Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

1. Назовите основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей.
2. Проанализируйте ведущие положения гуманистической психологии.
3. Укажите, в чем состоит основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

психология кр.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра ФИЛОСОФИИ  И СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине ________Психология___________________

 

Вариант 4

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: __Беза Таисия Юрьевна__

                                                                Факультет:__Финансово - Кредитный_

                                                                Курс___1___ группа № __1Б-ЭФ 109__

                                                                 Личное дело № _______124606_______

Преподаватель: Титова Лариса Григорьевна

 

 

 

 

 

Москва – 2012 г.

 

 

Вариант 4.

1. Назовите основные  направления западной психологии  ХХ в. и их  виднейших представителей.

2. Проанализируйте ведущие  положения гуманистической психологии.

3. Укажите, в чем  состоит основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б)  создание математических моделей психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное  изучение реакций организма в  ответ на воздействие окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :

  1. Вступление.
  2. Основные направления в психологии 20 века:

   а) Гештальтпсихология.

   б) Глубинная  психология.

   г) Когнитивная  психология.

3. Ведущие положения гуманистической психологии.

   а) Зарождение  гуманистической психологии. Основные представители.

   б) Предмет и Метод гуманистической психологии.

   г) Основные  представители и их положения  :

      • Абрахам Маслоу
      • Карл Роджерс
  1. Бихевиоризм:

а) Понятие бихевиоризма.

б) Влияние бихевиоризма на дальнейшее развитие существующих научных направлений.

     4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление .

В конце XIX и в начале XX века, по мере того как выделялась особая сфера научных исследований и особая сфера практической психологической  работы, постепенно формировалась и  профессия психолога. В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ в психологической науке.. Разрабатывались новые научные концепции и теоретические направления, проводились соответствующие эмпирические исследования. Наиболее известными из них стали бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, глубинная психология, когнитивная психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Гештальтпсихология.

Гештальтпсихологии - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений начала XX века. Она возникла в противоположность экспериментальной психологии. Датой появления гештальтпсихологии, как научного направления, считают 1910 г. - время встречи М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келера (1887-1967) и К. Коффкы (1886-1941). Эта школа зарождалась как попытка теоретического обоснования некоторых феноменов зрительного восприятия. Но главная заслуга гештальтпсихологии – это наиболее продуктивный вариант решения проблемы целостности в немецко - язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX - начала XX в.

Методологической базой  гештальтпсихологии послужили философские  идеи "критического реализма" и  положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки.

Слово гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт (от нем. Gestalt - форма, структура). Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество.

Макс Вертгеймер (1880-1943) – основатель гештальтпсихологии - в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". С 20-х гг. приступил при помощи метода "рассуждения вслух" (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы".

 В области психологии мышления  гештальтпсихологи разработали  метод экспериментального исследования  мышления - метод "рассуждения вслух" - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт - особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в.

Курт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, Гита Васильевна Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания намерений, а также Т. Дембо по проблеме фрустрации, А. Карстен - психического пресыщения, Ф. Хоппе - уровню притязаний. На основе этих и других исследований К. Левиным была создана топологическая психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos – учение). В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии "поле" как суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной К. Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний.

 

 Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look". Это направление выступило против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

                                   Глубинная психология .

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

У истоков глубинной  психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования, как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане  названные уровни личности характеризуются  конфликтом между сознательным и  бессознательным. Бессознательные  влечения, по словам З. Фрейда, «по природе  своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что движущие силы психического развития - не сексуальные влечения по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект - Альфред Адлер (1870-1937);   коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт - Карл Густав Юнг (1875-1961)

А. Адлер, основатель так  называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

В противоположность  ориентированности экспериментальной  психологии начала XX в. исключительно  на когнитивные процессы, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов. Так возникло направление - гормическая психология (от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos – учение). Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными  условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда (неофрейдисты) - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"