Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:53, реферат
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.
- Замечательно,^ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками.
Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Психолог может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех.
- Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи, и говорит:
- Зайчик принес с собой мешок овощей. Давайте посмотрим, какие здесь есть овощи.
Психолог достает овощи из мешочка и показывает детям.
- А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку! Подержите морковку в руках, потрогайте ее пальчиками. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я все сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдете морковку.
Дети поочередно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку.
- Спасибо, ребята, помогли зайчику отыскать морковку!
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!»
Занятие 9
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Задачи:
> снятие эмоционального напряжения и агрессии;
>снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
>обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
набор для выдувания мыльных пузырей;
магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;
мячи;
мячи для подскоков (хоппы).
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку: В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел - лопнул!
Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.
- Сколько пузырей я выдула?
- Какой формы пузыри?
- Какого размера были пузыри?
- А какого цвета вы видели пузыри?
Разноцветные(подытоживает психолог). А что делали пузыри?
- А что вы делали?
Много.
- Круглые.
- Большие
и маленькие.
- Белые, голубые, розовые, желтые, зеленые.
- Летали, лопались, кружились, поднимались, опускались, сталкивались.
- Мы надували пузыри, ловили пузыри, прыгали...
■ Дети садятся в круг. Психолог поет песенку «Ладуш-, ки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Ладушки-ладошки,звонкие хлопошки...
Хлопали в ладошки, хлопали немножко.
Да...
Пену мешали, пузыри пускали, Пузыри летали, деток забавляли.
Ритмично хлопают в ладоши.
Кладут ладони на колени. Имитируют движения.
Да....
Кулачки сложили, кулачками били: «Тука-тука, тука-тук!» «Тука-тука, тука-тук!»
Да... :
Ладушки плясали,
Деток забавляли,
Так они плясали,деток забавляли.
Да...
Ладушки устали, ладушки поспали, Баю-баю-баюшки,баю-баю-
Кладут ладони на колени. -
Складывают ладони в кулачки.Стучат кулачками друг о друга.
Кладут ладони на колени.
Сжимают и разжимают кулачки.
Кладут ладони на колени.
Кладут ладони, сложенные «лодочкой» под правую, затем под левую щеку.
Кладут ладони на колени.
■ Все берутся за руки и встают в маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,'
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.
Да,
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коленям.
Дети выполняют задание.
- Вспомните, как плавно покачивались в воздухе пузыри. Попробуйте это изобразить.
Дети выполняют задание.
Взрослые помогают детям раскачиваться вперед-назад.
- Ну-ка, пузыри, собирайтесь в баночку. Дети подбегают к психологу и встают вплотную друг к другу.
- Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.
Психолог гладит рукой детей по волосам.
- Проверим, все ли пузыри собрались в баночку. Называет детей по именам, встречается с ними глазами.
- Раз, два, три, надуваю пузыри! Дети разбегаются по группе.
Звучит громкая плавная музыка - дети изображают полет мыльных пузырей. Музыка затихает - дети в удобной позе ложатся на ковер.
А В детском саду малышам не хватает тактильного контакта, непосредственного эмоционального общения, поэтому им доставляет огромное удовольствие находиться в «тесной баночке», которую изображает психолог, обнимая всю группу детей.
■ Психолог делит детей на пары, дает каждой паре по • мячу и говорит:
- Представьте себе, что мяч -это пузырь, который нельзя уронить, иначе он лопнет. Держите мяч вдвоем и дружно выполняйте движения.
Психолог напевает песню «Антошка», дети подпевают и, не выпуская мяча из рук, выполняют упражнения под музыку (прыгают, кружатся, маршируют, приседают, поднимают руки вверх и т.п.).
На детско-родительском занятии в пару с ребенком встает родитель. Желательно, чтобы дети выполнили это упражнение не только со своими родителями, но и с родителями других детей.
-у- Психолог предлагает детям полетать на « мыльном пузыре» (мяче для подскоков - хоппе). Дети поочередно ложатся на хопп животом, и психолог раскачивает их в разных направлениях.
А На детско-родительском занятии упражнение выполняют родители.
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи.
_ На повторных занятиях детям 3-4-х лет можно предложить выполнять более сложное упраж-
Соединяют в кольцо большой и указательный пальцы. Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.
Соединяют в кольцо большой и безымянный пальцы. Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.
Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не Лопайся/ Затем, не меняя последовательность слов, дети выполняют движения в обратном порядке (начиная с мизинца).
Занятие 10
МУЗЫКАНТЫ
Задачи:
> создание положительной эмоциональной обстановки;
> сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
> развитие образности слухового восприятия;
> развитие слуховой и зрительной памяти;
> развитие общей и мелкой моторики;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
ширма;
игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
Ход занятия
Приветствие.
■ Психолог говорит:
- Сегодня к нам в гости придут музыканты. Знаете ли вы, что делают музыканты? На каких музыкальных инструментах они играют?
■ Из-за театральной ширмы показывается заяц с барабаном.
- Ребята, кто к нам пришел? Какой музыкальный инструмент принес заяц?
Психолог просит зайца изобразить игрой на барабане тяжелые, медленные шаги медведя, быстрые прыжки зайчика, бег осторожной мышки, стук в дверь, шум дождя и т.п.
«Заяц воспроизводит разные ритмические рисунки, дети стараются запомнить их. Психолог предлагает «зайцу» еще раз сыграть на барабане, а детям - отгадать{или придумать), кого (что) он изображает с помощью звуков.
■ Психолог подчеркнуто грубо обращается к зайцу:
- Ну-ка, Заяц, дай мне барабан! «Заяц» не отдает барабан.
- Ребята, зайка не хочет мне отдать барабан! Наверное, я забыла сказать «волшебное» слово? Кто может вежливо попросить зайку?
Дети вежливо просят у зайца барабан, поочередно пробуют играть на нем, благодарят зайца.
Аналогично психолог знакомит детей с другими «музыкантами» и их инструментами (медведь — гармошка, слон — труба, кот — гусли, кукла — пианино). На первом занятии лучше познакомить детей с двумя — тремя инструментами, потом от занятия к занятию увеличивать их количество. Когда дети запомнят названия этих инструментов и научатся различать их на слух, можно будет ввести новые, например: бубен, колокольчики, металлофон, деревянные ложки и др.
■ Психолог прячет игрушки за ширму и предлагает Детям отгадать, какой инструмент звучит, вспомнить, кто на нем играл.
• Давайте вежливо попросим у Мишки гармошку и поиграем в игру, которая называется «Антошка».
Ребенок, изображающий Антошку, берет гармошку. Остальные дети встают вокруг него.
Психолог напевает песенку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Заводите хоровод вокруг гармошки,
Посмотрите,
как играет наш Антошка.
. Топ-топ, ножки, Хлоп-хлоп, ладошки, Выше ножки, выше ножки,
Громче бей в ладошки.
Идут по кругу.
Топают ногами, стоя на месте. Хлопают в ладоши, стоя на месте. Высоко поднимая колени, маршируют на месте.
Хлопают в ладоши, стоя на месте.
«Антошка» передает гармошку другому ребенку, игра повторяется.
- Психолог рассаживает игрушки перед детьми и говорит:
- Ребята, давайте на прощание покажем нашим гостям, как мы умеем играть на музыкальных инструментах и петь.
Дети садятся на стульчики и повторяют за психологом
слова и движения.
На пианино: ля-ля-ля, Так музыканты играют. На барабанах: бам, бам, бам, Так музыканты играют.
Шевелят пальцами.
Шлепают ладонями по коленям.
А на трубе: ду-ду-ду, Так музыканты играют.
А колокольчики: динь, динь.'динь, Так музыканты играют.
А на гармошке: тра-ля-ля, Так в детском саду мы играем.
Изображают игру на трубе.
Встряхивают расслабленными кистями рук.
Сводят и разводят кулачки.
Игрушечные музыканты аплодируют, хвалят детей и прощаются.
■ - Ушли музыканты. Давайте вспомним, на каком инструменте играл заяц. На чем играл мишка? (А кот? Кто помнит, на чем играл слон? А кукла? ) Молодцы,ребята, все вспомнили!
■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Психолог говорит:
- Наше занятие подошло к концу, до следующей встречи!
Занятие 11
МАМИН ДЕНЬ
Задачи:
> оптимизация детско-родительских отношений;
> воспитание доброго отношения к маме;
> развитие двигательных навыков;
> развитие восприятия, внимания и речи.
Материалы:
кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);
головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);
ширма; колокольчик.
■ Приветствие.
Ход занятия
■ Дети сидят на стульчиках. Психолог задает вопросы, дети в ответ произносят слово «мама».
Кто нас очень любит? Кто нас утром будит? Кто нас утром умывает? Кто нас в садик провожает?