Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:16, контрольная работа

Краткое описание

Описать психическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….... 3
Особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда, действие механизмов психологической защиты. ………………………………..5
«Коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга …. 10
Назовите рассматриваемый механизм психологической защиты……………..17
Заключение ………………………………………………………………………...18
Список использованной литературы……………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Психология кр .docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра Философии и социологии

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

 

Вариант  8

 

 

 

 

 

Преподаватель: Егоров Вадим Алексеевич

Студент: Пронина Евгения Игоревна

№ 100.16/120067

 

 

 

Липецк 2013

 

Оглавление

  1. Введение ………………………………………………………………………….... 3
  2. Особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда,        действие механизмов психологической защиты. ………………………………..5
  3. «Коллективное бессознательное» в аналитической психологии К.Г. Юнга …. 10
  4. Назовите рассматриваемый механизм психологической защиты……………..17
  5. Заключение ………………………………………………………………………...18
  6. Список использованной литературы……………………………………………..20

 

 

Введение

Описать психическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней  и систем психической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга.

Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактулизации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью «личностных конструкторов».

Основные подходы у  анализу психики личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30-60е годы ХХ века. В настоящее время в психологии существуют множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер и способы межличностных отношений. При этом все современные теории личности принято подразделять на три типа.

Первый тип – это психодинамические теории. К ним можно отнести теорию З. Фрейда, К. Юнга и их современных последователей. Они объясняют динамику личности на основе взаимодействий структурных элементов психики: влечений, бессознательных мотиваций, комплексов и архетипов.

Второй тип - социодинамические теории. Ведущую роль в развитии психики личности они отводят социокультурным детерминантам: социальным условиям существования личности, ее социальному окружению и предметной деятельности. Такая позиция доминирует в деятельностном подходе С.Л.Рубенштейна и А.Н.Леоньтьева, культурно исторической концепции Л.С. Выгодского.

Третий тип составляют интеракционистские теории личности. Они объясняют динамику психики личности на основе взаимодействия внутренней психической структуры с внешней социальной средой. Этот подход наиболее очевиден в когнитивных теориях личности Дж. Келли, А.Бандуры и теории социального учения Дж. Роттера.

В практике делового общения  многообразные подходы к анализу  психики индивида могут быть использованы с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействия.

 

  1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты.

Модель психической структуры  личности сложилась в психоанализе З. Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний своей деятельности.

Согласно Фрейду, человеческая психика включает в себя три области  – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия.

Система бессознательного («Оно» или «Ид»).  Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению.

Фрейд выделяет следующие  важные особенности бессознательного:

1. оно – несловесное  (невербальное);

2. «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической  силы и энергии;

3. ему закрыт прямой  доступ в сознательное;

4. по динамике своего  образования бессознательное есть  вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;

5. законы его функционирования  отличаются от законов сознательной  деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимания» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим.

В качестве важнейших  структурных элементов бессознательного он выделяет:

  • Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.
  • Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения. Впервые в психологии Фрейд показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.
  • Влечениям Фрейд уделяет особое внимание. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

- влечения «Я», цель которых – самосохранение индивида;

- сексуальные влечения (libido), цель которых – продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

Система «Сверх Я». Эта система, которая становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго (от лат. «super» - сверх и «ego» - я).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы:

  • Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины.
  • Эго-идеал- поощрительный аспект суперэго. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными

Система предсознательного «Я» («Эго»). Эту систему Фрейд выделяет в качестве третьего пласта психики личности. Она находится между «Оно» и «Сверх Я», связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который действовал в бессознательном теряет свое значение, рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни – принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

По своему содержимому предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.  

Для делового общения психические  процессы, происходящие  в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечиваю регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.

 

Между этими тремя системами  существуют так называемые зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать  личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие. Напряжение снимается с помощью разнообразных механизмов психологической защиты. Для делового общения наиболее значимы:

  • Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен поставленной первоначально, которая оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. В диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделять сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.
  • Проекция, представляющая собой наделение других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.
  • Рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается чаще в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но и умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.

 

  1. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Г. Юнга

Основные разногласия теорий Фрейда и Юнга состояли в разном подходе к анализу бессознательного. К. Юнг отвергает трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия, как таковая». Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.

В качестве фундамента психики индивида, предающего определенную форму ее содержанию выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»