Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде  повышенной эмоциональности. Это проявляется  в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы. 

Юность как стадия жизненного пути человека. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

В годы юности все имеет  характер абсолюта, одновременно характер временного. Это странная и сама по себе противоречивая ситуация, но совершенно не беспокоящая самих молодых  людей. Суждения и чувства абсолютны  — во всяком случае, в данный момент! Каждый выбор «временно-абсолютен».

Таким образом, своеобразие  юношеского возраста заключается в  том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование  способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий  уровень воспитанности человека как личности и субъекта учебно-познавательной деятельности, формирование их основных компонентов — характера, способностей социальной и профессиональной направленности, ценностных ориентации и самосознания.

Переход от юности к взрослению (23-30 лет) 

С какой точки зрения людей  можно считать взрослыми? Таких точек зрения несколько.  

Физиологическая (с точки  зрения функционирования всех систем организма). Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам  и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. 

Марта Мере считает, что развитие женщины в эти годы проходит несколько  иначе, прежде всего потому, что «созревание» (переходная фаза от юности к взрослости) у женщины заканчивается уже  в 21 год, в то время как у мужчины  она может продолжаться до 24 лет. «Таким образом, женщина вначале  превосходит мужчину в отношении  зрелости личности. Существо женщины  вообще сильнее стремится к душевной любви»...

При этом женщина в начале взрослого бытия стоит перед  двойной задачей, часто приводящей ее к внутреннему конфликту. Она  должна посвятить свои силы сохранению человеческого рода, неся на себе всю  тяжесть этой задачи. С другой стороны, жизнь требует сегодня интенсивного участия в работе ради заработка  и общественной жизни. Этому конфликту  женщина подвержена уже в юности, позже он еще больше обостряется. Восприятие этих задач потому так  важно для развития женщины, что  оно способствует развитию «душевно-духовных»  стремлений с большой интенсивностью.

Человек в период взросления и проходит испытание на решение  важнейшей жизненной задачи - выработку собственного (семейного) стиля жизни.

Психология человека зрелого  возраста, задачи развития в этот период  

Одним из фундаментальных  разделов возрастной психологии является психология человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Этот раздел возрастной психологии назвали «акмеологией» - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека. Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности.

Понятие зрелости связано  с исследованием отношения человека к собственной жизни среди  людей; не только к себе самому, к  своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и  изменить его. Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны  детей, молодого поколения, которое  подтверждает субъективное ощущение своей  нужности другим. Главная положительная  характеристика личности на этой стадии - производительность реализуется в  заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.

Если ситуация развития в  зрелом возрасте неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению, т.е. имеет  место кризис зрелости.

Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно  ли он понял и реализовал настоящее  предназначение своей жизни. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени  личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому  многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

По отношению ко времени  своей жизни, по В.И. Жовалеву, выделяется несколько типов поведения в  зрелом возрасте:

1)стихийно-обыденный тип:  личность находится в зависимости  от событий и обстоятельств  жизни; она не успевает за  временем, не может организовать  последовательность событий, предвосхищать  их наступление или предотвращать  осуществление; поведение такого  человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;

2)функционально-действенный  тип: личность активно организует  течение событий, направляет их  ход, своевременно включается  в них, добиваясь эффективности;  но инициатива охватывает только  отдельные периоды течения событий,  а не их объективные или  субъективные последствия - у  такого человека отсутствует  «жизненная линия»;

3)созерцательно-пролонгированный  тип: личность пассивно относится  к бегущему времени своей жизни,  у нее отсутствует четкая организация  времени жизни;

4)созидательно-преобразующий  тип: личность пролонгировано  осуществляет организацию времени,  связывая его со смыслом жизни,  с решением общественных проблем,  творчески овладевает временем.

Д. Левинсон рассматривает  возрастное развитие как регулярную последовательность стадий, как стабильных, так и переходных. В стабильной фазе развитие характеризуется достижением  поставленных целей, поскольку основные задачи развития на этом этапе человеку представляются решенными. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются  предметом анализа для индивида, а новые возможности - предметом  поиска. В периоде взрослости Д. Левинсоном отмечены два переходных этапа, характеризующихся  пересмотром жизненных программ, - это период около 30 лет и период 40-45 лет. Так, в возрасте 30 лет человек  анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь. При этом мужчины  пересматривают собственные установки  по вопросам карьеры и способы  их реализации, женщины же делают окончательный выбор между карьерой и семьей. Затем в 40-45 лет происходит еще одно переосмысление жизненных ценностей.

В зрелом возрасте потребность  в труде становится основной жизненной  потребностью, определяющей круг смежных  потребностей - в общественном признании  и престиже, в самовыражении, в  удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении  собственной индивидуальности и  т.д.

Выделим психологические  особенности зрелости, позволяющие  предвосхищать или продуктивно  преодолевать возрастные кризисы:

1) умение (брать на себя  ответственность; 

2) стремление к власти  и организаторские способности; 

3) способность к эмоциональной  и интеллектуальной поддержке  других;

4) уверенность в себе  и целеустремленность;

5) склонность к философским  обобщениям;

6) защита системы собственных  принципов и жизненных ценностей; 

7) формирование индивидуального  жизненного стиля; 

8) стремление оказывать  влияние на мир и «отдавать»  индивидуальный опыт (профессиональный  и личностный) молодому поколению;

9) реализм оценок и  чувство «сделанности» жизни; 

10) стабилизация системы  социальных ролей и др.

Психология человека пожилого и старческого возраста

Старость - заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в  производительной жизни общества. Старость - один из самых парадоксальных и  противоречивых периодов жизни, связанный  с тем, что «последние вопросы  бытия» встают перед человеком во весь рост, требуя разрешения неразрешимого - совместить возможности старого  человека в понимании мира и его  жизненный опыт с физической немощью  и невозможностью активно воплотить  в жизнь все понимаемое.

Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных  причин сужаются его социальные связи, и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой  установление и обновление системы  социальных связей и обязательств. Во-вторых, постепенно «вымывается» его  возрастная когорта, и многие близкие  ему люди и друзья умирают или  возникают трудности в поддержании  отношений. В-третьих, старый человек  быстрее устает от напряженных социальных контактов, многие из которых ему  не кажутся актуально значимыми, и сам ограничивает их.

Вовлеченность в общение  неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Эмоциональные проявления одиночества  выражаются в тревожности и скуке, в страхе и опустошенности, в депрессивном состоянии.

После шестидесяти лет  человек постепенно приходит к осознанию  социального отчуждения от последующих  поколений, которое переживается болезненно.

У людей преклонного возраста постепенно изменяется мотивационная  сфера, и немаловажным фактором здесь  является отсутствие необходимости  ежедневно трудиться, выполнять принятые на себя обязательства. Согласно А. Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов - это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеют жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее, хотя определенные «нити» в недалекое, обозримое будущее все же протянуты.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяют три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий  у себя какие-либо признаки  старости и дряхлости;

2)      старик-экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию;

3) старик-интровертированный, остро переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению  к новым интересам, оживление  воспоминаний о прошлом, малоподвижность,  ослабление эмоций, стремление к  покою.

Рассмотрим типы приспособления к старости, выделенные Д. Бромлей:

1) конструктивное отношение  - старый человек адекватно воспринимает  новую социальную ситуацию; оптимистически  относится к жизни; имеет высокую  самооценку благодаря успеху, достигнутому  в жизни;

2) отношение зависимости  - у такого человека сформирована  психологическая зависимость от  других; нет высоких жизненных  притязаний; он достаточно легко выходит на пенсию, семья обеспечивает ему ощущение безопасности, внутренней гармонии;

3) оборонительное отношение  - стремление к самообеспеченности, отказ от помощи; прямолинейность  в суждениях и поступках; с  большой неохотой пожилые люди  этого типа оставляют работу, им свойственна преувеличенная  эмоциональная сдержанность, депрессивность;                                                       

4) враждебное отношение  - предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание  своих неудач другим людям  и общественным организациям, поэтому  их взгляд на жизнь малореалистичен; 

5)отношение самовраждебности - означает неактивность, чувство  одиночества и ненужности, они  ждут смерть как избавление  от страданий.

Заключение

Сложный и богатый, полный поисков и сомнений процесс развития человека – продукт совокупного  действия многих сил: смешения биологического и культурного начал, переплетения мыслей и чувств, синтеза внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента  зачатия и длится всю жизнь. Характер его протекания во многом определяется окружающей средой, но вместе с тем, он неповторим, как человеческая личность.

Возрастная психология рассматривает  тенденции, закономерности и процессы развития на протяжении всей человеческой жизни, используя для этого опыт нескольких отраслей знаний.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"