.В.,Петровская Л.А. и др.
Для реализации эмпирического
исследования нами были выбраны следующие
методики:
Методика диагностики
коммуникативной социальной компетентности
(КСК)
Оценка уровня общительности
(В.Ф. Ряховского).
Факторный личностный
опросник Р. Кеттелла.
Для обработки полученных данных
мы использовали метод математической
статистики корреляционный анализ по
r-критерию Пирсона.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА
1.1 Подходы и концепции коммуникативной
компетенции
В настоящее время в отечественной
психологии в исследовании коммуникативной
компетентности сложилось два подхода:
теоретический и практический.
В рамках теоретического подхода
исследователи рассматривают понятие
коммуникативной компетентности, процессы,
условия и факторы, определяющие ее изменение,
разрабатывают теоретические концепции
и модели коммуникативной компетентности,
определяют ее место и роль в эффективном
общении и взаимодействии, выделяют ее
структуру.
Одни авторы рассматривают
коммуникативную компетентность
как отдельную характеристику
личности (Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко,
Л.А.Цветкова, О.И. Муравьева, И.В. Макаровская),
другие – как часть более широкого
понятия (В.Н. Куницина, В.А.Спивак), третьи
– как часть других видов компетенций,
и как отдельную характеристику личности
одновременно (Ю.М. Жуков), четвертые –
как индивидуальное качество и определенное
состояние сознания группы людей (Ю.Н.Емельянов)[4,
с. 165].
Представители практического
подхода акцентируют свое внимание на
процессе развития и совершенствования
коммуникативной компетентности: разрабатывают
методы развития коммуникативных умений
(Л.А. Петровская,В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящева,
А.С. Прутченков, Е.В.Сидоренко, С.И. Макшанов),
реализуют программы повышения коммуникативной
компетентности (Г.Н. Николаева,Е.М. Горюнова,
И.К. Гаврилова и др.), предлагают практические
рекомендации для эффективного общения
(И.Атватер, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков)
[4, с. 160].
Подходов и концепций относительно
проблемы и понятия коммуникативной компетентности
в отечественной психологии достаточно
много. Так, М.А. Хазанова рассматривает
коммуникативную компетентность как владение
языком, умение ориентироваться в объекте
общения для создания прогностической
модели его поведения, эмпатию, личностные
характеристики (адекватная самооценка,
социальная направленность) самого субъекта
общения. По мнению Г.М. Андреевой – это
способность к ориентации, а, по мнению
Г.С. Трофимовой, ориентированность в различных
ситуациях общения. Л.Д. Столяренко утверждает,что
коммуникативная компетентность представляет
собой способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми.
Л.А. Петровская считает, что это система
внутренних ресурсов, необходимых для
построения эффективного коммуникативного
действия в определенном кругу ситуаций
межличностного взаимодействия. Коммуникативная
гибкость – есть коммуникативная компетентность
– такова точка зрения О.И.Муравьевой.
Е.В. Клюев и И.Н. Горелова считают, что
коммуникативная компетенция – есть рабочий
набор коммуникативных тактик и стратегий,
присущих индивиду или группе индивидов
[12, с. 64].
В.Н. Куницына определяет коммуникативную
компетентность как «владение сложными
коммуникативными навыками и умениями,
формирование адекватных умений в новых
социальных структурах, знание культурных
норм и ограничений в общении, знание обычаев,
традиций, этикета в сфере общения, соблюдение
приличий, воспитанность; ориентация в
коммуникативных средствах, присущих
национальному, сословному менталитету
и выражающих его, освоение ролевого репертуара
в рамках данной профессии» [6].
Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную
компетентность как ситуативную адаптивность
и свободное владение вербальными и невербальными
средствами социального поведения, а меру
коммуникативной компетентности как степень
успешности задуманных актов влияния
и использования средств, чтобы произвести
впечатление на других людей [12,с.3].
Выделяют различные типы коммуникативной
компетентности: по качеству – продуктивная
и реподуктивная (Л.А. Петровская), первичная
и вторичная (Т.Ю. Осипова); по широте –
общая и профессиональная (Ю.Н. Емельянов),
по специфике – компетентность слушания
и компетентность высказывания (И.В. Макаровская).
Э.Ф. Зеер, И.Г. Климкович, А.В. Хуторской,
Н.В.Яковлева и другие раскрывают содержание
понятия компетентность через призму
деятельности. Возможно в связи с этим
понятия «компетентность», «коммуникативная
компетентность», «профессиональная компетентность»
употребляются в научных работах как синонимичные.
[10, с. 40].
Рассматривая коммуникативную
компетентность личности необходимо выделить
ее структурные компоненты.
По вопросу о структуре коммуникативной
компетентности также имеется несколько
подходов:
1) исследователи делают
акцент на когнитивной составляющей
этого феномена, т.е. на знаниях и способностях,
необходимых для построения общения (В.П.
Захаров, В.А. Лабунская, Е.В. Руденский,
З.С. Смелкова, Н.Ю. Хращев);
2) описание структуры
коммуникативной компетентности
дается через коммуникативные
умения (А.В. Захаров, А.В. Мудрик);
3) Структурными элементами
коммуникативной компетентности
являются и коммуникативные знания,
и коммуникативные способности,
и коммуникативные умения (Е.В. Сидоренко);
4) в составе коммуникативной
компетентности кроме знаний, умений
и навыков выделяются личностные
особенности (Л.И. Берестова, Ю.Н. Емельянов,
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.С. Семенов,
А.А. Кидрон и др.). Л.М. Митина выделяет
коммуникативную компетентность как отдельную
подструктуру профессиональной компетентности
наряду с деятельностной (знания, умения,
навыки и способы осуществления профессиональной
дея-тельности). [10, с. 30].
Ю.Н. Емельянов в структуре коммуникативной
компетентности выделяет следующие компоненты:
1. Общие способности (обучаемость);
2. Коммуникативные знания, умения,
навыки (свободное владение вербальными
и невербальными средствами социального
поведения), собственно невербальные средства;
организация индивидом межличностного
пространства на своей территории, согласно
социальным нормам;
3. Личностные переменные:
Я-концепция; пластичная-ригидная установка;
экстернальность, интернальность [3, с.78].
Н.Б. Буртовая в структуре коммуникативной
компетентности выделяет социально-психологический,
индивидуально-психологический и
психофизиологический уровни. На социально-психологическом
уровне коммуникативная компетентность
проявляется во взаимодействии людей
в процессах деятельности, общения, познания.
Коммуникативная компетентность на этом
уровне позволяет строить коммуникацию
на предвидении ее результатов, удовлетворении
социальных потребностей. Ее формирование
на этом уровне происходит как стихийно
в процессе формального общения и воспитания
на основе целенаправленного обогащения
знаний, умений, навыков, привычек. Коммуникативную
компетентность на индивидуально-психологическом
уровне определяют особенности ощущений,
восприятия, внимания, памяти, мышления,
воли, эмоций, воображения, психическое
состояние субъекта. На психихофизиологическом
уровне определяют тип высшей нервной
деятельности, темперамент, экстра- и интровертированность,
возрастные и гендерные различия [2, с.134].
Е.В. Руденский выделяет в коммуникативной
компетентности такие составляющие, как
коммуникативно-диагностическую (диагностика
социально-психологической ситуации);
коммуникативно-прогностическую (предвидение
результатов общения); коммуникативно-программирующую
(подготовка к коммуникации, содержание,
цели, приемы); коммуникативно-организационную
(средства привлечения внимания к предмету
коммуникации).
Он также выделяет семь групп
коммуникативных умений:
1. Речевые умения, связанные
с овладением речевой деятельностью
и речевыми средствами общения:
умение грамотно и ясно сформулировать
свою мысль; достигать желаемой
коммуникативной цели; осуществлять
основные речевые функции; говорить
выразительно; высказываться «целостно»,
т.е. достигать целостности высказывания;
высказываться логично и связно;
выражать в речевой деятельности
собственную оценку прочитанного или
услышанного.
2. Социально-психологические
умения связанные с овладением процессами
взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания,
взаимоотношения, взаимопроявлений и
взаимовлияний: умение психологически
верно и в соответствии с ситуаций вступать
в общение; поддерживать общение, психологически
стимулировать активность партнеров;
психологически точно определить «точку»
завершения общения; максимально использовать
социально-психологические характеристики
коммуникативной ситуации для реализации
своей стратегической линии; прогнозировать,
возможные пути развития коммуникативной
ситуации, в рамках которой разворачивается
общение; прогнозировать реакции партнеров
на собственные акты коммуникативных
действий.
3. Психологические умения,
связанные с овладением процессами
самомобилизации, саморегуляции: умения
преодолевать психологические барьеры
в общении; снимать излишнее напряжение;
эмоционально настраиваться на
ситуацию общения; адекватно ситуации
общения выбирать жесты, позы, ритм
своего поведения; мобилизоваться
на достижение коммуникативной
цели; распределять свои усилия
в общении.
4. Умение использовать
в общении нормы речевого этикета
в соответствии с конкретной
коммуникативной ситуацией: реализовывать
ситуативные нормы обращения
и привлечения внимания; организовывать
знакомство с партнерами; использовать
ситуативные нормы приветствия;
высказывать совет, предложение, упрек,
сочувствие, пожелание и т.д.
5. Умения использовать
невербальные средства общения:
применять паралингвистические
средства общения (интонация, пауза,
темп, громкость, тональность, мелодика);
экстралингвистические средства (смех,
шум, аплодисменты и т.д.); кинетические
средства общения (жест, мимика); проксемические
средства общения (позы, движения, дистанция
общения).