Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:47, контрольная работа
Целью данной работы является анализ ситуаций краткосрочного консультирования, выявление проблем взаимоотношений между клиентом и его взрослым ребёнком и адекватные способы устранения этих проблем.
В ходе работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) наладить контакт с клиентом и максимально раскрыть его проблему;
2) проанализировать позиции родителя к своему ребёнку;
3) осветить способы коррекции занимаемой родителем позиции;
4) описать виды коррекции отношения родителя к ребёнку;
5) рассмотреть консультирование родителей по поводу их собственных проблем.
Введение. 2
1. Запрос клиента в консультацию и первый контакт с ним по поводу его запроса. 4
2.Позиция, занимаемая родителем по отношению к своему ребёнку. 7
3. Коррекция, занимаемой позиции родителем. 10
4.Коррекция отношения родителя к ребенку. 12
5.Консультирование родителей по поводу их собственных проблем 15
Заключение. 20
Список литературы. 21
Содержание.
Данная работа посвящена изучению и анализу отношений между родителями и взрослыми детьми, созданию средств и путей решения проблем их взаимодействия в рамках психологического консультирования.
В качестве иллюстрации таких отношений выбрана книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Эта повесть – потрясающее по эмоциональности и чудовищному жизненному правдоподобию произведение. В ней описана нервная обстановка в доме, со слов 8-летнего ребенка, живущего с бабушкой и дедушкой.
Бабушка – тиран в семье. Её стремление подчинить всё и вся своей воли, контролировать жизнь своих близких довольно чётко прослеживается на страницах повести. Бабушка отобрала своего внука у его матери, т.к. считает, что та не сумеет воспитать и выходить его. Она ненавидит свою единственную дочь, за то, что она живёт не так, как нужно, что она осмелилась уйти и жить по- своему. Из этой повести можно было выбрать разные темы для обсуждения, она многогранна и интересна с разных сторон психологии. Однако мной выбрана именно данная тема и будет рассматриваться, как обращение к консультанту за помощью со стороны бабушки – наладить отношения со своей дочерью.
Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение для психологов – консультантов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы глубже и шире рассмотреть взаимоотношение между двумя поколениями и найти способы коррекции их отношений и поведений.
Целью данной работы является анализ ситуаций краткосрочного консультирования, выявление проблем взаимоотношений между клиентом и его взрослым ребёнком и адекватные способы устранения этих проблем.
В ходе работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
1) наладить контакт с клиентом и максимально раскрыть его проблему;
2) проанализировать позиции родителя к своему ребёнку;
3) осветить способы коррекции занимаемой родителем позиции;
4) описать виды коррекции отношения родителя к ребёнку;
5) рассмотреть консультирование родителей по поводу их собственных проблем.
Объектом выбранной темы являются взаимоотношения членов семьи.
Предмет - отношения между родителями
и взрослыми детьми.
По данной книге можно выбрать монолог бабушки, как обращение к психологу за помощью - наладить отношения с дочерью.
Обращения бабушки могут содержать следующий смысл: воспитание дочери лежало полностью на ней. Дочь бесконечно болела, поэтому ей приходилось уделять большое количество времени, из-за чего она всю жизнь не работает. Воспитывая своего ребенка, она пыталась сформировать в нём самостоятельную, зрелую, независимую личность, дабы та не повторила ее ошибок. А в итоге дочь «выучилась на актрису, выскочила после института замуж, родила калеку больного, а потом нашла себе в Сочи этого пьяницу». Сына своего она «сажает» ей «на шею» и с тех пор отношения с дочерью совсем испортились, они редко видятся, а каждая их встреча заканчивается ссорой.
Проблема для решения которой клиентка обратилась к психологу заключается в следующем: помочь наладить отношения с дочерью.
Фрагменты из книги:
«Первый муж, Сашин отец, ее бросил и правильно сделал. Не знал только, что ей гормон в голову так стукнет, что забудет все на свете. Нашла себе в Сочи усладу - алкаша с манией величия, пестует его непризнанный гений. Ребенка бросила мне на шею. Пять лет с ним маюсь, а она только раз в месяц припрется, ляжет на диван и еще жрать просит».
«Матери твоей сколько талдычила: "Учись, будь независимой", - сколько тебе талдычу, все впустую... Такой же будешь, как она. Таким же дерьмом зависимым».
Первое, что хотелось бы сказать, не следует однозначно и явно воспринимать все сказанные слова клиента, его отношение к происходящему очень субъективно.
Жалобы бабушки можно разделить на несколько групп:
На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Следует поощрять бабушку к более обширному и глубокому рассказу о своих проблемах с ребенком.
Какой бы ни была жалоба клиента, первая задача консультанта — разобраться в сути проблемы, понять, насколько претензии и оценки родителя соответствуют действительности, поставить свой диагноз проблемы. Наиболее очевидный путь для этого — сбор конкретных фактов. Для того чтобы получить информацию о конкретных ситуациях, консультанту приходится специально задавать вопросы о том, как именно разворачивается взаимодействие ребенка с родителем, что они говорят друг другу, почему и как вспыхивают ссоры, что именно служит основанием для беспокойства и подозрений. Важными моментами в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:
а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства бабушки по поводу дочери, иначе говоря, является ли ребенок “нормальным”, т.е. являются ли его трудности, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;
б) понимание того, какова действительно позиция родителя по отношению к ребенку, что лежит в основе прихода в консультацию — собственные проблемы или беспокойство за дочь, стремление помочь ей или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д.
В данной ситуации верно и то и другое, тем более, что неблагополучие, неуверенность в себе, неадекватность позиции самого родителя — это всегда основания для того, чтобы у ребенка в жизни также были трудности и проблемы.
Основное
внимание консультанта всегда должно
быть направлено на то, чтобы помочь клиенту
разобраться в собственных страхах и проблемах,
понять, насколько уместны и целесообразны
переживания за ребенка.
За страхами и переживаниями бабушки, за жалобами на отсутствие контакта кроется гипердоминантная, опекающая позиция по отношению к ребенку, стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей ребенка.
Она всю жизнь вела дочь за руку, оберегала и защищала, не давала ни капли самостоятельности, думая, что чем больше будет уделять времени ей, а самое главное решать за нее, тем будет лучше для дочери.
В одном из рассказов своему другу дедушка говорит: «Бабка к ним на квартиру почти каждый день ходила, помогала. Пеленки стирала, готовила. Весь дом на ней был. Потом Оля с мужем развелась, Саше тогда три года было, я стал предлагать «Оль иди к нам с ребенком». «Нет, - говорит, - не хочу быть от вас зависимой, не могу жить с матерью».
С одной стороны клиентка все делала для своего ребенка: «Сама одну манную кашу ела, и то, что после нее останется». А с другой, никогда не давала забыть об этом, упрекая, «видит, - я один хлеб жру, предложила бы: «Возьми мама каши половину»».
Всё, чтобы не сделала дочь, по мнению матери, неправильно и бесполезно: «Так ты же не как надо делала, а как тебе в голову взбредет! То операцию ему сорвала, по сей день аденоиды не вырезаны, то в цирк увела, так что он неделю задыхался потом. А попросила в школу записать, записала так, что теперь через пол-Москвы ездим».
Теперь вполне естественным является желание дочери жить отдельно от родителей, обрести независимость, избежать гиперопеки.
Такую же позицию руководителя, во всем и всегда, бабушка избрала и со своим внуком, что очередной раз доказывает ее опекающую позицию.
Таким гиперопекающим родителям свойственно либо не замечать доминантности собственного поведения, либо воспринимать его как нечто нормальное и естественное.
Задача консультанта в такой ситуации — разрушить или поставить под сомнение целесообразность гиперопекающей позиции по отношению к дочери, а также, по возможности, заменить ее иным отношением и видением происходящего.
Но прежде необходимо сделать еще один очень важный шаг: связать особенности поведения родителя (гиперопеку) и поведение ребенка (скрытность, холодность, резкость, неуважительное отношение).
Часто уже в ходе беседы консультант может ясно указать клиенту на связь между высказываниями родителя и реакцией ребенка. Это можно сделать в ситуациях, когда из рассказа клиента следует, что вслед за предъявлением в той или иной форме родительских требований явно следует агрессивная или обесценивающая мать реакция со стороны дочери.
«Нет у тебя ребенка! Променяла! У тебя карлик есть, его бди! Это мой ребенок, я его муками выстрадала!»
« За что ж ты ненавидишь меня так? - спросила мама, и по щекам ее потекли слезы. - За что ж при сыне меня так топчешь? Все забрала! Вещи забрала, сына забрала, так ты и любовь его забрать хочешь? Сашенька! - схватила вдруг мама с вешалки мое пальто. - Пойдем со мной! Пойдем, я тебя забираю...»
Еще один не менее важный источник информации — оценка родителя со стороны ребенка, данная самим родителем. Для того чтобы получить такую информацию, достаточно задать вопрос: “А как ваша дочь воспринимает ваше поведение, что она о вас говорит?”
«Что ж ты ребенка против меня настраиваешь? - осуждающе сказала мама, войдя в комнату с тарелкой творога. - Что ж ты покупаешь его?
Зачем ты так? Иезуитка ты!»- одна из реакций дочери на поведение своей матери.
Еще один источник информации, использование которого может в значительной мере помочь вскрытию лежащих в основе гиперопеки механизмов — анализ того, почему родитель обратился за психологической помощью именно сейчас, почему проблемы отношений стали особенно острыми, что изменилось в отношениях с ребенком, в ситуации или в самом родителе в последнее время таким образом. Бывает, что за обострением отношений стоит просто естественный процесс взросления ребенка и уход его из-под родительского контроля, но чаще всего этому способствует резкое изменение ситуации либо в жизни ребенка (ребенок вернулся из армии, женился, поступил в институт и в итоге возможности контроля уменьшились), либо в жизни родителя (клиент вышел на пенсию, развелся и в результате потребность в гиперопеке, а порой и возможности увеличились). Возможно также, что изменился сам ребенок: стал хуже учиться, чем раньше, стал интересоваться чем-то, что не подходит родителю, у него появились тайны и, таким образом, он стал ускользать из под родительской опеки и контроля. Поиски момента обострения в отношениях и анализ того, почему и как это, с точки зрения клиента, происходит, может стать прекрасным материалом для понимания родителем своей гиперопекающей позиции.
В данном
случае на лицо резкое изменение ситуации.
Дочь стала меньше проводить время
с родителями, она вырвалась в
одинокое плавание, спустя столько
лет, у нее появился кто-то с кем
ей хорошо и кто её сможет защитить,
теперь роль родителей уходит на второй
план. А ко всему прочему у дочери, её же
родители забрали единственного ребенка,
в связи с чем со стороны бабушки – потребность
в гиперопеке переориентировалась на
внука, и поэтому она всячески будет держать
его возле себя, а со стороны матери –
недовольство и обида на родителей. Из-за
этого конфликта их отношения окончательно
испортились.
Информация о работе Консультирование родителей по поводу взрослых детей