Контрольная работа по «Психология личности и дифференциальная психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:50, контрольная работа

Краткое описание

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Содержание

Введение
Общее понятие о способностях личности. Структура способностей.
Количественная и качественная характеристика способностей личности.
Задатки и их роль в развитии способностей и талантов.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

васильченко.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»

факультет «Социально-гуманитарный»

Заочная форма обучения

====================================================================

 

Студент Панферова Яна Владимировна

 

Адрес г.Ростов-на-Дону ул.Маковая 10 кв. 6

 

Группа  ГЗП 31 

 

Шифр          113463      

                                                                     (номер зачетной книжки)

 

Контрольная работа

 

по курсу «Психология личности и дифференциальная психология»

 

 

за   3      курс

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Основные структурные компоненты личности. Способности.

 

План

Введение

    1. Общее понятие о способностях личности. Структура способностей.
    2. Количественная и качественная характеристика способностей личности.
    3. Задатки и их роль в развитии способностей и талантов.

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или  почти одинаковых условиях, достигают  разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей  можно объяснить именно этим.  
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. 
 
           При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. 
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. 
          Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. 
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез человеческой личности. 
 
         Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

1.Общее понятие о способностях личности. Структура способностей.

 
      Способностями называются свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.  
 
     В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. 
 
     Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям". 
 
     Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. 
 
     Понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний. 
 
     Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение "хорошими организационными способностями", то, конечно, не думают при этом, что обладать "организационными способностями" - значит обладать "организационными навыками и умениями". Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его "организационными способностями", предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.  
 
     Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.  
 
     К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И.Сурикова, ставшего в последствии знаменитым художником, поступить в академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали ему в поступлении в академию. Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие навыков от отсутствия способностей. Не смотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. 
 
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой–либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспеченно различными способами.

 
Структура и уровни развития способностей

 
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить  опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности  к изобразительному искусству будет  высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся  в процессе деятельности: чувство  линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. 
 
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память. 
 
К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению. 
 
     Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное. 
 
     Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество. 
 
     Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. 
 
     Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

 

2.Количественная  и качественная характеристика  способностей личности.

 

Способности характеризуются как  особенности, которыми люди отличаются друг от друга. Эти особенности могут  быть качественными и количественными.

Качественная характеристика. Каждая способность человека является сложной  ее свойством. Представляя собой  внутреннюю способность человека справиться с теми требованиями, которые выдвигает  определенная деятельность, она опирается  на ряд других свойств. К ним нужно  прежде всего отнести жизненный  опыт человека, приобретенные ею знания, умения и навыки. Способности человека проявляются в том, как она  использует имеющиеся у него знания и приобретает новых знаний, умений и навыков, необходимых для решения  задач, которые встают перед ней.

Способные и человек, который может  решить и решает задачи, которая  обладает средствами, необходимыми для  его разрешения, техникой работы в  той или иной отрасли. Способности  человека опираются на имеющиеся  у него знания, умения и навыки, на те системы временных нервных  связей, на которых они основываются. Способности развиваются в процессе формирования этих связей, и приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Между способностями человека и  жизненным опытом существует сложный  взаимосвязь. Способности зависят  от опыта. Отсутствие необходимых знаний и умений задерживает развитие и  проявление способностей.

Каждая способность представляет собой синтетическую свойство человека, которое охватывает целый ряд  частичных свойств в определенном их сочетании.

К этим свойствам относятся внимательность человека, его способность длительно  и стойко сосредоточиться на задании, на объекте своей деятельности. Неотъемлемыми  составляющими способностей человека являются такие свойства, как чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлений, наблюдательность. Любая способность  включает определенные качества памяти человека. Особенно важное значение при  этом имеют скорость запоминания, его  прочность, полнота, точность воспроизведения. Обычно у людей с высокими способностями  наблюдается и добрая память. Известны случаи феноменальной памяти на зрительные впечатления у выдающихся художников. Во многих выдающихся композиторов была достойна удивления память на музыкальные  впечатления: услышав однажды сложное  музыкальное произведение, они могли  его записать нотами, вспомнить через  длительное время после восприятия и точно воспроизвести с помощью  музыкального инструмента (В. А. Моцарт, М. О . Балакирев, С. В. Рахманинов и др.).

Деятельность человека требует  определенного преобразования закрепленного  в ее предыдущем опыте, создание новых  образов, представлений. Способность  преобразовывать действительность в образах, представлениях является необходимым условием успеха производственной, научной, художественной и любой другой деятельности человека.

Особенно важную роль в структуре  способностей играет способность человека мыслить, раскрывать непосредственные связи предметов и явиш объективной  действительности, доходить глубокого  понимания их сути, их законов. Существенное значение имеют при этом такие  качества мышления, как широта, глубина, ясность мысли, последовательность, самостоятельность, критичность, освобождение от шаблонный способов решения задач, способность изменять способы согласно конкретной ситуации, быстро сосредоточивать  силы своего ума на новых задачах  и активно , энергично работать над  их решением. Качества мышления и связанной  с ним языка занимают важное место  в структуре способностей к научной, технической, производственной, изобретательской, художественно литературной, художественного  и других видов деятельности.

Способности человека имеют не только различные познавательные, но и эмоциональные  свойства. Скажем, характерной для  музыкальных способностей человека является ее эмоциональная реакция  на музыкальные впечатления, способность  эмоционально откликаться на музыку, переживать ее. Эмоциональная чувствительность составляет характерную черту и  других творческих способностей.

Эмоциональные компоненты имеются  также в структуре способностей к научной и любой другой творческой деятельности, которая никогда не может происходить и не происходит без эмоций.

Успешное выполнение человеком  тех задач, которые встают перед  ней, требует также умение преодолевать трудности, на которые она наталкивается  при этом. Отсюда связь способностей человека с его волевыми качествами, а именно: ее инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть  собой и т.д.

Количественная характеристика. Количественные измерения способностей характеризуют  степень их выраженности. Самой распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты. В последние  десятилетия отечественные психологи  разработали большое количество оригинальных тестов, а также адаптировали к нашим условиям зарубежные. В  процессе исследования способностей они  используют систему тестов, которые  постепенно усложняются. Эта система  получила название батареи тестов (тесты  достижений, тесты интеллекта, тесты  креативности.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология личности и дифференциальная психология»