Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

ФИЛИАЛ В ТЮМЕНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

 

 

 

Кафедра общегуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Психология

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Александрова Светлана Олеговна. 13/3

Зачетная книжка №4237

Вариант № 7

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Тюмень  2012

Психологическое развитие человека. Психологические кризисы возраста.

За свою жизнь человек  проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст и, наконец, старость и угасание. На каждом этапе возникают  свои задачи и приоритеты, жизненные  проблемы и связанные с ними переживания. 

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти  изменения особенно очевидны при  сравнении младенца, школьника, взрослого  человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был  введен немецким биологом Э.Геккелем.

Существует много теорий развития человека.  Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского. 

Л.С. Выготский подчеркивал  единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических  функций ребенка, но имеет как  бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и  восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). 

Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой  картиной возрастных особенностей психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве). В то же время возрастные особенности  стадий онтогенеза, выходящих за пределы  детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше. Особенность гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста. 

Гетерохронность развития связана  с понятием “сенситивных” и “критических”  периодов развития. Сенситивный период - это временной диапазон, максимально  чувствительный и благоприятный  для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в  развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась  ни до, ни после этого возраста. Это  значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов  и явлений словами, поддержку  и поощрение взрослых в его  речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим  речевым образом. Интересно, что  во всех культурах сенситивный период развития речи один и тот же. 

Возрастные классификации  жизни человека

Все виды периодизации соотносятся  с различными возрастами – годами жизни человека.

·          Дошкольное детство: Младенчество (0–1 год); Раннее детство(1-3года); Дошкольный возраст(3-6лет).

·          Школьный возраст: Младший школьный возраст(7-10лет); Подростковый возраст(11-14лет); Ранняя юность(15-18лет).

·          Ранняя взрослость: Юность(18-23года).

·          Взрослость: Молодость(24-27лет); Зрелость(28-60лет).

·          Старость: Пожилой возраст(60-75лет); Старчество(75-90лет); Долгожительство(более 90лет).

Переходы от одной стадии возрастного развития к другой сопровождаются кризисами и приводят к изменениям в организации развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими  стадиями.

Психологическая характеристика периода новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса  новорожденности:1. Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

2. Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего  дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для  ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года"

Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные  реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок  становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями  в познании окружающего мира и  теми возможностями, которыми ребенок  обладает. Возможности являются еще  недостаточными для удовлетворения потребностей.

Главное приобретение переходного  периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко  отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные  с непосредственными желаниями  ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции  на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать  самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это  вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Однако ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно  расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет.

Кризис 3 лет - граница между  ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни  ребенка.

Л.С. Выготский, описывает  характеристики кризиса 3 лет.

1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию  не на само действие, которое  он отказывается выполнять, а  на требование или просьбу  взрослого. 

Он не делает что-то только потому, что это предложил ему  определенный взрослый человек (ребенок  игнорирует требования одного члена  семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.  

Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное  тому, что ему сказано). Но это  не непослушание.

2) Вторая характеристика  кризиса 3 лет - упрямство. Это  реакция ребенка, который настаивает  на чем-то не потому, что ему  этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал  взрослым и требует, чтобы с  его мнением считались. Упрямство  - не настойчивость, с которой  ребенок добивается желаемого.  Упрямый ребенок продолжает настаивать  на том, чего ему не так  уж сильно хочется, или совсем  не хочется, или давно расхотелось.

3) Третья характеристика  кризиса 3 лет, которая будет  присуща всем последующим переходным  периодам - обесценивание. Обесценивается  то, что было привычно, интересно,  дорого раньше. 3-летний ребенок  может начать ругаться (обесцениваются  старые правила поведения), отбросить  или даже сломать любимую игрушку,  предложенную не вовремя (обесцениваются  старые привязанности к вещам)  и т.п.

4) строптивость близка  к негативизму и упрямству,  но направлена не против конкретного  взрослого, а против принятых  в семье норм поведения (порядков);

5) своеволие - т.е. ребенок  хочет делать все сам; но  это не кризис 1-го года, где  ребенок стремиться к физической  самостоятельности, а стремиться  к самостоятельности намерения,  замысла.

6) протест-бунт, который проявляется  в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок  находится в состоянии войны  с окружающими, в постоянном  конфликте с ними"

7) деспотизм - диктует  свое поведение (если в семье  1 ребенок), проявляет деспотическую  власть по отношению ко всему  окружающему.

Все эти явления могут  проявляться с разной интенсивностью.

Возникающие в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования (развивающаяся и осознаваемая собственная воля; способность к обособлению; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием  вклинивается переживание того, какое значение это действие  будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок  что-то из себя строит, скрывает  что-то);

3) симптом "горькой  конфеты" - ребенку плохо, но  он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Обычно выделяют два аспекта  психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

- ориентировка в окружающем;

- запас знаний;

- развитие мыслительных  процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

- развитие разных типов  памяти (образной,слуховой, механической  и др.);

- развитие произвольного  внимания;

Мотивационная готовность к  школе включает в себя:

Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет  много знать), а не потому что у  него будет новый ранец или  родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Психологические особенности  подростка

Основной особенностью этого  возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны  развития. Процесс анатомо-физиологической  перестройки является фоном, на котором  протекает психологический кризис.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций  тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и  ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь  туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает  развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время  неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием  возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного  мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, неуравновешенность.   

В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и  ответственной взрослости. Подросток  занимает промежуточное положение  между детством и взрослостью. 

Отрочество - период, когда  подросток начинает по-новому оценивать  свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает  потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год  оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье..

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"