Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему.

Содержание

1. Направленность личности и ее формы……………………………………………………....3
2. Операции мышления………………………………………………………………………….8

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 114.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Направленность личности и ее формы……………………………………………………....3

2. Операции мышления………………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность  личности и ее формы

 Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Личность - это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем. Психологический  облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие  протекания психических процессов  и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями. Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается тем, что она проявляется и формируется  в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими  людьми, в постоянном общении с  ними.

В отечественной  психологии существуют различные подходы  к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей  характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого  понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).

Чаще  всего в научной литературе под  направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и  формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Сознание  своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой  полезности этого участия окружающими  и самооценкой результатов своей  деятельности. Личность - объект изучения не только психологии. Социология, история, искусствоведение, эстетика, этика, педагогика, медицина, юридические и другие науки  с разных сторон, в различных связях и отношениях также изучают личность. Психология рассматривает сущность ее психических свойств, состояний  и процессов, а также закономерности ее изучения и формирования. Поэтому  определение личности, даваемое психологией, только уточняет ее более общее определение  для всех наук, ее изучающих. Личность - человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек  формируется как личность только в обществе, коллективе и проявляется  в общении с другими людьми. Коротко говоря, личность - это человек  как носитель сознания. О личности спящего человека ничего сказать  нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сразу же начнут проявляться  различные свойства и особенности  его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут  проявляться особенности (черты) его личности.

Черт  личности очень много. В русском  языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих. И не все черты личности могут  быть обозначены одним словом. Разобраться в их обилии было бы невозможно, если бы личность не имела динамическую функциональную структуру и все особенности каждой личности не укладывались бы в четыре необходимые и достаточные для этого ее подструктуры. Эти давно уже изученные и ставшие главами учебников психологии подструктуры, находясь в иерархической взаимосвязи, одновременно являются и уровнями личности, на которые накладываются способности и характер. Две особенности уровней личности имеют особое значение для педагогов. Во-первых, это постепенная социализация свойств этих подструктур. Во-вторых - закономерная зависимость этих подструктур со все более усложняющимися видами формирования их свойств. Ведь воспитание, как высший вид формирования личности в целом и свойств ее высшей подструктуры, невозможно без обучения, которое осуществляется на основе упражнений, требующих повторений, необходимых и достаточных только для тренировки. Одинаковые по внешнему проявлению недостатки в деятельности учащегося могут быть следствием разных причин, заложенных в каждой из четырех подструктур личности.

Так, брак или даже несчастный случай, вызванный  «невнимательностью» учащегося, может  фактически быть следствием: недисциплинированности, небрежности как моральных качеств; отсутствия знаний и навыков распределения  и переключения внимания при выполнении данной работы; неустойчивости внимания как особенности этого процесса, свойственной данному учащемуся; затруднения  в переключении внимания, определяемого  инертностью нервных процессов. Помимо различных отдельных свойств  четырех основных и рядоположенных подструктур личности, в ней есть и то индивидуально-своеобразное сочетание существенных черт личности учащегося, которое определяет ее общие качества: характер и способности.

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться  в том, что он успел сделать  на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к  чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще  добиться и каким образом достичь  поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности.

Все эти виды направленности в своей  структуре всегда содержат потребности, установки и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегося  должно пронизывать всю воспитательную работу с ним. Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества Уровень - это общественная значимость направленности человека. Только общественно  значимые цели, побуждающие его к  деятельности, могут обеспечивать высокий  уровень направленности его личности и тем положительно влиять на другие ее качества. В общественной направленности человека проявляется его моральный  облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности, формируемой в процессе коммунистического  воспитания. Широта направленности не должна становиться дилетантством, разбросанностью, когда человек  необоснованно начинает считать  себя всезнайкой. Среди широкой направленности, большого круга интересов должен быть центральный, главный, интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую  личностью. Для учащегося - это совершенствование  производственного мастерства. Интенсивность  направленности связана с ее эмоциональной  окраской. Она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности.

Устойчивость  направленности личности характеризуется  ее протяженностью во времена. Это качество направленности личности в первую очередь  связано с настойчивостью как  проявлением воли.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в  деятельности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и  формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние  оказывают установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких  формах, как:  
   

 
   В основе всех форм направленности  личности лежат мотивы деятельности.

Влечение  

 Влечение — наиболее  примитивная и - по своей сути - биологическая форма направленности. С психологической точки зрения  влечение является психическим  состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно  осознанную потребность. Обычно  влечение является преходящим  явлением, поскольку представленная  в нем потребность либо угасает,  либо осознаётся, превращаясь в  желание.

Желание  

 Желание — осознанная  потребность и влечение к чему-либо  вполне определённому. Желание,  будучи достаточно осознанным, имеет  побуждающую силу. Оно проясняет  цели будущего действия и построение  плана этого действия.  
   Желание как форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей её удовлетворения.

Стремление

Стремление это желание, подкреплённое волей. Стремление - вполне определённое побуждение к деятельности.

Интерес

Интерес - специфическая  форма проявления познавательной потребности  человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей  деятельности, тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Наличие интереса во многом объясняет наличие у  человека специальной способности - разума. 

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к  определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик  интереса является то, что при его  удовлетворении он не угасает. Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие  более высокому уровню познавательной деятельности. 

Интерес - важнейшая побудительная  сила к познанию окружающей действительности.

Различают:  
   - непосредственный интерес, вызываемый наглядной привлекательностью объекта,  
   - опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. 

Устойчивость, широта, содержание интересов - важнейшая черта личности, один из краеугольных камней личности человека. Сказав об интересах человека, мы тем самым рисуем уже довольно точный его психологический портрет.

Склонность

В динамике интерес порождает  склонность. Интерес - это сравнительно пассивное созерцание объекта интереса, склонность - активное созерцание, стремление связать свою деятельность и свою жизнь с этим объектом. 

Во многом интерес развивается  в склонность благодаря включению  волевого компонента. Склонность - направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в  той или иной деятельности. 

В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности.  Интерес и склонности - фактор бурного развития способностей индивида.

Идеал

Идеал - конкретизируемая в  образе или представлении предметная цель склонности индивида. Идеал - то, к  чему человек стремится, на что ориентируется  в отдалённой перспективе. Идеалы - основа, "кирпичики" мировоззрения человека. По собственным идеалам человек судит о других людях. 

Идеал - один из аргументов в  функции самооценки человека.

Мировоззрение

Мировоззрение - модель (картина) мира. Если, например, интересы, склонности или идеалы могут быть не связаны  друг с другом, то важнейшая черта  мировоззрения - его целостность. Целостное  мировоззрение позволяет человеку жить "плавно": переезжая, например, в новую местность, он знает, что  там будут действовать такие  же законы физики или химии, люди в  этой местности могут немного  отличаться, но они всё равно будут  людьми (они разговаривают, имеют  физиологические потребности и  т.д.). Целостное мировоззрение позволяет  рассматривать мир как сложную  систему причинно-следственных связей. 

Мировоззрение позволяет  человеку планировать свою деятельность на многие годы вперёд: он знает, что  многое может поменяться за годы, но основные законы, по которым мир  существует, останутся незыблемыми.

Убеждение

Убеждение - система мотивов  личности, побуждающих её поступать  в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности. 

 

2. Операции мышления

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"