Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:43, контрольная работа
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
ФИЛИАЛ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра общегуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Психология
Выполнил: Александрова Светлана Олеговна. 13/3
Зачетная книжка №4237
Вариант № 7
Проверил:
Психологическое развитие человека. Психологические кризисы возраста.
За свою жизнь человек
проходит через ряд стадий своего
развития - младенчество, детство, отрочество,
переходный возраст, взросление, зрелость,
пожилой возраст и, наконец, старость
и угасание. На каждом этапе возникают
свои задачи и приоритеты, жизненные
проблемы и связанные с ними переживания.
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.
Существует много теорий развития человека. Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной возрастных особенностей психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве). В то же время возрастные особенности стадий онтогенеза, выходящих за пределы детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше. Особенность гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.
Гетерохронность развития связана
с понятием “сенситивных” и “критических”
периодов развития. Сенситивный период
- это временной диапазон, максимально
чувствительный и благоприятный
для развития той или иной функции,
той или иной способности человека.
Например, сенситивным периодом в
развитие речи является возраст от
9 месяцев до 2 лет. Это не означает,
что речевая функция не развивалась
ни до, ни после этого возраста. Это
значит, что именно в этот период
ребенок должен иметь опыт речевого
общения, опыт человеческих коммуникаций,
образцы обозначения предметов
и явлений словами, поддержку
и поощрение взрослых в его
речевых попытках, желание выразить
свои чувства и желания
Возрастные классификации жизни человека
Все виды периодизации соотносятся с различными возрастами – годами жизни человека.
· Дошкольное детство: Младенчество (0–1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).
· Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет).
· Ранняя взрослость: Юность(18-23года).
· Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).
· Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).
Переходы от одной стадии возрастного развития к другой сопровождаются кризисами и приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.
Психологическая характеристика периода новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:1. Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
2. Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы
имеет новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).
Для раннего возраста характерны
яркие эмоциональные реакции, связанные
с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода,
при приближении к кризису 3 лет,
наблюдаются аффективные
Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.
Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм.
Ребенок дает негативную
Он не делает что-то только
потому, что это предложил ему
определенный взрослый человек (ребенок
игнорирует требования одного члена
семьи или одной
Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика
кризиса 3 лет - упрямство. Это
реакция ребенка, который
3) Третья характеристика
кризиса 3 лет, которая будет
присуща всем последующим
4) строптивость близка
к негативизму и упрямству,
но направлена не против
5) своеволие - т.е. ребенок
хочет делать все сам; но
это не кризис 1-го года, где
ребенок стремиться к
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.
Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом "горькой
конфеты" - ребенку плохо, но
он старается этого не
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
- ориентировка в окружающем;
- запас знаний;
- развитие мыслительных
процессов (способность
- развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.);
- развитие произвольного внимания;
Мотивационная готовность к школе включает в себя:
Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
Психологические особенности подростка
Основной особенностью этого
возраста являются резкие, качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития. Процесс анатомо-
Изменение роста и веса
сопровождается изменением пропорций
тела. Сначала до "взрослых" размеров
дорастают голова, кисти рук и
ступни, затем конечности - удлиняются
руки и ноги - ив последнюю очередь
туловище. Интенсивный рост скелета,
достигающий 4-7 см в год, опережает
развитие мускулатуры. Все это приводит
к некоторой
В связи с быстрым развитием
возникают трудности в
В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Отрочество - период, когда
подросток начинает по-новому оценивать
свои отношения с семьей. Стремление
обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех
тех, кто привычно, из года в год
оказывал на него влияние, и в первую
очередь это относится к