Контрольная работа по «Психология личности и дифференциальная психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:50, контрольная работа

Краткое описание

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Содержание

Введение
Общее понятие о способностях личности. Структура способностей.
Количественная и качественная характеристика способностей личности.
Задатки и их роль в развитии способностей и талантов.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

васильченко.docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

3.Задатки и их роль  в развитии способностей и  талантов.

При обсуждении понятия «способности» в предыдущем разделе главы неоднократно упоминались  задатки. Попробуем теперь выяснить детальнее, что это такое и  какая связь существует между  задатками людей и их индивидуальными  различиями по способностям.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних  и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при  рождении ребенка. Например, новорожденные  дети-близнецы имеют не только общие  черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются  на его индивидуальности, могут облегчать  или затруднять формирование у него других личностных свойств.

Тот факт, что у младенцев вскоре после  рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния  и формы поведения находятся  в сфере прямых генетических влияний.

Особый  интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые из них, взятые из работ А. Басса и Р. Плоумина, представлены в табл. 14.

Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались  в разных семьях, показывает, что  вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие  различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной  семье, причем в некоторых случаях  даже уменьшаются.

 

Таблица 14 Корреляция между гомозиготными и гетерозиготными близнецами разного пола по ряду личностных характеристик (средний возраст сравниваемых детей — 4 года и 7 месяцев)

Оцениваемая индивидуальная характеристика

Коэффициент внутригрупповой корреляции

 Мальчики 

Девочки

 

 гомозиготные 

гетерозиготные 

гомозиготные 

гетерозиготные 

 

Эмоциональность

Активность 

Социабельность (общительность,

контактность)

0,68 0,73

0,65

0,00 0,18

0,20

0,60 0,50

0,58

0,05 0,00

0,06


 

Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Объясняется  этот несколько неожиданный факт тем, что детям-одногодкам, постоянно  находящимся рядом друг с другом, почти никогда не удается заниматься одним и тем же делом и между  такими детьми редко складываются вполне равноправные отношения.

Несмотря  на большое сходство по ряду психологических  и поведенческих характеристик, которое обнаруживается среди гомозиготных близнецов, вряд ли полностью оправдано  утверждение о том, что их психологическая  общность обусловлена только генетически. Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать  влияние среды на психическое  и поведенческое развитие индивида более сильным, чем воздействие  его наследственности.

Сравнительное изучение роли наследственности и среды  и их влияния на психологию и поведение  человека обычно проводится одним из следующих способов:

  1. Систематическое варьирование условий обучения и воспитания, разностороннее изучение детей, выросших в разных социальных культурах, регионах и семьях.
  2. Сравнительное изучение психологии и поведения гомозиготных и гетерозиготных близнецовых пар.

Много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических  различий детей в нашей стране было уделено в исследованиях, проведенных  Б.М. Тепловым и его учениками. Первые из этих исследований были направлены в основном на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. В этих исследованиях экспериментально проверялась гипотеза о том, что одним из наследуемых, генетически обусловленных факторов является тип нервной системы человека, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие  устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких  свойств относятся:

  1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
  2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
  3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.
  4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В настоящее  время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств  нервной системы человека (ВД. Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

В.М. Русалов развил дальше идеи школы Теплова — Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:

  1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.
  2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей, анализаторов, анатомически и функционально разделенных подкорковых структур и т.п.).
  3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств нервной системы  человека с решением задач (мышлением), В.М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические качества и формы  поведения человека, и их поэтому  нельзя рассматривать как задатки  к развитию способностей. Вместе с  тем, как писал Б.М. Теплов, они «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие» 2.

Поскольку основные свойства нервной системы  человека довольно устойчивы, то практическая задача их изучения в связи с проблемой  индивидуальных различий заключается  не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого типа нервной  системы пути и метода обучения детей  с данным типом нервной системы.

Развивая  в этом плане идеи Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы  в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Обратимся теперь к непосредственному анализу  некоторых фактов, свидетельствующих  за и против генотипической обусловленности  индивидуальных различий в познавательных процессах и интеллектуальных особенностях детей, т.е. в их задатках.

В результатах  исследований, которые были направлены на выявление наследственной обусловленности  интеллекта, много противоречивого. В одних случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью  обнаруживается, в других — нет. Однако «типичный результат, получаемый у близнецов по тестам интеллекта, заключается в том, что монозиготные оказываются внутрипарно более  похожими, чем дизиготные» 1. Вместе с тем влияние среды на психологию монозиготных близнецов также очевидно и с возрастом увеличивается, в то время как воздействие  генотипических факторов, напротив, уменьшается.

Таких психологических  свойств, которые с уверенностью можно было бы считать наследственно  обусловленными, не так уж много. Среди  характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых физиологических показателей, к примеру электроэнцефалограммы.

Однако  — и это очень важный факт —  ни одно из известных свойств нервной  системы не является исключительно  зависимым от генотипа, поскольку  на него самого в определенной степени  оказывает влияние среда. И.В. Равич-Щербо пишет: «Чем выше в деятельности роль специфически человеческой, речевой произвольной саморегуляции, тем меньшую роль играют

Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии выраженной биологической и о наличии  отчетливой социальной обусловленности  задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное  обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических  и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью  человека. Так ли это на самом  деле и что по данному поводу может  сказать современная наука?

Анализ  данных, полученных во многих экспериментальных  сравнительно-психологических исследованиях, показывает, что общие суждения типа «Девочки лучше владеют речью, чем  мальчики», «Мальчики более склонны  к математике, чем девочки», «У девочек  память лучше, чем у мальчиков, но мальчики превосходят их в абстрактном  мышлении», «Девочки более пассивны и более чувствительны к одобрению  их поведения со стороны, чем мальчики», «Мальчики более-агрессивны и более  независимы в своем поведении, чем  девочки» не вполне соответствуют действительности. Между детьми мужского и женского пола никаких существенных различий по уровню общего интеллектуального  развития не обнаруживается.

Вместе  с тем небольшие различия возрастного  характера в проявлении частных  способностей между ними все же имеются. Данные, полученные в некоторых исследованиях, показывают, что в возрасте между 10 и 11 годами у девочек действительно  имеется чуть больший словарный  запас, чем у мальчиков, и они лучше ориентируются в письменных текстах, совершеннее владеют языком. В этом же возрасте мальчики превосходят их в других отношениях, например в способностях к пространственной ориентации, в чтении чертежей, географических карт, в геометрических способностях. После 13-летнего возраста математические способности у мальчиков развиваются несколько быстрее, чем у девочек, однако не настолько, чтобы позднее привести к значимым межполовым различиям. Вместе с тем следует иметь в виду, что небольшие усредненные межполовые различия в названных способностях обычно гораздо меньше тех межиндивидуальных различий, которые существуют внутри одного и того же пола.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на ранних стадиях  онтогенеза проявляются заметно  только в связи с одной чертой — внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у девочек, начиная с двух-трехлетнего  возраста. Однако это, скорее, является результатом межполовых различий в  практике воспитания, чем следствием биологических факторов.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология личности и дифференциальная психология»