Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:41, контрольная работа
Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.
1. Методы изучения конфликтов…………………………………3
2.Перечислите динамические показатели
конфликта (выберите правильные ответы и
аргументируйте)…………………………………………………13
Список литературы………………………………………………15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
(РГТЭУ)
Заочное отделение
Кафедра_______________________
Контрольная работа
По дисциплине
«Конфликтология»
Вариант № 10
Выполнил студент 3 курса, 011 группы
Специальность Коммерция(
ФИО студента Комарова И.Л.
Дата сдачи контрольной работы ________
Новосибирск 2012
Вариант 10
План:
1. Методы изучения конфликтов…………
2.Перечислите динамические показатели
конфликта (выберите правильные ответы и
аргументируйте)……………………………………
Список литературы………………………………………………15
1. Методы изучения конфликтов
Исследуя конфликты, необходимо рассматривать
их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически
связанных подсистем и входящие, в свою
очередь, в качестве подсистем в системе
более высокого уровня. Важно выявить
все многообразие элементов, входящих
в структуру конфликта, связи между ними,
а также взаимоотношения изучаемого конфликта
с внешними по отношению к нему явлениями.
Современная конфликтология не разрабатывает
свой собственный инструментарий, а широко
использует методы и методики, разработанные
в других отраслях знаний[9].
1. Наблюдение – прямая и непосредственная
регистрация событий и условий, в которых
они имеют место. Применяются для изучения
конфликтов различного уровня – от внутриличностного
до межгосударственного. Как метод сбор
первичной информации об изучаемом объекте
путем целенаправленного, организованного,
непосредственного восприятия и фиксирования
конфликтных событий наблюдение обладает
рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт
воспринимается непосредственно. Это
может быть обеспеченно участием в конфликте
(наблюдатель выступает одним из оппонентов)
и восприятием конфликта со стороны (свидетель,
второстепенный участник, посредник).
Наблюдение позволяет оценить действие
многих факторов в конфликте, их «весомость»
и эффективность воздействия. При наблюдении
сохраняется естественность условий,
в которых протекает конфликт. Есть возможность
изучения конфликта в динамике.
Однако наблюдение как метод изучения
конфликта имеет и недостатки: частный
характер наблюдаемой ситуации; взаимное
влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель
становится в той или иной степени участником
конфликта, и его психика подвергается
изменениям, которые присущи противоборствующим
сторонам (искаженное восприятие, негативное
эмоции, поиск справедливой позиции и
др.). Полученные таким образом факты несут
отпечаток личностной, субъективной оценки.
Необходимо учитывать также влияние на
результаты изучения конфликта личного
опыта, знаний, установок, эмоционального
состояния наблюдателя. К недостаткам
также можно отнести трудоемкость оформления
итогов наблюдения.
2. Социометрия – социально-психологический
тест для оценки межличностных эмоциональных
связей в группе, в конфликтологии применяется
для выявления напряженных взаимоотношений
в малой группе. Социометрия основывается
на определении каждым членом группы своего
отношения к окружающим по предложенным
критериям.
Разработаны различные модификации социометрии:
координатно-социограммный метод позволяет
выделять в исследуемых группах конфликтные
пары, индифферентные личности, микрогруппы
с положительными и отрицательными статусами
в официальном общении; пространственная
социометрия позволяет выявить членов
группы, с которыми у испытуемого более
близкие отношения; цветовой тест отношений
может быть использован в тех случаях,
когда у опрашиваемого существует установка
на сокрытие от исследователя своих конфликтных
отношений в группе и др.
3. Изучение документов – исследование
информации для ретроспективного анализа
конфликтов, зафиксированной в рукописном
или печатном тесте (трудовые договора,
договора между организациями, должностные
инструкции, конкретные приказы и распоряжения,
объяснительные записки, доклады и т.п.
в зависимости от ситуации), на компьютерной
дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется
с помощью букв, цифр, стенографических
и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей
и т.д. Обычно при исследовании документов
встречаются трудности, связанные с большим
количеством и разнообразием источников.
Поэтому применяется своеобразная методика
их изучения, называемая контент – анализом
(количественный анализ). При применении
этой методики удается найти и посчитать
признаки документа, отражающие его сущностное
содержание.[10]
4. Опрос – в настоящее время наиболее
распространен в изучении конфликтов
и включает разнообразные шкалы диагностики
наличия конфликта и степени его выраженности,
тестовые процедуры, выявляющие избираемые
стратегии поведения в конфликтах.
Тестовые процедуры позволяют выявить
избираемые испытуемым стратегии поведения
в конфликтах. В современной практике
применяется широкий спектр опросных
методов для выявления взаимодействия
конфликтующих сторон.
5. Эксперимент. Экспериментальное изучение
конфликта основывается на моделировании
конфликтных ситуаций, преимущественно
в лабораторных условиях, и фиксировании
реакции человека на эти ситуации. Среди
разработанных экспериментальных игровых
процедур – матричные игры, переговорные
игры (в которых участники общаются друг
с другом, пытаясь достичь одностороннего
или взаимного выигрыша), коалиционные
игры, локомоционные игры (с движением
сторон в направлении поставленной задачи
или выбранной участниками цели) и социальные
игры – ловушки, а также и более сложные
конфликтные ситуации, моделирующие столкновения.
Однако подобные исследования конфликтов
связаны с трудностями организационного
характера, некоторые из них неприемлемые6
с нравственной точки зрения. Кроме того,
сложные формы человеческого поведения
в действительности оказываются гораздо
богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой
ситуации, могут не проявиться в реальных конфликтах.
Методики изучения конфликтных ситуаций:
1. Системно-ситуационный
анализ – изучение конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа используется
конфликтная ситуация – наименьшая целостная,
неделимая часть конфликта, обладающая
всеми его основными свойствами, имеющая
определенные содержательные и динамические
характеристики, временные и пространственные
границы. В ходе изучения устанавливаются
все основные и второстепенные участники
конфликта. Определяются пространственные
границы конфликтного взаимодействия.
Выделяются фазы в развитии конфликта,
в течение которых характер взаимодействия
основных его участников качественно
не изменяется. После определения пространственных,
временных и содержательных границ конфликтной
ситуации проводится ее системный анализ.
Использование конфликтной ситуации в
качестве единицы анализа дает возможность
стандартизировать, хранить и накапливать
информацию о реальных конфликтах. Конфликтная
ситуация позволяет изучать характеристики
конфликтов не «вообще», а на основе систематизации
определенной информации о поведении
конкретных людей и социальных групп.
Конфликтные ситуации можно анализировать
ретроспективно (изучение документов,
опрос участников и свидетелей конфликта)
и непосредственно во время реального
развития событий. Для проведения ситуационного
анализа разрабатывается специальный
бланк, в котором отражаются основные
характеристики конфликта.
2. Математическое моделирование. Математическое моделирование с привлечением
современных средств вычислительной техники
позволяет перейти от простого накопления
и анализа фактов к прогнозированию и
оценке событий в реальном масштабе времени
развития. Математическая модель конфликта
представляет собой систему формализованных
соотношений между характеристиками конфликта,
разделяемых на параметры (отражает внешние
условия и слабоменяющиеся характеристики
конфликта) и переменные составляющие.
Среди математических моделей, используемых
в конфликтологии, - вероятностные распределения,
цепь Маркова, модели целенаправленного
поведения, имитационные модели[11]. К настоящему
времени наибольшего прогресса удалось
достигнуть в анализе и описании конфликтов
со следующими свойствами: число участников
конфликта равно двум, число способов
действий каждого участника и их индивидуальные
цели диаметрально противоположны. Эти
ограничения, а также неочевидность целей
и стратегий участников конфликтов существенно
снижают круг ситуаций реального межличностного
взаимодействия, к которым применимы созданные
математиками описания.
3. Личностные тесты. Специалисты используют ряд апробированных
тестов, которые фиксируют выраженность
качеств, свойств и состояний, указывающих
на повышенную конфликтность личности.
К числу наиболее часто применяемых общепризнанных
тестов и опросников, позволяющих выявить
те или иные аспекты конфликтности личности
и определить ее уровень, можно отнести:
Тест А. Басса – А. Дарки (предназначен
для определения индивидуального уровня
агрессивности личности)
Диагностика межличностных отношений
Т. Лири (дает возможность определить преобладающий
тип отношения личности к окружающим);
Личностный тест Г. Айзека (позволяет
выявить тип темперамента личности с помощью
двух шкал – «экстраверсия – интроверсия»
и «нейротизм – стабильность)
16-факторный личностный опросник Кеттелла
(позволяет выявить психологические особенности,
влияющие на конфликтность – скрытность,
практичность, жестокость, суровость,
честолюбие и пр.)
Шкала реактивной и личной тревожности
Ч. Спилбергера – Ю. Ханина (предназначена
для измерения тревожности как эмоционального
состояния и как свойства личности)
Методика «Q – сортировка» Х. Залена – Д.Штока (позволяет
измерить проявление таких тенденций
поведения, как зависимость – независимость,
общительность – необщительность, стремление
к борьбе – избегание борьбы) и др.
Личностные тесты используются в исследовательских
целях и в качестве источников информации
об участниках конфликта, но в строгом
смысле не являются методами изучения
самого конфликта.
В современной конфликтологии традиционно
большее внимание уделяется качественным
методам, которые осуществляют смысловую
интерпретацию данных. Причем наряду с
общенаучными качественными методами
(анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.)
появились эмпирические качественные
методы: методика кейс – стадии – изучение
единичного конкретного конфликта и реконструкция
существующей теории на основе сделанных
выводов; экспертный опрос – опрос компетентной
группы лиц; метод изучения фокус групп[12].
Сложность явления конфликта, и разнообразие
подходов определяют и разнообразие методических
подходов и приемов изучения конфликта.
Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.
Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:
1) структурно – функциональный;
2) процессуально – динамический;
3) метод типологизации;
4) прогностический;
5) разрешительный.
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.
Каждый из указанных методов имеет свои особенности:
1 Структурно-функциональный
метод способствует выявлению
основных элементов
Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.
2. Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.
Важнейший инструмент процессуального анализа — определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.
3. Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.
4. Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.
Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.
В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок.
Вся совокупность указанных основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования. В связи с социально-психологической природой конфликта этот инструментарий конфликтологии во многом совпадает с исследовательскими процедурами, применяемыми социологией и психологией. К числу социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся такие, как наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и др.
В заключение, все же следует отметить, что при всем позитивном значении научной методологии нельзя переоценивать ее роль, впадая в своего рода «методологическую эйфорию». Недопустимость абсолютизации каких-либо методов познания, в том числе и применяемых конфликтологией, связана с двумя причинами:
1) ограниченностью возможностей человеческого познания вообще, что было убедительно показано еще И. Кантом.
2) спецификой самого
Этот накал страстей, нередко сопровождающий конфликт, приводит к тому, что его течение приобретает неуправляемый характер, исключающий возможность применения для его регулирования какой-либо рациональной методологии. Поэтому участнику конфликта следует иметь в виду, что применение научных методов разрешения конфликта может быть сопряжено с немалыми трудностями.
Эти трудности могут быть особенно велики в условиях современной России, когда под влиянием переживаемого нашей страной глубокого социально-политического кризиса в обществе значительно увеличилось число людей с отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, людей с различными психическими патологиями и т.п. Именно эти категории людей наиболее склонны в конфликтных ситуациях выбирать иррациональные формы поведения.
Но в связи с этим было бы неправильно впадать и в другую крайность, в так называемый «методологический нигилизм», который в последнее время пропагандируется некоторыми специалистами в области методологии науки. Так, американский методолог науки П. Фейррабенд утверждает, что, поскольку все методологические предписания имеют свои пределы, «...единственным "правилом", которое сохраняется, должно стать правило: все позволено».
|
Тем не менее, несмотря на имеющиеся трудности рационального регулирования конфликта эффективное управление его развитием, сужение возможности его разрушительных последствий возможны только на рациональной основе, путем применения научной методологии и ее совершенствования.
2. Перечислите динамические
показатели конфликта (выберите
правильные ответы и
1. Конфликтная ситуация.
2. Конфликтное взаимодействие.
3. Эскалация конфликта.
4. Завершение конфликта.
5. Послеконфликтное
Динамические характеристики конфликта позволяют выявить стадии
развертывания конфликта и процесс его движения от одной стадии к последующей. Достаточно общепринятым является выделение таких стадий конфликта: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, Эскалация конфликта, завершение конфликта.
Конфликтная ситуация, в ее рамках формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.
Конфликтное взаимодействие, где особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта. Многие конфликты на определенном этапе своего развития имеют тенденцию к эскалации (нарастанию остроты конфликтного поведения). В процессе эскалации конфликта каждая сторона претерпевает определенные социально-психологические и организационные изменения. Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, - все это показатели эскалации. Эскалация возможна при следующих условиях:
- когда участники конфликта придерживаются мнения о необходимости интенсивных действий с целью скорейшего получения желаемого результата;
- когда стороны намерены решительно защищать свои интересы и противостоять угрозе извне; когда участники конфликта вовлекают в борьбу новых приверженцев и противников своих целей, и т.д.
Завершение конфликта. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели “выигрыш - выигрыш” (когда сторонам удается решитьпроблему на взаимовыгодной основе), а на другом - конфликты - завершенные в варианте