Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 04:04, контрольная работа

Краткое описание

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТЕНТ АНАЛИЗ.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику — системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Процедура подсчета при количественном контент-анализе. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

где;- число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; г — объем содержания текста, имеющего прямое отношение к научаемой проблеме; t —общий объем анализируемого текста.

В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных, коэффициент Яниса находится по формуле

Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы

Тема работы – «История контент-анализа как психодиагностической процедуры».

Контент-анализ — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Этот тип исследования называют еще формализованным анализом документов.

Контент-анализ широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

С помощью контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

 

контент анализ текст психологический

1. Основные термины понятия  контент-анализ

 

Контент-анализ в психологии (англ. contents — содержание) — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания — смысловые единицы или формальные признаки. Контент-анализ возник в журналистике и социологии как средство анализа сообщений средств массовой информации. Например, частота упоминания определенных кандидатов на выборах используется одним из индикаторов рейтинга популярности.

Использование контент-анализ в психологии требует, как правило, более высокой квалификации от исполнителя: необходимо уметь зафиксировать психологические характеристики поведения, неформализованный смысл сообщений, анализ признаков невербального (неречевого) взаимодействия участников анализируемого процесса, определенные графические элементы рисуночных проективных методик и т.д. После выявления единиц анализа обычно определяются частота и объем упоминаний выделенных единиц анализа в определенной совокупности текстов или в других носителях информации (принадлежащих одному автору или изучаемой группе).

Контент-анализ дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора (автора текста), а по реакции аудитории — и ее характеристики. Т.о., содержание сообщения может изучаться во взаимосвязи с поведением реципиентов информации. В отличие от элементарного содержательного анализа, К. а. как метод психодиагностики оценивается по таким же критериям качества, как и все другие методики, — надежность, валидность и достоверность (объективность). В современной психодиагностике контент-анализ — важнейший инструмент стандартизации проективных методик. Заметное значение в повышении качества Контент-анализ имеет использование методов многомерного статистического анализа данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий в данном случае выявлению латентных факторов, обуславливающих одновременное появление связанных (скоррелированных) элементов в одном и том же тексте (документе).

 

2. Цели контент-анализа  в социально-психологическом исследовании

 

- изучение социально-психологических  особенностей создателей (авторов; отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и тенденций;

- изучение реальных социально-психологических  явлений, отраженных в содержании  сообщений (явлений, имевших место  в прошлом, которые недоступны  для исследования другими методами);

- изучение социально-психологических  особенностей их адресатов;

- изучение социально-психологических  аспектов воздействия авторов  на адресатов как представителей  личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности  общения;

- обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).

Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемое явление, событие, процесс.

Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:

1) слово (термин, символ),

2) суждение или законченная  мысль,

3) тема,

4) персонаж,

5) автор,

6) целостное сообщение.

Основные этапы контент-анализа:

1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории  анализа и машиночитаемый вид;

2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа;

3) интерпретация результатов.

Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет, фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личных документов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д.

 

3. Контент-анализ как психодиагностическая  процедура

 

Контент-анализ — метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется начиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации; анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии.

В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.

В психологии метод, близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование контент-анализ в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.

Конкретные направления применения контент-анализ включают:

1) анализ результатов проективных  методик исследования личности;

2) изучение диагностических  интервью, содержания бесед, другой  речевой и письменной продукции испытуемого;

3) анализ содержания открытых  вопросов при массовом анкетировании;

4) изучение психологических  особенностей личности по качественным  характеристикам, развернутым экспертным  оценкам;

5) анализ объективной информации  о личности;

6) анализ высказываний  при диагностике особенностей  групповой коммуникации.

В целях диагностики некоторых личностных особенностей (тревожность, невротизация и др.) проводится своеобразный контент-анализ. Контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого (напр. количество «тематических» высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находит применение в «Завершение предложения» методиках.

Проведение контент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования или обследования.

Такие категории (напр. количество речевых актов взаимодействий, побуждающих высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т.д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование.

После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивные элементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частота появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования.

 

Заключение

 

Контент-анализ (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse du contenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.

Своими словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные показатели. Например, такими показателями могут быть:

для определения размера публикации — количество слов в тексте;

для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей;

для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т.д.

Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ.

Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.

 

Список литературы

 

Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006

Барсамов В.А. Контент- анализ газетных материалов // Социс – 2006 - №2

Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.

Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6.

Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004.

Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 1997.

Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003

Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А., ПЕР СЭ, Москва, 2005

Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004.

Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008

Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: о

Контент-анализ как метод психодиагностики

Контент-анализ - один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Контент-анализ (англ. — анализ содержания) — количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Этот тип исследования называют ещеформализованным анализом документов.

Контент-анализ широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.

Во время второй мировой войны имел место, пожалуй, самый знаменитый эпизод в истории контент-анализа — предсказание британскими аналитиками времени начала использования Германией крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2» против Великобритании, сделанное на основе анализа (совместно с американцами) внутренних пропагандистских кампаний в Германии.

Информация о работе Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры