МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
«ОБЩАЯ
ПСИХОЛОГИЯ».
1. |
Классификация
неосознаваемых процессов.
|
2. |
Вклад гештальтпсихологов
в изучение восприятия |
3. |
Таблица «Восприятие». |
4. |
Таблица «Внимание». |
5. |
Таблица «Память».
|
6. |
Таблица «Мышление».
|
7. |
Список использованной
литературы.
|
- Классификация
неосознаваемых процессов.
Важным
шагом в изучении сознательного
отражения окружающей реальности является
определение круга явлений, которые
принято называть неосознаваемыми,
или бессознательными. Ю.Б.Гиппенрейтер
предложила разделить все неосознаваемые
психические явления на три больших класса:
- Неосознаваемые
механизмы сознательных
действий;
- Неосознаваемые
побудители сознательных
действий;
- Надсознательные
процессы.
- Среди неосознаваемых
механизмов сознательных
действий выделяют:
- Неосознаваемые
автоматизмы - действия или акты,
которые совершаются как бы «сами собой»,
без участия сознания. Некоторые из этих
процессов никогда не осознавались, другие
же прошли через сознание и перестали
осознаваться. Первые называются первичными
автоматизмами, или автоматическими
действиями. Они или являются врождёнными,
или сформировались очень рано (сосательные
движения, мигание, схватывание, ходьба,
конвергенция глаз); Вторые известны как
вторичные автоматизмы, или автоматизированные
действия, навыки. Благодаря формированию
навыка действие начинает осуществляться
быстро и точно, а за счёт автоматизации
происходит освобождение сознания от
необходимости постоянного контроля за
выполнением действия;
- Неосознаваемые
установки – готовность организма
или субъекта к совершению определённого
действия или к реагированию в определённом
направлении. В качестве примеров неосознаваемых
установок можно назвать мышечную преднастройку
к осуществлению физического действия
- моторную установку; готовность
воспринимать и интерпретировать материал,
объект, явление определённым образом
- перцептивную установку; готовность
решать проблемы и задачи определённым
способом - умственную установку и т.д.
Установки имеют очень важное функциональное
значение: субъект, подготовленный к действию,
способен осуществить его более эффективно
и экономично;
- Неосознаваемые
сопровождения сознательных
действий. Не все неосознаваемые
компоненты несут одинаковую функциональную
нагрузку. Одни реализуют
сознательные действия, другие подготавливают,
третьи - просто сопровождают
действия: (непроизвольные движения, тонические
напряжения, мимика, а также широкий спектр
вегетативных реакций, сопровождающих
действия и состояния человека). Например:
ребёнок высовывает язык, когда пишет;
человек, наблюдающий за кем-то, переносящим
боль, имеет горестное выражение лица
и не замечает этого. Эти неосознаваемые
явления играют важную роль в коммуникативных
процессах, представляя собой необходимый
компонент человеческого общения (мимику,
жесты, пантомимику). Они являются также
объективными показателями различных
психологических характеристик и состояний
человека - его намерений, отношений, скрытых
желаний и мыслей.
- Исследование
неосознаваемых побудителей
сознательных действий связано с именем
Фрейда. Согласно его теории бессознательного
в психике существуют три сферы: предсознание,
сознание, бессознательное.
Предсознание
– скрытые, латентные знания, которые
имеются у человека, но не присутствуют
в его сознании в данный момент; при необходимости
они легко перемещаются в сознание. Содержание
бессознательного, напротив, с трудом
становится достоянием сознания. Вместе
с тем оно обладает сильным энергетическим
зарядом и, проникая в сознание в изменённом
виде – как сновидения, ошибочные действия
или невротические симптомы, - оказывает
на него большое влияние. Фрейд считал,
что истинные причины поведения человека
не осознаются им, - они скрыты и тесно
связаны с подавленными влечениями, прежде
всего сексуальными. Выдающийся отечественный
психолог А.Н.Леонтьев также утверждал,
что большинство мотивов деятельности
человеком не осознаются. Но мотивы могут
проявляться в эмоциональной окраске
тех или иных объектов или явлений, в форме
отражения их личностного смысла. Человек
способен осознать мотивы своего поведения,
не прибегая к помощи психолога. Однако
это представляет собой специальную задачу.
Нередко осознание мотива подменяется
мотивировкой – рациональным обоснованием
поступка, не отражающим действительных
побуждений человека.
- Надсознательные
процессы – это процессы образования
некого интегрального продукта большой
неосознаваемой работы, который затем
«вторгается» в сознательную жизнь человека.
Например, человек занят решением какой-либо
сложной проблемы, о которой думает изо
дня в день в течение длительного времени.
Размышляя, перебирает и анализирует различные
впечатления и события, высказывает предположения,
проверяет их, спорит с собой. И вдруг всё
проясняется: иногда это возникает неожиданно,
само собой, иногда после незначительного
события. То, что вошло в его сознание,
в действительности является интегральным
продуктом предшествовавшего процесса.
Однако человек не имеет представления
о ходе последнего. «Надсознательное»
- это процессы, происходящие над сознанием
в том смысле, что их содержание и временные
масштабы крупнее всего того, что может
вместить сознание. Проходя через сознание
отдельными своими участками, они как
целое находятся за его пределами.
Выделенные
классы неосознаваемых психических
явлений расширяют наше представление
о психике, не ограничивая её только
фактами сознательного отражения реальности.
Следует особенно подчеркнуть, что сознательное
и бессознательное - это не противоположности,
а частные проявления психического.
- Вклад
гештальтпсихологов
в изучение восприятия.
Гештальтпсихология
– психологическое направление, существовавшее
в Германии с начала 1910-х до середины 1930-х
гг. Основные представители: Макс Вертгеймер,
Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин.
В
гештальтпсихологии получила дальнейшую
разработку проблема целостности, поставленная
Австрийской школой, при решении которой
гештальтпсихология вышла за пределы
элементаристской методологии, подвергнув
её теоретической и экспериментальной
критике, и создала целостный подход к
изучению психики и сознания. Целостность
восприятия - понималось как изначальное
свойство, определяемое имманентными
законами сознания.
Школой гештальтпсихологии
были описаны и проанализированы
феномены восприятия как факторы его организации
по определённым принципам. Самый важный
из этих принципов состоит в том, что все,
что человек воспринимает, он воспринимает
как фигуру на фоне. Фигура -
это то, что ясно и отчётливо осознаётся,
имеет чёткие границы и хорошо структурировано.
Фон же представляет собой нечто неотчётливое,
аморфное и неструктурированное. Например,
своё имя мы услышим даже в шумной компании
- оно обычно сразу выделяется как фигура
на звуковом фоне. Следует отметить, что
соотношение фигуры и фона – это соотношение
динамическое. То, что в данный момент
относится к фону, может через некоторое
время стать фигурой, и наоборот, то, что
было фигурой, может стать фоном. Например,
на рисунке изображена белая ваза на фоне
чёрного квадрата, но если внимательно
присмотреться к данному рисунку, то можно
заметить, что фон также несёт определённое
смысловое значение. В другом случае можно
увидеть, что изображена не ваза, а профили
человеческих лиц (рис.1).
Основатель
гештальтпсихологии М.Вертгеймер определил
факторы, обеспечивающие визуальную группировку
элементов и выделение фигуры из фона:
- Сходство.
В фигуру объединяются элементы, сходные
по форме, цвету, величине, цвету, текстуре
и т.д. (напр.: столбики крестиков и ноликов);
-
Близость.
В фигуру объединяются элементы, близко
расположенные (напр.: две узкие вертикальные
полосы) (рис.2);
- «Общая
судьба». Элементы могут объединяться
общим характером наблюдаемых в них изменений.
Например, если воспринимаемые элементы
смещаются или движутся относительно
других в одном и том же направлении и
с одинаковой скоростью, то они объединяются
в фигуру;
- «Вхождение
без остатка». Несколько элементов
легко объединяются в фигуру тогда, когда
не остаётся ни одного отдельно стоящего
элемента (напр.: три широкие вертикальные
полосы) (рис.2);
- «Хорошая
линия». Фактор определяет избирательность
восприятия двух или более пересекающихся
или касающихся линий (напр.: воспринимается,
как правило, прямая и изогнутая, хотя
их можно воспринять как две изогнутые,
т.е. из двух пересекающихся или касающихся
линий фигурой становится линия с наименьшей
кривизной);
- Замкнутость.
Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых
и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые
(напр.: квадраты и окружности);
- Установка
или поведение наблюдателя;
- Прошлый
опыт. Так, хорошо понятная фраза,
написанная без пробелов, воспринимается
в её истинном смысле (кошкаловитмышей).
Выделение
предмета из фона связано с особенностями
нашего восприятия, а именно с предметностью
восприятия. Мы выделяем предмет из
фона для того, чтобы лучше с
ним ознакомиться, но это выделение
происходит не всегда. Легче выделяется
то, что в действительности является отдельным
предметом и хорошо знакомо из прошлого
опыта. Выделение предмета из фона, прежде
всего, зависит от степени различия между
ними. Чем больше фон и фигура отличаются
друг от друга, тем легче фигура выделяется
из фона. Например, существенную роль играет
различие по цвету между фоном и фигурой.
Контрастные цвета особо благоприятны
для выделения фигуры из фона. Так, слово,
написанное мелом на классной доске, хорошо
заметно и совсем незамеченным может быть
исправление в тетради ученика, сделанное
учителем теми же чернилами, которыми
пишет ученик. Выделение предмета затруднено
также в том случае, если предмет находится
в окружении схожих предметов. Например,
достаточно трудно проследить по карте
течение реки, если она окружена другими
реками. Следовательно, для того чтобы
облегчить выделение фигуры из фона, необходимо
усилить его отличие. И, наоборот, там,
где надо затруднить выделение фигуры
из фона, необходимо уменьшить их различие.
Выделение
предмета из фона облегчает, во-первых,
знание того, что надо найти, в особенности,
если это конкретный образ предмета.
Во-вторых,
выделение фигуры из фона облегчает
возможность обвести контуры
предмета или перебрать предметы
руками, т.е. возможность манипуляции
предметами.
В-третьих,
выделение предмета из фона облегчает
опыт подобной деятельности. Каждая часть
образа восприятия приобретает значение
лишь при соотнесении её с целым и определяется
им. Сам образ восприятия также зависит
от особенностей составляющих его частей.
ФУНКЦИИ: |
ВИДЫ: |
ХАРАКТЕРИСТИКИ: |
СВОЙСТВА: |
1.Ориентировочная |
1.По
модальности |
1.Зрительное |
1.Объём |
1.Целостность |
2.Слуховое |
3.Осязательное |
4.Обонятельное |
2.Предметность |
5.Вкусовое |
6.Кинестетическое |
2.Регулирует
психическую активность |
2.По
форме психической
активности |
1.Преднамеренное |
2.Непреднамеренное |
2.Скорость |
3.Константность
(постоянство) |
3.По
структуре (длительности) |
1.Сукцессивное |
2.Симультанное |
4.Обобщённость
(структурность) |
3.Направляющая |
4.По
особенностям объекта |
1.Восприятие
предметов |
2.Восприятие
человека человеком |
3.Точность |
5.Осмысленность
и обобщённость |
3.Восприятие
музыки |
4.Восприятие
речи |
5.По
форме существования
материи |
1.Восприятие
пространства |
6.Избирательность |
2.Восприятие
времени |
3.Восприятие
движения |
|